Дед тяжко вздыхал и чесал лысину под шапкой. Санька подошёл и встал рядом. Посмотреть, что случилось. На первый взгляд, ничего особенного.
-А что…- начал было Санька, но дед ткнул пальцем в стену. Санька пригляделся- царапины. По виду свежие.
-Это чего?- не понял он.
-Глаза разуй ,- проворчал дед.- Написали, сволочи…ходят, понимаешь, не успокоятся никак!
Санька пригляделся – царапины напоминали какие-то странные буквы. Потом кольнула мысль - кто ж тут может ходить, ночью, в лесу? До деревни почти час пешком, а транспорт сюда никакой не проедет. Его снова накрыла душная волна страха.
-Чего сбледнул-то?- хмыкнул дед,- или слыхал что?
-Ночью тут под стеной шарились,- с трудом ворочая ставшими вдруг непослушными губами ответил Санька,- я проснулся, так страшно чего-то, и под стеной слышно, болтают!
-А что болтают?- дед прищурился, точно из ружья прицелился,- по-каковски?
-Не понятно было,- Саньку отпустило, так же быстро, как и ночью,- не по - русски, факт.
Дед посмотрел на Саньку, точно в первый раз увидел, щёлкнул его по лбу.
-Хорош гусь! В окно не выглянул?
-Нет,- Санька пожал плечами.- там же ставни закрыты!
-Правильно,- дед усмехнулся,- а в щёлочку? Или в дырочку? Нет? Вот и молодец, значит, не видали тебя. А что накрыло - это они пугают, нарочно. Сил у них особых нет, а страху нагнать мы все умеем.
-Кто они?- спросил Санька,- зачем пугают-то?
-Долгая история, расскажу как- нибудь потом,- дед сдвинул шапку на затылок,- это из-за них Марь да Нюйка переселились. В войну дело было, недавно сталбыть.
-Завтракать идите, а!- крикнула Акулька из избы,- чего болтаете, стынет всё!
-Вы чего там, а?- Акулька строго посмотрела на деда с Санькой из-под надвинутой на брови косынки. Санька фыркнул- вид у кикиморки был комичный.
-Не шуми, позвала, так накладывай,- дед сел на лавку. Акулька ловко вытащила из печи чугунок, положила в тарелки горячую кашу.
-Значит, поговорить со мной хотят,- дед отхлебнул травяного чая, хрустнул куском сахара,- ну, поговорим, значит. Пойду с вами, посмотрю на этих студентов. И в Шишигино надо наведаться, давно не бывал. А вы сегодня со мной побудьте, мало ли. Нечего по болотам шастать.
У синюшкина камня открылась знакомая картина. Снова трудноопределимые предметы на полотне, согбенные студенты…Аспирант фотографировал камень и что-то записывал в планшет.
-Здравствуйте!- громко сказал Санька.
Аспирант мигом бросил свои занятия, студенты с интересом рассматривали деда.
Андрей тут же начал расспрашивать про Марь.
-Марь, молодой человек, такое хитрое место,- дед вытащил из-за уха сигаретку, сунул в рот и обвел взглядом всех присутствующих. К нему протянулось несколько рук с зажигалками. Дед не торопясь прикурил, выпустил облачко дыма,- так вот, место он не простое. И народ оттуда не с бухты-барахты сорвался. Жить там нельзя, и соваться лишний раз не стоит.
-Всё таки я должен...
-Нет.- отрезал дед,- что ж вам не сидится – то! Вон, камень какой, копай да копай себе. Чего тут только нету! И ещё места хорошие есть, всем на радость. Так нет, в Марь их тянет! А нет там ничего для вас, вот уж поверь моему слову! Ничего хорошего!
-Да почему нет то!- возмутился Андрей,- у меня другие сведения! Там курганные захоронения, их ещё Королёв исследовать пытался!
-Какой Королёв?- подозрительно поинтересовался дед. Андрей понял, что в запале сказал лишнего, покраснел так, что аж уши запылали.
-Ну, записи старые…- неопределённо ответил он,- ещё до революции, учитель тут был.
-И где ж вы эти записи нашли?- не отставал дед.
