Когда съездить на море не удавалось, по финансовым или иным причинам, мы выбирались в какой-нибудь пансионат отдыха. Благо это сделать в СССР было не так сложно, во всяком случае на мой детский незамутненный взгляд. Мне всегда нравился весь процесс, от и до. Сборы загодя, все такие деловые, дома чемоданы лежат на полу, мама и папа хлопочут с вещами, с документами и со мной.
Я тоже весь в делах. Брать игрушки или нет, но если немного, то какие? Сколько? Как выбрать из всех любимых мною? Ведь надо какой-то отказать. На такой жуткий шаг с кондачка не пойдешь, тут обмозговать хорошенько надо, взвесить. Пока определишься, а тут как гром среди ясного неба заявляют тебе - не брать ничего, там времени играть все равно не будет, там озеро, там леса вокруг, много других детей еще.
Это как же не брать?! А что я буду показывать другим ребятам, во что играть, нет, все равно надо что-то прихватить. В общем остановился на парочке солдатиков и машинке.
Ночь прошла спокойно, а на утро, весьма раннее надо признаться, жутко сонный я уже ехал с мамой и папой в метро. Там всего две станции, а потом рядышком остановка автобуса, который везет нас куда-то за город. Далеко? Не знаю, потому что уснул прямо на маминых коленях.
Солнце потихоньку заливалось в салон автобуса через окна, люди словно оттаивали, сначала сидели как нахохлившиеся воробьи на ветках в тени дома, а сейчас под лучами яркого и теплого света стали оживленно переговариваться, знакомиться, делиться новостями. Ну и я проснулся. Мы уже как раз подъезжали.
Да, это тот самый дом отдыха на Клязьминском водохранилище, куда я уже ездил, писал об этом когда-то.
Опущу подробности нашего размещения и собственной "акклиматизации" занявшей минут пять. Через четверть часа уже спокойно бегал во дворе корпуса и глазами отыскивал других детей.
К вечеру того же дня группа одногодок-единомышленников уже все вместе шла на ужин в столовую, ну и родители где-то там тоже.
Много времени на подробное узнавание друг друга тратят только взрослые, мы же уже на следующий день играли как давнишние знакомые. Бегали, скакали, прятались, копали, собирали, в общем дел было по горло. Порой добирались даже до близлежащей негустой лесной посадки. И вот там-то вдруг кто-то из ребят обнаружил нечто. Это был крот. Он не двигался. Мы столпились около дохлого животного и с любопытством воззрились на него. Я видел крота раньше на картинках в книжках и в мультиках, но чтобы вот так близко, еще никогда. Схватил палочку, а потом подумал и отбросил ненужного посредника. Чего там, такое надо сразу трогать, а то когда еще выпадет такая замечательная возможность прикоснуться к живому миру... ну не совсем конечно живому по факту, но не суть. Крот был мягкий. Не окоченел еще. Пушистая шерстка и лапы с огромными, для его тельца когтями. Забавный. Интересно, а приручить такого можно? Дома бы с ним играл. Надо спросить при случае у мамы насчет этого.
Ну а сейчас надо что-то решать насчет этого тела. Другие дети тоже последовали моему примеру и стали трогать крота. Животине наверно и не снилась такая посмертная популярность, жил себе под землей, рыл норы, корешками да жуками питался и тут на тебе.
Вдруг одна девочка, которая постоянно не снимая носила косынку с ромашками, спокойно и тихо предложила похоронить животное. Достойно, так сказать, предать тело земле. Причем добавила фразу "по-христианскому обычаю". Мы не поняли что это значит, но все заинтересовались необычайно и стали выспрашивать подробности как это сделать. Девочка попросила найти где-нибудь поблизости поляну и там выкопать могилу, положить туда крота и сделав холмик, воткнуть туда крест. Будет как настоящая, человеческая. Вместо гроба завернем неутомимого землероя в тряпицу. Ого! Нам всем жутко понравилась эта идея и мы всей толпой ринулись воплощать эту идею в жизнь...в смысле в последний путь, для крота.
Вскоре необходимое место для почётного упокоения было найдено. Недалеко от тропинки, ведущей от пансионата к лесному массиву, можно было свернуть и там, за кустами, открывалась виду замечательная поляна, с парочкой сосен и берез. Прекрасное тихое место, последняя гавань для корабля чьей то жизни. Кхм.
Девочка негласно взяла на себя руководство и отдавала команды ловко, чётко, ничуть не смущаясь, хотя некоторые из нас были на год, а то и на два старшее. Но её авторитет и знания нивелировали эти мелочи.
