Ольга, Москва, м. Лубянка, 60 лет

Письмо с фронта

07.05.2025 12:11
315

«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году. Она изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

Картина была написана в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьёй приехал из Самарканда, где находился в эвакуации.  Однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шёл по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку, хорошее письмо.

Лактионов довёл незнакомца до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово. Так родился замысел картины.


#третьяковка
Предыдущий пост: Апофеоз войны
Следующий пост: Аллея Победы
Комментарии:
Ольга, Москва, м. Лубянка, 60 лет
07.05.2025 12:13
Ольга, Москва, м. Лубянка
# В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени.

Кстати, перед открытием выставки, государственная комиссия поначалу не захотела принимать эту картину, висевшую на центральной стене.
Почему? «А как показана советская семья на этом полотне? Что это за дом такой, стена с облупленной штукатуркой, проломленное крылечко, люди как-то бедно одеты, женщина в растоптанных шлепанцах? И это мы так представляем советскую семью, советскую действительность?! А как иностранцы будут ходить, и что они подумают о нашей замечательной родине?». 

Организаторы выставки обомлели, им и в голову не могло прийти, что таким образом, можно судить о картине. Но на всякий случай стали уговаривать и упрашивать возмущенных членов консилиума. Разрешить то - разрешили, только велели перевесить куда подальше.

Картину «сослали» в малый зал, повесили в простенок между дверным и оконным проемом. Но даже в плохо освещенном месте, ее заметила публика и скапливалась у экспоната толпами. Многие, останавливаясь и подолгу стоя, всматривались и плакали. 1947 год... Война только закончилась. Тема была животрепещущей и болезненной, она отзывалась в душе каждого посетителя. Солнечная атмосфера полотна, мастерски выписанные детали придавали картине необычайный реализм. Каждый зритель ощущал себя участником этой трогательной сцены.

Сам же Александр Иванович, увидев, куда втиснули его труд, очень обиделся и расстроился. Но когда он поинтересовался книгой отзывов - был чрезмерно удивлен. В книге что ни отзыв — то о «Письме с фронта», и в каждой записи - восторг и благодарность мастеру. Складывалось впечатление, будто зрители приходили посмотреть только на одну его картину.

Источник: kulturologia.ru
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
наверх
Закр