# Во время кинофестиваля в провинциальном русском городе сценарист и кинокритик Боб встречает в толпе странного незнакомца по имени Душка и в шутку приглашает его в Амстердам. Когда много лет спустя Душка вдруг появляется на пороге его дома, Боб не сразу вспоминает, кто это. Он работает над сценарием, влюблен в юную билетершу из кинотеатра и пока даже представить себе не может, какую роль в его жизни сыграет этот нежданный гость…
# Все мы бываем в жизнях наших и душками, и бобами.
Боб - это сознание взрослого человека, черпающего все необходимые правила из коллектива и общества, но тем не менее сохранившего совесть и какую-то душевную тонкость. Это сознание прожило большую часть жизни на планете Земля, заработало на собственный уголок на втором этаже одного дома, занимается какой-то работой, случались в жизни той и поездки по городам и странам. Живет, как все, - обедает со всеми в кафе, боится повысить голос в толпе, дать сдачи более наглому сознанию, имеющему наглость рассекать по городу на мотоцикле, ищет чувств и находит его в симпатичной девушке, тоже обладающей сознанием, берущим свои корни из всего того же коллективного. Сознание ограниченное рамками этикета, усеченное стенами квартиры, все равно ищет чего-то. Человек (вернее - сознание) не ищет того, что не знает и никогда не видело, и эта ситуация тоже не исключение. Сознание помнит, что когда-то были времена веселые, легкие, чудесные, и балом правила тогда душа. Именно она приносила в жизнь счастье, кружила голову от радости, вдыхала жизнь во все клеточки. А потом сознание влилось в коллектив, стало общим, подсоединилось совсем к другой розетке и все пошло по накатанной. Но вот однажды в дверь этого уютного крохотного мирка постучалась Душа, которую в фильме назвали Душкой, чтобы не смущать слишком зашоренное сознание зрителей.
Эта встреча была запланированной. Договоренность была достигнута несколько лет назад, когда в один хороший вечер Боб столкнулся с Душкой и назвал его своим другом. Просто так, ни за что ни про что. Как говорят ’за красивые глаза’ (здесь это выражение имеет свое буквальное значение, ведь глаза - ворота души). И в конце вечера того Душка сам все понял, что Боба нужно спасать. Не тогда и не в том месте, а немного позже. И вот он стоит внизу лестницы и называет свое имя. Сознание, ошеломленное такой неожиданностью, не может не впустить внезапно ворвавшуюся струю свежего воздуха к себе в дом. Первый подарок Душки - это дождевик, с первого взгляда совершенно никчемный и ненужный предмет, дешевый и простенький, но через полчаса оказавшийся очень важным. Даже можно сказать, что Душка - сам по себе большой подарок. Это же душа, решившаяся прийти, может, в последней раз к засыпающему сознанию, готовое превратится в болото и забулькать боб-боб-боб. Душка - совершенно изумительный персонаж, вызывающий широкую улыбку своей детской непосредственностью, честностью, безусловным приятием странного Боба. Он выполняет свою работу (никакое другое слово не будет уместно здесь) с радостью, легкостью и каким-то тихим благородством. Он всегда здесь, он будет здесь до того момента, пока он будет нужен. Душка знает, что он уйдет, и спокойно относится к этому факту. Душа терпит все гадости от угасающего сознания, потому что у нее есть поддержка любви к миру. Душа в этом фильме - это сила, это цветущая аллея, увозящая куда-то в прекрасные райские дали на стареньком фургончике...
Вот именно так я увидела этот фильм. Боб - это сознание, а Душка - душа. Человек рождается Душкой, а потом превращается в Боба, вся разница - во времени. Кто-то постепенно обрастает мхом, кто-то в одночасье становится тухлой ямой, покрытой тиной. Душа не оставляет попыток прорваться к сознанию всю недолгую человеческую жизнь, терпя все унижения от тупого сознания. Я все ждала того момента, когда Душка будет вылавливать печенье (человек, порекомендовавший мне фильм, упоминал об этом эпизоде). Все ждала отвращения от себя. Наоборот! Это сцена была очень милой. Там такое загаженное общество было представленное: девицы с накачанными грудями и мозгами, развращенными старушками с коньяком, тупые режиссеры и люди, делающие свое дело, как будто ворующие что-то ночью у самих себя. Отвратное место, украшенное яркими лампочками и красивым фуршетным столом. А вокруг гнилые люди, одетые в пестрые одежды пороков. И тут вдруг Душка... сама непосредственность. А что делать, если этот пончик плюхнулся в бокал шампанского? Не оставлять же его там бедненького одного размокать. Конечно, достать и съесть. Да ну! Сцена очень милая и живая, а главная - естественная. Этот человек сразу выделяется на фоне остальных. Конец вовсе не грустный. Душка знал, что уйдет, он сделал свою работу с такой любовью, с такой честью, что это воспринимается очень естественно. И не конец это вовсе, а начало. Начало поисков Боба своей души. И только он в силах написать happy end в конце сценария своей жизни. Фильм интересный, глубокий и легкий, легкий, как ветерок.