Кто-то сбегал назад в номер за совочком, кто-то принес тряпочку. Я гордо притащил папин подарок - небольшой но очень нужный нож. С двумя маленькими лезвиями, одной пилкой и открывалкой для бутылок с газировкой.
Девочка смотрела на все наши старания и суету одобрительно и спокойно. Жаль, не помню как её звали. Когда все необходимые инструменты и материалы были готовы, она вдруг поднялась с травы и сказала, что нужно чтобы не просто крот был похоронен по-христиански, но чтобы другие видели, что здесь не просто крест из палочек.
Мы смотрели и не знали что ответить, неужели надо будет делать ограду или дорожку сделать, плиты что-ли найти? Нам такого взрослые не дадут, да и где искать такие штуки.
Нет, все оказалось проще и сложнее одновременно. Девочка в косынке предложила (вот это шикарная идея) обмотать крест фольгой! Это и красиво и заметно, одновременно.
Все восторженно вздохнули. Ух ты! И как я сам до такого не додумался? Хотя, вообще в этом мало что понимаю, надо будет потом у мамы узнать всякие подробности, она же в больнице работала.
Осталась одна проблема, где достать фольги? Сейчас этого добра навалом, а в конце 70-х лично мне было не так просто это сделать, тем более, что мы все были не дома. Кто-то из детей вынул из кармана конфету. Отлично, но этого мало. Потому что мне поручили одно из самых важных занятий - сделать крест для могилы крота. А я работаю по-крупному, масштабно. Вышел гигант. Уменьшил. Конечно пришлось немного обрезать палки по размеру, но все равно фольги не хватало на полноценный надгробный знак. Может попросить в столовой пансионата, но что ответить, если спросят зачем она нам? Может набрать конфет и все их съесть, а фольгу пустить на доброе дело, но где же столько конфет взять?
И тут еще одна девочка вспомнила, что взяла с собой набор цветной фольги, для всякого рукоделия. Такие советские наборы в конвертиках с круглым вырезом. У нее еще были нитки разных цветов и много ткани и разных лоскутов.
Это же настоящая находка. Она мигом сбегала в номер и принесла все свои богатства. Мы с удвоенной силой принялись за дело. Вскоре аккуратная ямка была выкопана и устлана листьями, почившее животное завернуто в цветастую тряпочку, мы положили его в это углубление со всей осторожностью. Засыпали землей и сделали утрамбованный холм. В который я воткнул серебристый крест. Палочки в месте пересечения обмотал нитками и затем плотно обтянул фольгой монумент. Получилось прекрасно на наш взгляд. Мы стояли вокруг, словно отдавали честь маленькому безымянном у кроту.
После завершения церемонии, нам до жути захотелось...продолжения.
Мы смотрели друг на друга, в глазах у всех горело желание похоронить кого-нибудь еще.
Не сговариваясь мы ринулись искать других несчастных животных, закончивших свой жизненный путь в неподходящих местах и не нашедших упокоения.
Вскоре удача улыбнулась нам. Около водоема одна из групп "поисковиков" наткнулась на лягушку. Они прибежали к нам радостные и раскрасневшиеся. С трупиком земноводной на ладони у одного из ребят.
Лягушку предали земле рядом с кротом, по всем канонам и снова по-христиански, как сказала девочка в косынке. Рядом с первым крестом засиял второй.
Надо ли говорить, что азарт прибавится и мы с удвоенным рвением продолжили новые поиски. Но как на зло ничего не находилось. Вскоре кто-то из мальчишек притащил жука. Обычного такого, черного с лапками. Насекомое кто-то слегка придавил и тело имело не особо презентабельный вид, но нас эти мелочи не беспокоили.
Я старательно стругал и чистил веточки, делал крест уже как заправский плотник. Рядом с двумя появился третий.
И тут девочка выдала новую идею. А что если мы сделаем настоящее кладбище! Оо-ххо! Там будут много могилок и целые ряды крестов. Это же какая красота!
Все еще больше воспрянули духом и энергия хлестала буквально наружу.
Расчистили от травы и веток поляну. Наметили места упокоений будущих тел.
Один из сорванцов прибежал, задыхаясь от радости и развернул скатанную на животе рубашку. На землю посыпались всякие разные жучки и букашки и еще пара шмелей. Он сказал, что нашел.
Ему мало кто поверил, но в нелегальном способе добычи тел никто не упрекнул, не до того. Работы привалило.
Девочки нежно заворачивали трупики в ткань, мальчишки копали могилки с ровными краями, я кряхтя пилил и стругал кресты, остальные прочесывали окрестность в поисках "мертвой поживы".
Вскоре над земляной площадкой, между деревьями засияли еще несколько крестов, озорно поблескивающих в солнечных лучах.
Мы глядели на это и... внезапно замечтали о чем-то более масштабном, крупном, весомом.
Например...о дохлой собаке ну или кошке. На худой конец нам сошел бы и голубь. Сорванец предложил пришибить птичку камушком, но девочка в косынке твердо возразила, что невинно убиенные это уж точно будет не по-христиански.
Мы еще прошерстили территорию пансионата, заглянули к самодельным пирсам водохранилища, там рыбаки отдыхающие отдали нам насколько рыбешек, тех кто был тщедушным и плавал вверх брюхом. Это же то что надо.
Разжились еще парой лягушек и отобрали добычу у местной кошки. Да, вспугнули ее, кричали и шумели, она бросила придушенную ею мышь. Шикарно, даже не представлял какое оказывается у нас рвение, объединившее наши детские умы при достижении поставленной цели.
Со стороны мы наверно напоминали каких то юных маньяков. Ходили медленно, вглядываясь в каждую темную щель, высматривая что-то в кустах, озадаченно и серьезно оглядывали места выброса мусора и прочее. Тихие, спокойные, не кричали громко, не бегали сломя голову, как другие наши сверстники из соседних корпусов.
Мы были заняты. Мы искали трупы.
Чтобы потом со всей аккуратностью предать их земле, с могилкой, саваном из ткани и крестом в фольге.
Вскоре наше собственное кладбище диких животных и насекомых уже имело приличную территорию и выглядело блестяще, в прямом смысле этого слова.
Уходить не хотелось, но уже была пора собираться. Мы договорились встретится завтра, поскольку после ужина вряд ли кого-нибудь отпустили гулять самостоятельно. После того, как наши взоры были удовлетворены мы разошлись по номерам. Мне не терпелось поделится своими достижениями с мамой и папой, но они куда-то ушли и никого не было. Я умылся в ванной и присел на кровать, потом прилег, болтал ногами, смотрел в потолок. Голод давал о себе знать и в животе заурчало. Вскоре они пришли. О чем-то оживленно переговариваясь, но потом замолчали, увидев меня. Мама извинилась, они быстро привели себя в порядок и мы двинулись в столовую. Я шел гордый как петух, прямо-таки распирало от желания поскорее рассказать как сегодня провёл день. Ждал что меня спросят. Ну! Ну! Если бы вопрос был бы задан, да я от радости наверно бы и ужин пропустил, буквально схватил их за руки и потащил бы к нашему кладбищу, показал отменную красоту. Мы поужинали и решили сразу не возвращаться обратно, а прогуляться немного. Погода стояла прекрасная, теплый летний вечер, рыжеватое небо на горизонте, безветренно. Мы тихонько шли к водохранилищу и тут мама спросила, что я такой тихий, не скачу не бегаю, наверно устал.
Тада-да-даам! Ха-ха!
Настал мой звездный час, моя минута славы, мой.... в общем там же, на дорожке, обрамленной пушистыми кустами, ведущей к воде я и рассказал все произошедшее со мной за день....
Меня не ругали, но и не обрадовались. Скорее выражение лиц можно было назвать странным. Вопреки моему ожиданию они не пошли смотреть на наш рукотворный некрополь. Спросили лишь не убивал ли я сам этих животных и насекомых, посл чего мама очень попросила больше таким не заниматься. Я пообещал. И этим же вечером понял, почему родители не пошли смотреть на лесное кладбище. Я лежал в кровати и они думали, что уснул. Папа тихо разговаривал с мамой.
Ему сказал об этом месте один из соседей по этажу, когда гулял там после обеда. Папа пошел туда и был ошеломлен от увиденного. Аккуратно очищенная поляна, одинаковые ровные холмики и много много блестящих крестиков над ними. Сияют и переливаются под кронами деревьев, а на земле от них маленькие вытянутые тени. Завораживает и одновременно жутковато.
Наутро я с другими детьми встретится не смог. Кого-то не выпустили, кто-то уехал на экскурсию. Мы конечно потом умудрились сходить на место всеобщего захоронения, но там земля была вся перекопана и разровнена. От холмиков и крестов не осталось и следа.
И никаких больше одинаковых теней.
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте.
Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить