Главная Блоги Татьяна (Россия, Воронеж) Мой Воронеж. Загадки старого сквера, или красно-белые дни...
Татьяна, Россия, Воронеж, 45 лет
Татьяна, Россия, Воронеж, 45 лет
трое детей
Была 22.11.2024 05:26

Мой Воронеж. Загадки старого сквера, или красно-белые дни...

26.10.2020 19:41
1.3К
«Москва-Воронеж – фиг догонишь, а догонишь, фиг возьмёшь!»

Этот знаменитый мем я впервые услышала, находясь ещё в пионерском отрочестве. Славный город Воронеж был для меня таким же далёким, как Луна, и неинтересным, как урок английского языка.
Кто же знал тогда, что по воле судьбы я не просто прогуляюсь по каштаново-абрикосовым улочкам и старинным бульварам Воронежа, но стану его поклонницей и горожанкой со стажем.

Город до сих пор открывается мне. Он удивляет и порой загадывает шарады и ребусы, на которые нет однозначных ответов…

Исток города – крепость Воронеж, которая располагалась на месте нынешнего главного корпуса ВГУ на Университетской площади. От крепости Воронеж, как лучи от трезубца Нептуна, брали своё начало три центральные улицы города: сейчас улицы Володарского, Плехановская и Платонова.
Средний из трёх лучей был самым важным, широким и просторным. Он вел за исторические пределы города и вливался в тракт на Москву. Назывался он тогда – Новой (или Большой) Московской Першпективой.

Ново-Московская являлась одной из самых крупных улиц города, на ряду с Большой Дворянской, современным проспектом Революции. Её прокладывали после крупного пожара в Воронеже согласно генеральному плану Екатерины Великой от 1774 года сквозь обветшалые кварталы, далее в малоосвоенной местности и затем в чистом поле. Московская улица должна была стать главной торговой артерией города. Она создавалась, как осевая линия нескольких рыночных площадей. Вдоль улицы, недалеко от её начала, расположился Гостиный двор или площадь Круглых рядов.

В советские годы Новую (Большую) Московскую переименовали в честь «предтечья большевизма» – меньшевика Георгия Плеханова, много сделавшего для развития социализма в России.

В своё время Плеханов с отличием окончил Воронежский Михайловский Кадетский корпус, а позже вошёл в состав тайного революционного общества «Земля и воля», которое пыталось разбудить сознание народных масс от вековой спячки и ратовало за передачу в равных долях всей земли крестьянам при их полной свободе.

В 1879 году, в июне, практически за сто лет до моего рождения, в Воронеже на Пионерской горке, ныне парк Динамо, состоялся последний (нелегальный) Всероссийский съезд народнической организации «Земля и Воля».
Под звуки гитары – так прогрессивная молодёжь того времени маскировала свои встречи от ушлых агентов царской охранки – после бурных дебатов на съезде произошёл окончательный раскол между сторонниками и противниками индивидуального террора как средства борьбы с самодержавием.
На базе «Земли и воли» образовались «Чёрный передел» – мирная организация во главе с Георгием Плехановым и «Народная воля», объединившая сторонников кровопролития, и их было большинство. И все эти события позволяют назвать Воронеж родиной политического террора...

Но вернёмся к Гостиному двору или площади Круглых рядов вдоль улицы Большая Московская.

Круглые ряды были возведены на месте сгоревшего городского базара в соответствии с тем же регулярным планом императрицы Екатерины.
Гостиный двор напоминал две подковы, расположенные друг напротив друга на месте нынешних Бунинского сквера и небольшого сквера подле остановки ТЮЗ.


Каждый полукруг-подкова состоял из двадцати четырёх секций, и торговые лабазы в Круглых рядах занимали самые известные, зажиточные воронежские купцы. Но вскоре предпринимателям восемнадцатого века надоело толкаться бок о бок, и они стали строить собственные торговые точки. Гостиный двор пришёл в запустение. Перестроить его не имелось возможности – рыночная площадь представляла собой целостный архитектурный ансамбль. И в 1914 году местная Городская дума предписала снести это оригинальное сооружение. А в декабре этого же года на службу в Благовещенский собор Митрофаниевского монастыря по улице Большая Московская проследовал император-самодержец Всероссийский, царь Польский, князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая Николай II Александрович Романов с супругой.


Визит государя в южный городок оказался внезапным. Николай возвращался в столицу из инспекционной поездки по Кавказу. В Воронеже к нему присоединились прибывшие на другом поезде царица Александра Фёдоровна и старшие дочери, Великие княжны Ольга и Татьяна.

Город, узнав о приближающихся поездах с августейшими особами, в срочном порядке стал прихорашиваться. Развесили иллюминацию. Около железнодорожного вокзала соорудили шатёр, укрытый горностаевыми мехами и украшенный золочёным громадным двуглавым орлом. Возле Петровского сквера установили деревянные, выполненные в русском стиле Триумфальные ворота. В срочном порядке в город доставили восемь вагонов хвойных веток, которыми задрапировали побелённые стены домов по пути следования царского семейства. Этими же ветками скрыли и полуразрушенные Круглые ряды вдоль улицы Большая Московская…

В 1915 году посетивший Воронеж знаменитый историк, художник и искусствовед Георгий Лукомский поставил в упрёк городу уничтоженные Круглые ряды как несохранившееся историческое культурное наследие.
Лукомский много путешествовал по «внутренним губерниям Российской империи» с целью «собирания, исследования, изучения, зарисовывания и фотографирования предметов старины». Результатом этих вояжей стали труды, посвящённые архитектуре русских городов. И вот как звучит укор воронежцам, оставленным Лукомским в своей книге – «за то, что не ценят наследие, а сооружая новые здания, создают “красно-кирпичный ужас”». Здесь есть о чём поразмыслить…

Круглые ряды или Гостиный двор Воронежа канули в небытие. А через несколько лет земля безымянного сквера вдоль Плехановской улицы пропиталась страхом, болью и кровью.

Это трагическое место.

В начале октября 1919 года Воронеж вновь перешёл в руки белогвардейцев под предводительством казачьего атамана Шкуро и генерала Мамонтова. Белые контрразведчики рыскали по городу в поисках коммунистов и активистов советской власти.

Четвертого октября в пять часов вечера на бывшей площади Круглых рядов, при присутствии принудительно согнанной толпы мирных жителей состоялась показательная казнь через повешенье нескольких партийных и советских работников. Казнь продолжилась и на следующий день. По разным источникам белогвардейцы возвели на эшафот от пяти до десяти человек, среди которых были и случайные люди, обвинённые по наговору…

Через десять лет к «юбилею» освобождения Воронежа от войск белых генералов на месте казни был заложен памятный знак. Современные горожане знают его как памятник «Жертвам белого террора», а сквер, в котором он располагается, официально носит имя сквера «Надежды».

Это первый городской памятник, установленный в советскую эпоху. И в соответствии с проектом он должен быть не таким простым, предполагалось ещё много архитектурных элементов, но по неизвестным причинам к окончательной доработке памятника так и не вернулись.

Памятник «Жертвам белого террора» выполнен из тесаных блоков павловского (местного) красного гранита в виде куба с урной на верху, как символ угасшей жизни. На лицевой стороне памятника под надписью располагается бронзовая чаша, которая должна медленно наполнятся влагой через скрытую внутри куба систему подачи воды. Вода из переполненной чаши перетекала бы в низ, напоминая людские слёзы.
Но не один год проживая в Воронеже, я ни разу не видела памятник «плачущим»…


В интернете сохранились довоенные фотографии этого сквера в центре города.


Рассматривая их, создаётся впечатление, что Великая Отечественная война пощадила не только памятник, но и две тяжеловесные лавочки перед входом в сквер и кованную ограду с каменными тумбами-пилонами.


А в начале 90-х годов двадцатого века вокруг памятника развернулась ожесточённая дискуссия среди разных политических групп местного общества.
Звучали предложения снести памятник или посвятить его всем жертвам революции, погибшим от рук как белогвардейцев, так и красноармейцев…

И также немногие знают, что публичная казнь, совершённая белыми на бывшей торговой площади – это по своей сути акт возмездия, да и место казни было выбрано не случайно.

Отбив город у красных на три недели в октябре 1919 года, напротив безымянного сквера во дворе усадьбы купца Нечаева, где разместился воронежский губернский ЧК, белые обнаружили слегка присыпанные землёй тела священников со следами пыток и насилия. Подобными методами красная власть добывала средства на постройку нового общества.


Дом купца Нечаева, до Первой Мировой войны был отдан под Публичную библиотеку.

Примечателен и тот факт, что на месте «Дома ужасов», так в народе прозвали страшный купеческий особняк, теперь располагается Бунинский сквер с бронзовым монументом человеку, лишенному родины, нобелевскому лауреату, автору «Окаянных дней».


Разоряя монастыри и храмы, большевики не гнушались уничтожать и прилегающие к ним старинные погосты и кладбища.
И вот тут-то текст поста подходит к тому моменту, ради которого он и задумывался.

В конце лета этого года горожанка столицы Черноземья, поправляя шнурки на обуви, облокотилась на один из каменных пилонов ограды сквера «Надежды» и обнаружила, что из под полуразрушенной временем бетонной «глазури» выглядывает на божий свет и взирает с удивлением чья-то древняя могильная плита.


И схожих случаев использования старинных надгробных памятников в Воронеже в советское время далеко не единицы…

Вот такие они, загадки старого сквера...


P.S. Одна из версий появления знаменитого выражения «Москва-Воронеж — фиг догонишь...» озвучена в этом видео...


#my_town
Комментарии:
Татьяна, Россия, Воронеж, 45 лет
27.10.2020 22:48
Татьяна, Россия, Воронеж
#


Красный трамвай простучал в ночи, красный закат догорел в бокале.
Красные, красные кумачи с красных деревьев на землю упали.
наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр