Проснувшись , собрав вещи , попрощавшись с милой хозяйкой, позавтракав в кафе под названием ,, Сказка ,,- где было сытно и очень вкусно мы продолжили свое путешествие . ПОПРОЩАВШИСЬ С Кронштадтом-мы отправились в Репино. Немного интересных фактов опишу об этом местечке.
В 1899 году Илья Репин
купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника
перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин
и Максим Горький
, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин
Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе
Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», на стол подавались отвары из сена и свёклы, котлеты из риса и картофельной шелухи, "куропатки" из репы, морковные "зайцы", свекольный кофе, бифштексы из клюквы, печенье из подорожника с миндалём, а также соленья и фрукты.
Зная об этом, некоторые гости привозили с собой мясо и тайком съедали в укромных уголках.
Но даже несмотря на специфическое меню дома Репина и Нордман, за трапезой обычно собиралось по 20-30 человек.
.
Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.
«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».
Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.
Не отапливал Репин и мастерскую, чем отбил желание позировать у многих натурщиков.
В своих мемуарах Иван Бунин
рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».
Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».
Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским
. Живописец пришел в восторг от его стихов, и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист!» — говорил ему Репин. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Художник лишь сделал небольшой набросок. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного, и с другом Корнеем Чуковским
. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело»..
Даже по средам, которые считались у Репина днями заслуженного отдыха, он использовал любую возможность, чтобы сделать быстрые наброски — карандашом или кистью. Чаще всего зарисовывал в альбом приехавших гостей.
После революции местность Куоккале отошла Финляндии. Живописец стал невольным эмигрантом и жил по нансеновскому паспорту — документу для беженцев без гражданства. Письма с предложениями вернуться Репину писал сам Климент Ворошилов, с этой же целью к художнику неоднократно приезжали делегаты из СССР. В дневниках Репина сохранилась запись: «Приезжал Корней [Чуковский]. Между прочим, не советовал возвращаться».
Репин был отличным другом - он не соперничал с другими художниками, не плел интриг. И очень любил сотрудничество.
Однажды Айвазовский предложил Илье Ефимовичу совместно написать картину «Прощание Пушкина с морем». Он посчитал себя слабым в портретном жанре, поэтому доверил изобразить поэта своему другу.
Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку - прокомментировал творческую коллаборацию Репин.
Прощание Пушкина с морем - И. К. Айвазовский и И. Е. Репин, 1887 год
Сегодня в «Пенатах» расположен Музей-усадьба имени Ильи Репина
. Здесь хранятся личные вещи, картины и рисунки художника, а также работы его сына, Юрия Репина, и других живописцев. В музее можно посмотреть старую кинохронику о жизни Ильи Репина в усадьбе и узнать рецепты вегетарианских блюд Натальи Нордман. На обеденном столе хранится одна из карточек для гостей от 10 августа 1911 года. На ней можно прочесть шутливые правила поведения и меню: картофельный салат, репа в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами.
Перед входом в «Пенаты» вас гостеприимно встретит скульптурная композиция, которой руководит Репин: в ней запечатлена работа художника над известным панно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Справа — деревянные ворота, на которых рейками выложены узоры народной вышивки. Такая входная группа однозначно удивит вас своей непосредственностью: она не имеет ничего общего с привычными позолотой и мрамором в дворянских резиденциях.
Остальные репинские угодья выглядят не менее причудливо. Двухэтажный терем с пирамидальными крышами, зимней верандой, пристройками и балконами — результат фантазии мастера. Он провёл в нём лучшие тридцать лет своей жизни.
Каждую среду ровно в 15:00 они вместе с супругой устраивали званый обед, на котором мог присутствовать «и князь, и рабочий, и миллионер, и нищий». Главные условия визита — самообслуживание и никакого мяса. В гостиной был установлен большой стол с вращающейся центральной частью: гости брали понравившиеся блюда, а грязную посуду убирали в нижний ящик. Купив билет на экскурсию по дому, вы сможете посмотреть зал, столовую, мастерскую Репина и около 600 его работ.
Оставьте время и на изучение парка: его художник проектировал с неменьшей любовью. Там, между поэтическими аллеями «Берёзовая», «Сосновая», «Пушкина», располагаются протоки и пруды, соединённые с артезианским колодцем «Посейдон». Это единственный объект на территории «Пенатов», сохранившийся в неизменном виде с момента постройки, другие практически полностью сгорели в конце войны.
На площади Гомера стоит «Храм Озириса и Изиды» — бывший помост для домашних концертов и лекций.
В глубине сада возвышается ажурная башенка «Беседка Шахерезады», с неё гости «Пенатов» любили смотреть на залив.
В другой части парка, на «Горе Голгофа», находится могила Репина. По завещанию создателя, его похоронили без гроба, а рядом посадили дуб.
Картины репина
иван грозный и его сын
За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.
В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.
Портил свои картины
Репин страдал от перфекционизма и часто бывал недоволен своими картинами. Случалось, что он переписывал уже готовые работы, и его не смущало даже то, что они уже были выставлены в Третьяковской галерее. Павел Третьяков запретил пускать туда Репина в свое отсутствие, так как было несколько эпизодов, когда Илья Ефимович приходил с красками и кистями и переписывал полотна прямо на глазах у изумлённых посетителей.
Из-за этой особенности Репина Третьяков однажды сам внёс правки в одно из полотен живописца: Павел Михайлович посчитал, что на портрете Толстого у писателя слишком красный лоб. Побоявшись, что Илья Ефимович увлечется исправлениями и все испортит, меценат высветил лоб сам.
Никогда не писал полотно "Приплыли"
Интересно, что художнику приписывают авторство картины «Монахи (Не туда заехали)», из-за которой появилось ироничное выражение «картина Репина «Приплыли», хотя на самом деле ее написал Лев Соловьев.
Дело в том, что в 1930-х это полотно висело рядом с работами Репина, которые оказались в подавляющем большинстве. Кто-то решил, что «Монахи» тоже принадлежат кисти Ильи Ефимовича. Чуть позже картину в народе переименовали в «Приплыли» и «заменили» автора.
Лев Соловьёв - Монахи. Не туда заехали, 1870-е 52 ? 78,5 см
Был правшой, но писал левой
После того, как у Репина стала отниматься правая рука, он начал пользоваться левой.
Позже он придумал хитрую приблуду: прикрепил большую палитру к поясному ремню, освободив тем самым обе руки. Выглядело это очень своеобразно:
После музея можно отправиться на обустроенный пляж «Чудный». Хорошая дорога — через сквер им. И. Е. Репина, там установлен бюст художника. Как только вы выйдете к бескрайней воде — увидите, что с одной стороны песчаный берег огораживает стена Батнера. Её установили в конце XIX века для защиты посёлка от воды. Именно этому каменному сооружению мы обязаны маяковским «Облаком в штанах»: поэт-бунтарь обожал гулять по набережной.
Двигаясь вдоль берега, вы выйдете к даче Анны Вырубовой. Фрейлина была близкой подругой императрицы Александры Фёдоровны, она занималась благотворительностью и устраивала встречи царицы с Распутиным. Дом дошёл до нас практически в неизменном виде — это чудесный образец деревянного модерна изумрудного цвета. Сейчас в усадьбе работает ресторан «Наша dacha». Все блюда — хорошие позиции из трактирного меню столетней давности: можно угоститься суточными щами, щукой с костра и ревеневым пирогом.
Чукоккала» Чуковского
В 1913 г. Корней Чуковский приобретает в Куоккале дачу, которую снимал до этого. Она располагалась на берегу моря, наискосок от «Пенатов». Репин не только одолжил деньги на покупку, но и сам занялся перестройкой дома. По воскресеньям в доме Чуковского собирались гости, тогда же появляется тетрадь для автографов, названная «Чукоккала». В ней оставляли свои автографы, экспромты, шаржи многие известные люди. Писатель вел ее до самой своей смерти, альбом был издан в 1979 г. внучкой писателя.
Шарж Ю. Анненкова изображает террасу дачи Чуковского. В центре сам Чуковский держит тетрадь "Чукоккала". Источник: bibliogid.ru
Владимир Маяковский, приехавший на лето в 1915 г. часто бывал в этом доме. Он подолгу гулял по пляжу, сочиняя поэму «Облако в штанах», а потом декламировал отрывки в доме Чуковского.
Листайте галерею, чтобы увидеть больше
Каменная набережная рядом с местом, где была дача Чуковского
После революции Куоккала осталась на территории Финляндии, а Чуковский в Петрограде. Оставшись без хозяина, дом был разграблен. Позже, в 1940 г. Корней Чуковский безрезультатно пытался вернуть права на свой дом. В советское время здесь размещалось Управление дачного обслуживания Ленисполкома, потом дом был заброшен, пустовал и полностью сгорел в 1986 г.
Дача Чуковского, 1983 г., ул. Кронштадтская, 10. Источник: prosodia.ru
Усадьба Вырубовой
Еще одной достопримечательностью поселка Репино является бывшая усадьба Анны Вырубовой – фрейлины императрицы Александры Федоровны. Вырубова была близким другом царской семьи, что в дальнейшем ей припомнили, обвинив в шпионаже и романтических отношениях с Распутиным. Этот великолепный памятник деревянного модерна дошел до нас почти в неизменном виде. Сейчас здесь работает ресторан «Наша dacha» от Гинзы проджект, заведение не из дешевых. В доме сохранена вся историческая обстановка и камин, первая линия от моря. Дача Вырубовой отреставрирована, к ней пристроены летние террасы, что, конечно, портит впечатление.
Листайте галерею, чтобы увидеть больше
Дача Вырубовой, Приморское шоссе, 448
Пляж "Чудный"
Поселок Репино расположен так, что все его улочки непременно приведут к морю. Выйти к Финскому заливу можно через сквер им. Репина. Здесь в 1957 г. был воздвигнут бронзовый бюст художнику.
Памятник И. Репину в сквере
Напротив сквера виднеется красивое желтое здание с бельведером и парадной лестницей. Это бывший Дом отдыха им. Горького, построенный в стиле сталинского ампира. Сейчас в здании располагается отель. Раньше на этом месте находилась вилла Линтула, в ней в 1904-1905 гг. скрывался Максим Горький. Говорят, что именно здесь писатель встретил рабочего, который стал прототипом Власова в романе «Мать».