Оксана, Украина, Днепропетровск, 53 года
анкета удалена
Оксана, Украина, Днепропетровск, 53 года
один ребенок
Была 22.01.2020 17:09

Ластавка

31.08.2018 16:28
330
0
Как на крыльях летела с работы Анфиса. Быстрей, быстрей домой! В свой покой и уют. Как же хорошо в дождливый вечер улечься под пушистый плед и дремать у телевизора. Васька уехала с классом на экскурсию, приедет только через три дня. Завтра суббота – значит два дня тишины и спокойствия гарантировано.
- Я же хорошая мать, - мысленно успокаивала себя Анфиса, - И люблю свою дочь, просто очень хочется наплевать на привычный режим и расслабиться. Как же я устала!
Вдруг что-то больно стукнуло по лодыжке.
– Пьяная, что ли? Развалилась – не пройти мимо тебя, не проехать. Еще и бубнит.
Здоровенная бабища в мохеровой шапке и клетчатой сумкой через плечо, пиная ногами всех и вся, продвигалась к выходу.
Анфиса решила не обращать внимания на хамку и мечтала дальше.
- Телефон отключаю, дверь не открываю никому. Картошечки нажарю, и с соленым помидорчиком. Ммм, красота!
- Точно, пьяная! – отрапортовала на всю маршрутку злобная тетка, - А водиле все равно, понабирает, кого попало, лишь бы денег накосить.
Наконец, родная остановка! Анфиса с удовольствием закрыла за собой дверь маршрутки, не дослушав до конца перепалку водителя и недовольной пассажирки. Дом милый дом!
Когда ароматная позолота хрустящей корочки с краснобокими солениями дожидались своего часа погурманить, в дверь долго и настойчиво позвонили.
- Открывать не буду! – Анфиса топнула ногой.
Вроде бы помогло. На цыпочках она подошла к двери и посмотрела в глазок. Соседка, Челина Прохоровна. Ну, чего ей не сидится дома? Смотрела бы свой любимый сериал, так нет, у нее поквартирный обход.
Анфиса направилась было в комнату, но звонок разрезал тишину, как нож газету. Придется открывать.
- Здравствуйте, Челина Прохоровна.
- Фисочка, деточка, слава Богу, вы дома! - тяжело переставляя артритные ноги, соседка прошла на кухню.
- Проходите, Челина Прохоровна, - запоздала с приглашением Анфиса, - Не в дверях же разговаривать, - и с обреченностью узника поплелась за соседкой.
- Понимаете, Фисочка, у меня, вот, - нервно сглотнув, женщина протянула зажатый в покрученных подагрой пальцах конверт, - Если верить этому письму, то есть надежда, что Костик жив!
Синяя кобальтовая чашка выпала из рук и разбилась, жалобно звякнув «на счастье».
Дрожащими руками Анфиса взяла письмо.
- Этого не может быть. Это чья-то злая шутка, очень злая, - шептали губы, а глаза с надеждой смотрели на печатные строки: « Уважаемая Чельнальда Прохоровна, на Ваш запрос о пропавшем без вести Белых Константине Дмитриевиче получена следующая информация…»
В горле словно застрял огромный шар, и мешал дышать, буквы слились в одно целое, на мгновение, опустив глаза, Анфиса увидела, как быстро приближаются синие осколки на глянце паркета.

***

- Я так тебя люблю!
- Повтори еще!
- Люблю тебя, ластавка!
Тихий плеск волн, плавно расходящихся у огромного камня, словно перекликается с нежными словами.
- Костя, а почему ластавка?
- Соседом по даче был у нас дед Михась. Как-то пошли мы с ним рыбачить на речку. В глиняной скале на берегу вили гнезда ласточки. Дед мне и говорит: « Глядзи, Кастусь, ластавки прыляцели, быць тцяплу». И так это у него по-доброму и красиво получилось, что запомнилось на всю жизнь. А ты очень похожа на ластавку, такая же красивая и долгожданная, как весна после холодной зимы.
- Я люблю тебя, Костя. И всегда буду любить.
- Вот вернусь из армии, и мы поженимся. Будем вместе и никогда не расстанемся. Что бы ни случилось, я всегда буду рядом.
- И у нас обязательно родиться девочка.
- А назовем ее Василисой, как принцессу из сказки.
- Костя, Василиса была русская красавица, а не принцесса.
- А у меня будут две принцессы: жена Анфиса и дочь Василиса.
Море, заходящее солнце и теплый песок были свидетелями этой клятвы верности и любви. А легкий ветерок, слегка касаясь длинных волос девушки, шептал «не спугните счастье».

***

- Анфисочка, очнитесь!
С трудом разлепив каменные веки, Анфиса увидела перепуганное лицо соседки.
- Все в порядке Челина Прохоровна, - опираясь на дрожащие руки, чтоб подняться, успокоила старушку.
Казалось, голова раскололась надвое: одна половина болела, а вторая пыталась вспомнить, что произошло. Письмо! Она держала в руке письмо! В нем говорилось, о Михаиле, который что-то знает судьбе Кости. Тринадцать долгих лет она ждала и надеялась, неужели сейчас ее решили так зло разыграть? Кто такая эта Чельнальда?
- Чельнальда – это я, - донесся голос соседки. Анфиса, оказывается, произнесла всю эту тираду вслух, – Чельнальда – мое полное имя, - продолжала женщина, - Мой покойный батюшка мечтал, чтобы его дочь была известной. И «если не удастся в жизни пробиться, так хоть имя не из простых носить будет».
- А кто этот Михаил?
- Это человек, который знает о судьбе Костеньки, ведь военком в том письме известил, что он не погиб, а пропал без вести.
- Я помню, что было в письме, Челина Прохоровна, - Анфиса усталой рукой поправила выбившуюся прядь волос, - Прошло столько лет. Почему он, будучи жив, не подал весточки?
- Разные бывают обстоятельства, деточка, - тихо произнесла соседка, - Жизнь иногда выкидывает коленца.
- Не мне вам об этом говорить, я с ее коленцами знакома, - как отрезала Анфиса.
- Знаю, потому и пришла сейчас к тебе с просьбой о прощении и помиловании.
-???
- Моя вина в том, что Костя погиб, - опустила голову пожилая женщина, - Маринка, доченька моя покойная, Царствие ей Небесное, без памяти была влюблена в Костю. Ведь жили в одном доме, знали друг друга с пеленок. И хоть со стороны Кости ответных чувств не было, не теряла надежды она занять в его сердце главное место. Но «не всегда дружба с горшка перерастает в любовь дружка». А тут еще вы приехали да как раз за год до выпускного. Влюбился в тебя Костик по уши, куда тому Ромео. Глядя на вас, Маринка и потеряла всю надежду. Но была она светлым и добрым человеком и искренне радовалась Костиному счастью.
Только страшное горе приносит слепая материнская любовь, когда застит глаза ярость на обидчиков родного чада. Военком Завгородный – был моим знакомым, да еще и по большому счету должником. Вот и расплатился распределением Кости. Мне тогда казалось, что это самое оно – Костю на войну, а тебя одну в тревоги и печали. Да видно черным мыслям и делам суждено вернуться к нам. Умерла доченька моя, поплатилась за грехи материнские. Замучило меня раскаянье, решила старая, хоть как-то вину свою уменьшить. А поскольку Костика не признали погибшим, а пропавшим без вести, то я начала подавать запросы в разные инстанции. Катерина с третьего этажа посоветовала в «Жди меня» написать. И вот.., - оборвала исповедь соседка.
Не было сил у Анфисы произнести что-либо, как соляной столб застыла. Разум отказывался верить в то, что зависть и злоба людская могут так жизнь изменить. Слова, вырвавшиеся наружу, словно весенняя птица из-под снега,
- Не мне вас прощать или миловать, я не Господь Бог. Да и война это проклятая не вами начата, Бог простит.
- Съезди ты к этому Михаилу, узнай все. Сними грех с души моей, не ради меня, а ради памяти Маринки. Вы ведь дружили. Память ворошить тяжело, если ошибка какая. Но, вдруг, правда – и жив Костик! – умоляюще скрестила на груди соседка.
- А как же Васька, ведь она в понедельник утром с экскурсии приедет. Я не успею вернуться. Все-таки до Рязани путь не близкий. Да еще до деревни той на перекладных.
- А я на что? - спохватилась Прохоровна, - Присмотрю за Васенькой, хотя она и так молодец – самостоятельная. Поезжайте, прошу, - снова перешла на вы соседка.

***

Тяжело остаться с растревоженной памятью наедине, когда за окном непроглядная темень, а из попутчиков – пустая полка СВ. С тех самых пор, когда ездила на «опознание останков», дала себе слово никогда не садиться в поезд. Сколько их было – пять, десять, пятнадцать? Уже и не вспомнить. И назад всегда одна. С выплаканными, разучившимися моргать глазами. Их невозможно закрыть даже под убаюкивающее качание поезда. Сразу виделся брезент с разложенным, как на блошином рынке тряпьем. Только тряпье – это останки людских тел. Бывших любимых, любивших, любящих, радующихся. Их грубо украли у жизни и разорвали в клочья войной. Вдыхая запах смерти, не знаешь, кому сострадать: воющему, словно раненый зверь отцу, признавшему груду кровавой ветоши, по самодельному медальону, своим сыном. А может пожалеть еще молодую, но седоволосую мать, которая потрескавшимися губами взывает Господа дать ей увидеть сына если не живым, то мертвым? Чья боль сильнее? И можно ли ее измерить?
- Рязань, подъезжаем! – объявил проводник. Конец неведению. Или только начало.
До деревни с красивым названием Божедаровка ходил рейсовый автобус. Если верить письму, то проживал Михаил на территории церкви Святого Владимира. Подходя к воротам храма, тело пронзил холод, а зубы застучали в нервной дрожи. Рука нерешительно потянула на себя дверь входа.
- Господи, как красиво! - Анфиса заворожено смотрела на золотое мерцание тоненьких свечек.
- Милая, а служба то закончилась.
Озираясь по сторонам, Анфиса увидела старушку богомолицу, тихо сидевшую на лавочке у входа. Такую древнюю и высохшую, что не поднимается она, казалось, потому, что боится рассыпаться.
- Может, вы подскажете, как найти Михаила, - протянула старушке конверт Анфиса, - Написано, что он живет здесь.
- Так тебе отец Михаил нужен. У себя он, должно быть. Как выйдешь из церкви, поверни за иконную лавку. То самое место, что тебе и надо.
Дверь пристройки была чуть открыта. Постояв в нерешительности, Анфиса негромко постучала.
- Есть кто?
- В месте Божьем, всегда Господь. Проходите, - донесся голос из глубины полутемной комнаты, - Вы ведь не из нашего прихода. Что привело вас ко мне?
- Меня зовут Анфиса. Я ищу Костю Белых, а вы что-то о нем знаете. Это правда?
- Проходите, присаживайтесь, - из полумрака появилась фигура в темной рясе.
Седой, а не старик. Белые как снег длинные волосы и борода отчасти скрывали чудовищный шрам, разрезавший лицо напополам. – Замерзли, небось. Сейчас чаю попьем да побеседуем. Сильные загорелые руки ловко накрывали на стол, а немигающие глаза смотрели куда-то вверх. Священник был слепым.
- Я устала от неведения и перестала верить, мне страшно. Ответьте же мне, что вы знаете о Косте, он жив? - Анфиса с надеждой вглядывалась в обезображенное лицо.
- Жить в неведении тяжко, а в безверии грех, - священник коснулся теплой ладонью лба Анфисы, и немного помолчав, произнес, - Не погиб в той мясорубке Костя. После обстрела полегла почти вся рота. Белых был уже одной ногой на небесах, но оказался на столе у военного хирурга Хруста. Льва Георгиевича называли Ангелом Хранителем. Все, кто попадал в его руки, оставались живы. Костю он сшил по кусочкам, но после госпиталя, как в воду канул Белых. Перекраивала видно война не только тела, но и души.
- А этот хирург, может он знает что. У вас есть его адрес?
- Теперешнее место его проживания вам не пригодиться. Погиб Лев Георгиевич, подорвался на мине за день до возвращения домой.
- Это нечестно, так не должно быть! – Анфиса бессильно опустила руки на деревянную гладь стола. Сердце разрывалось от бессилия, что- либо изменить. Слезы рвались наружу, словно табун диких лошадей, закрытых в загоне.
- Отпусти, - священник накрыл ледяные пальцы женщины теплой ладонью, - Отпусти от себя тоску.
Как майский ливень нахлынули на Анфису воспоминания. Не думала она, что сможет вот так без утайки рассказать про жизнь свою. Открыть все потайные комнаты в душе и провести по ним.
- Не терзай душу свою, не вини себя ни в чем. На все Воля Божья. Ты свою клятву верности сдержала. Любовь твоя всегда с тобой, а продолжение ее в дочери твоей.
Так тепло и спокойно стало на душе от слов этих, видно зима ушла из сердца навсегда.
- Прощайте, - Анфиса взяла в руки ладонь священника и коснулась ее лбом.
- Пусть хранит тебя Господь. Ступай с миром.

Долго невидящими газами смотрел вслед уходящей женщины священник. Он видел заходящее солнце, блестящую гладь реки и нежно обнявшихся юношу и девушку.

- Прощай, ластавка, - еле слышно прошептали губы.
– Я всегда буду с тобой, - прокричало сердце.

Автор: Оксана Лелякова
Комментарии:
наверх
Вход на сайт
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте. Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить
Логин, email или телефон
Пароль
Закр