У каждого ребёнка в ящике с игрушками наверняка отыщется волшебная оптическая трубка, которую изобрели намного раньше, чем телескоп, и которую Владимир Даль, русский писатель и учёный, в своём толковом словаре окрестил «узорником»…
Гуляя по городу, на обледенелой скамейке зимнего сквера я заметила кем-то забытый детский калейдоскоп. Без раздумий я взяла его в руки и поднесла к глазам, в надежде лицезреть «красивый вид». Я повернула механизм оптического прибора и увидела…
…Старинный дом с резными ставнями на небольшой городской улочке. Старая, старая, перешагнувшая девяностолетие женщина, этим летом простившаяся с сыном, сидит, уютно устроившись в глубоком кресле. В ногах – любимая кошка, на подоконнике – верные фиалки. Женщина сморит мультики и, забыв обо всех горестях, смеётся, как ребёнок.
Вижу, вращая механизм калейдоскопа дальше и дальше, соседний многоэтажный дом, современный, но уже не новый, в одной из квартир которого маленькая девочка, так же сидя в кресле, увлечённо смотрит те же мультики. Девочка улыбается: «Три кота» поднимут настроение кому угодно, и эти весёлые анимации одинаково понятны и бабушке, и девочке…
Я подняла калейдоскоп выше, ближе к свету. И увидела уже другую картинку:
Скромная квартирка-малосемейка, похожая на скворечник. И в тесных четырёх стенах в настоящий момент разыгрывается трагедия. Одинокая, больная семидесятилетняя женщина принимает тяжёлое решение – завтра семимесячную внучку она отдаст на попечение государства, в дом малютки. Замкнутый круг не удалось порвать. Женщина плачет, глядя на безмятежное, младенческое лицо, и вся её жизнь проносится перед глазами: сиротское детство матери, её собственное детство без отца, свадьба, страшные роды, в результате которых спасли жизнь ей, но не ребёнку, предательство мужа, развод и решение усыновления, всеми правдами и неправдами, черноглазой, бойкой трёхлетней Юльки, взросление приемной дочери, её пьяные выходки и непредсказуемые поступки, раздел имущества в пользу дочери, пьяный залёт и брошенная новая жизнь на руки старой «неродной» матери, у которой нет ни сил, ни здоровья, ни коляски для малышки, ни памперсов, ни одежды, ни игрушек…
Я, не отрываясь, смотрю в калейдоскоп судеб и вижу, как другая молодая женщина подписывает согласие на кесарево сечение, дав жизнь второй дочке, которую она так и не прижала к груди: новая короновирусная инфекция забрала маму с собой. Светлая память…
Калейдоскоп не останавливается. Он безжалостно продолжает показывать мне изнанку жизни:
Успешный человек потягивает коньяк, сидя в своём офисе. Он пресытился жизнью и удовольствиями и, чтобы развеяться, традиционно отдавая дань первому театральному образованию, надевает кафтан Деда Мороза и приклеивает бороду. Успешный человек предпочитает «морозить» у таких же успешных людей, как и он, людей высокого полёта. Рядом с ним очередная смазливая Снегурочка, которая отличается не умом и сообразительностью, а предупредительностью к шефу, чем и подкупает.
Но вот не задача – в этом году неясная тоска следует по пятам за Успешным человеком накануне Новогодних праздников.
Успешный человек обладает одной страстью. И эта страсть – коллекционирование. Редкий антиквариат. Но старое зеркало в красивом дубовом обрамлении ручной работы, купленное неделю назад за бесценок у нуждающегося пенсионера на блошином рынке, досадно раздражает его.
Проходя мимо нового экспоната своей коллекции, поправляя стильную, попросту идеальную причёску, Успешный человек видит, как из глубины зеркала возникает маленький мальчик на трёхколёсном велосипеде. Мальчик движется по направлению к нему, к Успешному и очень, очень умному человеку, и откуда-то доносится глупая песенка: «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде — восемнадцать мне уже».
Успешному человеку становится не по себе, он быстро отходит от таинственного зеркала и залпом выпивает стакан элитного коньяка.
Мужчина мучается непонятными угрызениями совести и ищет спасения в объятиях расчётливой Снегурочки, которая всегда вовремя и с утешительно-снисходительной улыбкой подносит ему гранёный бокал крепкого напитка. Коньяк для молодой, но ушлой Снегурочки – первый атрибут успешности.
И вот однажды, набравшись храбрости и предварительно приняв на грудь, мужчина смело подошёл к зеркалу, ожидая неизвестного ребёнка.
Малыш не заставил долго себя ждать и выехал на встречу к Успешному человеку на своём убогом, скрипучем трёхколёсном велосипеде. Зловещая мелодия песенки «Восемнадцать мне уже» фоном звучала в полутёмном помещении офиса.
Мальчик остановился у границы зеркала. Мужчина смог внимательно рассмотреть его лицо, отмечая удивительное сходство с собственным детским лицом с фотографий.
– Кто ты? – в ужасе прошептал Успешный человек, нетвёрдо стоя на ногах.
И малыш, словно ожидая этого вопроса, слез со своего велосипедика, легко преодолел границу двух миров, подошёл к мужчине и обнял его: «Я люблю тебя». И протянул в дар маленький оранжевый мандарин…
Мужчина прижался лбом к зеркалу и взглядом провожал удаляющегося малыша, который уезжал, не оглядываясь, навсегда, в Страну нерождённых детей. Он провожал его взглядом, а в памяти оживали давно забытые воспоминания – наивные, заплаканные девичьи глаза, комната общежития театрального ВУЗа, звучащая из каждого утюга песенка Руки Вверх и его злобное: «Разбирайся с эти сама!».
Мужчина вылил весь коньяк, заботливо поданный Снегурочкой, в раковину, накинул шубу и спустился в город. Он шёл и раздавал мандарины со сладостями из бездонного мешка Деда мороза детям и их родителям. Он шёл от вокзала к вокзалу, мимо коммерческих «сказочных поездов» РЖД, от детского дома к приюту, от города к селу, и с очередным пройденным километром ему становилось легче.
Он шёл и в каждой паре детских глаз видел глаза своего нерождённого сына, а в каждой робкой улыбке матери-одиночки – улыбку той первокурсницы театрального ВУЗа.
Он шёл, не останавливаясь, из года в год. Шуба, взятая напрокат, срослась с его душой, а синтетическая борода перестала быть нужной: выросшая делала его похожим на настоящего святого Николая…
— Ура! Я нашёл свой калейдоскоп!
Я отняла волшебную игрушку от глаз и отдала её подбежавшему мальчугану. Его родители стояли, обнявшись, поодаль. По их позам и улыбкам было понятно, что это счастливая семья…
С приближающимися новогодними праздниками. Берегите друг друга...