В центре сюжета притчи убийство одним братом другого на религиозной почве.
Чтобы понять смысл притчи, обратимся к смысловым пластам.
Первый пласт - это так называемый близнечный миф, который существует в мифах многих народов: миф о братьях-близнецах, один из которых убивает другого из-за спора о сакральном или о нарушении религиозного табу или осквернения святыни.
Именно с близнечного мифа начинается история народа.
В поздних версиях мифа один из братьев - культурный герой, который становится основателем города, цивилизации.
Также прослеживаются следы существовавшей когда-то традиции человеческого жертвоприношения в честь основания города.
Второй пласт, более поздний - Реховитская традиция.
Реховиты - это люди, которые отвергали оседлую жизнь: не занимались земледелием, не имели домов, были кочевниками. Для них это был религиозный выбор: они были уверены, что только кочевники могут оставаться истинными приверженцами Яхве (имя Бога в Ветхом Завете), так как цивилизация отдаляет человека от Бога.
С их точки зрения, жертва Каина, как земледельца, не может быть угодна Богу в отличие от жертвы Авеля - кочевника и охотника.
Кроме этих пластов притча имеет и дополнительный смысл.
Откуда Каин знает, что его жертва не принята Богом, а жертва Авеля принята? Что с Авелем?
Очевидно Каин знал, как это определить, то есть имел религиозное образование. Ему была известна религиозная система практик, он знал как надо приносить жертву.
У Авеля же всё просто: принёс жертву и не заботится, принята она Богом или нет.
Когда Каин принёс жертву по всем правилам, но она не была принята, он сердится на Бога.
Бог обращается к Каину: "Почему отвернулся от меня, опустил голову? Если делаешь добрые дела, то подними голову и живи со Мной, а если дурные - то грех у порога. Он к тебе тянется, но ты над ним властвуй (дословный перевод)".
То есть Бог предлагает Каину строить отношения просто, как и Авель. Но Каин не слушает Бога, потому что боится потерять себя.
Религиозность даёт Каину иллюзию контроля над жизнью, определённости, предсказуемости. Бог ставится в понятные для Каина рамки: я тебе жертву по правилам - ты мне высокий урожай и т.д.
Поведение же Авеля подразумевает полное доверие Богу своей жизни. Никаких сделок с Богом, только доверие.
Воля человека стремится к свободе. Ему кажется, что доверив свою жизнь Богу, он потеряет свободу. Но свобода без Бога - это мгновение перед падением в пропасть. Религиозность - это способ сохранить мнимую свободу в отношениях с Богом.
Каин боится потерять эту мнимую свободу. Для него важны чёткие правила взаимоотношений с Богом. И нарушение этих правил подобно кощунству. Потому он убивает брата и не раскаивается в этом.
Но Бог не хочет таких отношений с Каином и прогоняет его.
Каин же настолько держится своей религиозности, что готов жить без Бога, только одно заботит его: как бы кто не убил его.
Тогда Бог даёт знак Каину, чтобы любой встречный не трогал его.
Отсюда начинается история города и цивилизации.
Вывод: в притче конфликт двух способов жить: конфликт религиозности (уверенность, что высшими силами можно управлять при помощи системы религиозных практик) и собственно духовной жизни как нормальных и полноценных взаимоотношений с Богом.
В святоотеческой экзегетике Авель сравнивается с Христом. Конфликт между Авелем и Каином тот же, что и между Христом и фарисеями.
На этом всё😊
С интересом почитаю ваши комментарии.
Комментарии:
28.07.2024 02:14
Елена, Россия, Москва
# Ну в общем все так и есть же. Бог не приемлет сделку, это же купля продажа - индульгенции. Все равно что корысть, а корысть Богу чужда. Это самое сложное бросать по водам хлеба и не оглядываться. Безусловная вера в Бога трудно достижимое, поэтому святые отцы частенько говорили что мы маловеры все, иначе жили бы в Раю.
# Мне уже подсказали, откуда выражение))
Удивительно, что день назад я читала это выражение в Библии, смутилась от неточного понимания и совершенно не вспомнила, когда прочитала ваш комментарий))
28.07.2024 14:48
Елена, Россия, Москва
# Делать добро не оглядываясь, и оно возвратиться к вам. ) Это как символизм безусловной веры, хлеб это еда, это ценное.
Это конечно очень емкое выражение, символичное и многогранное, оно и о милостыне и о доброте и мудрости, но при этом опять же нужна вот эта самая безусловная вера. Не прокатит делать добро и потом говорить я столько для тебя сделала. ))
# Был такой интузиаст исследователь , можно сказать гениальный человек, Андрей Скляров, его относят к альтернативным историкам. Весомость его исследований и аргументов относительно реальной хронологии просто зашкаливает.
По его версии вся ветхозаветная история, это история сталкеров подчинявшихся личности выдававший себя за бога Яхве, и основная цель героев ветхого завета, это поиск оружия уцелевшего после войны " богов".
Даю ссылку на аудиокнигу зачитываемую в Ютьюбе в сопровождение фотографий с исторических мест. Чтец своеобразный но привыкнуть можно с учётом ценности подаваемой информации. Часть первая если заинтересует найдёте последующие
# Конкретно по вопросу в конце.
Матрица мироздания фрактальна, поэтому любое событие в жизни имеет подобие в прошлом настоящем и будущем. Поэтому любое событие произошедшее до или после можно трактовать как пролог и эпилог.
Яркий пример сравнение обычного дня с жизнью - пробуждение=рождение, утро=детство , день=взрослая жизнь, вечер=старость, сон=смерть.
28.07.2024 22:53
Александр Бережной, Россия, Симферополь Анкета удалена
# Меня больше другое занимает. В Ветхом завете написано, что у Адама и Евы было два сына, вышеупомянутые Каин и Авель. Ничего о других людях Ветхий завет больше не говорит. Каин убивает Авеля. На земле осталось три человека. И дальше: И пошел Каин в землю Нод и взял себе жену. Ну полный бред. На козе он что-ли женился? А если не на козе? То откуда взялась его жена? Значит на земле были еще и другие люди. Но иудейские писания о них ничего не упоминают. И откуда они взялись? Какой-то другой бог их создал, а не иудейский Яхве? Тогда получается Яхве не единственный бог и у него куча конкурентов на создание человечества. Или Яхве тех других за людей не считает? И внушил это тем кого создал только он? Недаром и в талмуде и ветхом завете евреям внушается, что гои(не евреи) хуже животных. Что по сути и породило в будущем и расизм, и фашизм и нацизм, но уже по отношению к самим евреям.
26.08.2024 19:10
Василий, Россия, Москва
# «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей»
26.08.2024 19:14
Василий, Россия, Москва
# И к слову о сделках.
В Коране неоднократно принятие ислама называется сделкой с Аллахом. Что значит - основатель из купеческого сословия.