-В архивах, в институтских,- Андрей махнул рукой ,- основные-то записи давно известны, там как раз про эту местность говорится, а недавно мой руководитель, Синяев Александр Прохорович, недостающие части обнаружил. Совершенно случайно.
-И там про Марь говорится? Только про Марь?
-Ну, да…-Андрей явно растерялся,- а про что ещё? Тут ещё что-то есть?
-Есть, да не про вашу честь,- пробормотал дед себе под нос, теряя интерес к беседе.- Вы про эти записи лучше Ядвиге Карловне расскажите, это по её части. Не по моей. Пошли,- дед махнул Саньке с Акулькой,- нечего уши греть.
-Ребята хотели показать, где они перстень и серьгу нашли,- спохватился Андрей.
-В другой раз покажут,- дед обнял Саньку и Акульку за плечи и повёл прочь от камня и студентов.
-Деда, ты чего?- удивилась Акулька.- Мы же обещали показать!
-Обещали они,- недовольно пробурчал дед,- мало ли чего обещали, вы им ещё и замок покажите с ключом. И в Марь сводите, и в Нюйку пусть провалятся…ничего, завтра покажете. А сегодня к старухам сходим, расскажете про свои художества.
-А они про Королёва помнят,- вставил Санька,- они про него говорили!
-Кто ж его не помнит,- дед усмехнулся,- сильно шебутной был. Тут, в Шишигине, небольшая деревенька была, все в Мари да в Нюйке тогда жили, а он тут, в Шишигине. Школу тут построили, он и приехал. И попритчилось ему, что дети в школу из Мари идут в Шишигино, далеко мол, ходить то! А там и из Нюйки наши ходили, потому и школа в Шишигине, где второй стороны нет. А Королёв доискиваться взялся, ну и выискал на свою голову… Ядвига-то его придержать пыталась, да сама закрутилась тогда, он и разузнал про могилы старые, про город бывший…Марь-то с Нюйкой того города остаточки!
-Города? – Санька так и ахнул,- а какого города?
Дед глянул кругом, в лесу было тихо, поднял палец вверх. Дети замолчали.
-Тому городу лет несчётно,- негромко сказал дед,- только скрытый он. Жили там тайно, да потом всё порушили сами, начали наружу выходить, потом людей внутрь позвали, потом народ из города отходить начал. Людям-то не сильно интересно было в болотном городе жить, а за ними наши потянулись…так и захирел город. И остались от него только Марь, да Нюйка. Как было у города две стороны, так и осталось такое заведение. И ведь сколько князей, царей пережили, революцию опять же. А вот войну не смогли.- дед вздохнул.
-А что в войну, деда?- Акулька осторожно поскребла деда по рукаву.
-Да что в войну, известно что,- дед горестно вздохнул,- мужики ушли воевать, и люди и наши тоже, а то ведь известно- каб чужие пришли, никому б тут не жить. Тогда и серая нечисть поднялась, мы-то её устерегали, а она сил набиралась, на чужом горе. И вот ещё…- дед посмотрел на Саньку и Акульку,- вы по лесу ходите, внимательно смотрите, кто встретится! Серую-то брат твой извёл, так тут и другие есть. В войну шастали, чужие.
-Фашисты?- уточнил Санька.
-И они тоже, - дед ухмыльнулся,- потомками ариев себя считали! Пробрались и сюда, ну да мы им живо показали, чьи они потомки. В болоте все одинаково тонут.
-А у синюшкина камня каску и железный крест нашли,- заметил Санька.
-Правильно,- кивнул дед,- я их сам туда и отнёс. Только эти сволочи там дрянь одну расшевелили, потому и уходить всем пришлось. Жаль, ребятки там сгинули…так и остались навсегда.
-Кто остался?- не понял Санька.
-Солдатики, молодые совсем ребятки были,- дед вытащил сигарету, помял в руках,- пятеро мальчишек, и командир ихний…они тех фашистов выслеживали. А вот не на то наткнулись, чего искали. С теми-то мы по-свойски разобрались. Да вот поздновато…
Дальше шли молча. Санька с Акулькой переваривали информацию, дед просто молчал, наверно всё ещё казнил себя за то давнее, чего не успел предотвратить.