«Охотники на привале» — картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова, написанная в 1871 году.
Сюжет: на фоне осеннего пейзажа с тревожным пасмурным небом, серовато-коричневой травой и бесцветными деревьями изображены трое мужчин, которые решили отдохнуть после удачной охоты и присели на сырую землю вокруг импровизированного стола. Вместо скатерти — газета, на ней лежат чарки, фляга и остатки еды (кусок чёрного хлеба, яйцо и огурец). В ногах мужчин лежат ружья и охотничий рожок, а в нижнем левом углу можно рассмотреть добычу — это парочка тетеревов и заяц.
Прототипами персонажей стали друзья Перова: в образе рассказчика автор изобразил московского врача и почитателя ружейной охоты Дмитрия Кувшинникова, внимательным слушателем — доктора Николая Нагорного, а скептиком — их коллегу по медицине Василия Бессонова.
«Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! - так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».
И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».
Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора - Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.
28.04.2025 18:47
Ольга, Москва, м. Лубянка
# Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца.
Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.
Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...