Если у вас появилось желание приобрести благородные манеры, в виде «прямой спины», и изменить свой ритм жизни, научившись никуда не торопиться, то самое время (дождавшись лета) оседлать изящный и утончённый пенни-фартинг.
Пенни-фартинг – это двухколёсный велосипед, переднее колесо которого намного больше заднего, и у которого отсутствует роликовая приводная цепь.
Англичанин, изобретатель и инженер Джеймс Старли в 1870 году усовершенствовав модель французского велосипеда, начал массово производить эти удивительные, как для того времени, так и для настоящего, современного, индивидуальные средства передвижения.
Пенни-фартинги быстро завоевали популярность среди любителей спорта. Диаметр переднего колеса достигал до полутора метра, и такое большое колесо позволяло развить бОльшую скорость.
Название велосипеда происходит от двух английских монеток, пенни и фартинга. Если эти монеты положить рядом друг с другом, то они напоминают именно велосипед второй половины девятнадцатого века. Также пенни-фартинги прозвали «пауками», или викторианскими велосипедами, потому что пик популярности в Великобритании пришёлся как раз на поздние годы правления мудрой королевы Виктории, которая царствовала более 60 лет.
Для катания на «пауке» нужна сноровка.
«Быстрые ноги», именно так с латыни переводится слово «велосипед», может легко опрокинуть новичка, как резвый мустанг в диком состоянии свободы. Для управления пенни-фартингом необходимо научиться держать баланс (должна быть прямая спина) и не давить резко на педали. Средняя скорость у таких велосипедов в два раза меньше, чем у обычных.
Взобраться на конструкцию также было делом не из простых, для чего велосипедист мог использовать специальную ступеньку или исполнить небольшой акробатический трюк. Пенни-фартинг способен был удержать достаточно сильный и отважный человек. Если при езде колесо попадало в выбоину дорожного покрытия, то наездник мог перелететь через переднее колесо кувырком. Падения с высоты иногда сопровождались серьёзными травмами, вплоть до переломов.
Иногда, на спусках спортсмены 19 века закидывали ноги на руль велосипеда, тем самым увеличивая скорость, но уменьшая шансы вовремя остановиться.
«Велосипедная прогулка». Акварель Генри Сэндхэма, 1887 год
Самым первым смельчаком в Воронеже, кто смог поладить с пенни-фартингом, стал предприниматель и благотворитель Вильгельм Столль.
Из воспоминаний Вильгельма Германовича:
«В 1867 году я был в Берлине на заводе Г. Ф. Эккарта. Здесь мне впервые пришлось увидеть велосипед, только что привезённый с Парижской выставки сыном господина Эккарта. Экипаж меня этот заинтересовал, и я решил выписать себе такой же. Велосипед был деревянный, самой примитивной конструкции, без подшипников, и весил что-то около трёх пудов. Обошёлся мне он в 75 талеров. Через три-четыре дня я уже выучился ездить и в скором времени смог сделать поездку из Берлина в Шарлотенбург.
В этом же году я возвращался к себе в Воронеж. В Вержболове чиновники пришли в недоумение, к какому разряду причислить мой велосипед. Я им объяснил, что это экипаж, на котором можно ездить.
«Да где же ещё пара колёс и оглобли?» – допытывались они.
И сколько я им не объяснял, что это такое, они никак не могли понять.
Были посланы курьеры за исправником, становым и другими лицами города. Велосипед мой был распакован, и мне предложили на нём проехаться. Делать нечего, пришлось исполнить требование любопытных чиновников. Я взобрался на велосипед и лихо покатил по цементному полу станции. Проехал по залу между столами и стульями, чем привёл в восторг зрителей.
Поезд из-за меня простоял чуть не на три четверти часа лишних»…
Сильвестр Францевич Ястржембский, главный помощник и друг Вильгельма Столля. Воронеж, фотография подлинного снимка начала XX века
В настоящее время в Воронеже живет человек, который решил возобновить моду на пенни-фартинги. В своём гараже он собственноручно изготовил подобный велосипед себе и супруге. Переднее колесо на первом самодельном «пауке» было взято воронежским умельцем с современного велосипеда, а заднее – с детского, советского. Сейчас в арсенале мастерового человека имеется ещё два велосипеда, выполненных уже на продажу. Сама не видела, но сорока на хвосте принесла эту интересную новость, которая меня порадовала…
P. S. По следам Вильгельма Столля, держа «спину прямо», уверенно и спокойно движемся в будущее на пенни-фартинге. И пусть для кого-то этот велосипед всего лишь «велосипед для клоунов», но для любителей ретро – это часть истории…
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте.
Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить