– На старом снимке через разрушенный в годы Великой Отечественной войны торговый дом «Утюжок» открывается вид на проспект Революции:
– Освобождение района сельскохозяйственного института (?). У красноармейца трофейный немецкий ручной пулемёт MG-34:
– Воронеж, 1943-й год. Жилой фонд уничтожен на 92 процента. Аэросъёмка. Можно узнать некоторые здания и храмы в центре города:
– Кольцовский сквер. Немецкое кладбище между бюстом поэта Кольцова и фонтаном «Танцующие дети»:
– Площадь Ленина, место казни:
– Площадь Ленина. Вид на взорванное, при разминировании советскими войсками, здание Обкома партии, от которого остались тогда лишь входные колонны, облицованные чёрными лабрадоритовыми плитами. Сейчас эти плиты можно увидеть на входном портике Дома офицеров. По воспоминаниям старожилов, обломки Обкома летели до левого берега – взрывчатки немцы не пожалели.
С этим местом связана городская легенда. Которую краеведы рассказывают неохотно, слишком много в ней противоречий.
Якобы, под обломками Обкома партии спаслись два советских солдата (по другим источникам — мирный житель), которых в спешке эвакуации оставили на посту. Солдаты смогли укрыться в глубоких подвалах здания, где были запасы продовольствия, когда правый берег Воронежа заняли фашисты. После расчистки завалов они вышли на божий свет заросшие и слепые.
Сейчас на месте монументального довоенного здания Обкома партии стоит областная Никитинская библиотека:
– Девицкий выезд, перекрёсток улиц 20-летия Октября и Кольцовской. Подбитые советские танки. На фото в количестве 5 штук. Экипаж немецкого танка расстрелял колону советских танков из укрытия в частном дворе. В немецком наградном листе указано 11 подбитых танков. Возможно, что командиру немецкого экипажа записали на счёт все подбитые советские танки в Воронеже.
На архивном фото хорошо виден дом, который стоит и сейчас напротив цирка. Жилой дом восстановили и надстроили ещё одним этажом:
– Петровский сквер. Бронзовая скульптура Петра Великого была отправлена фашистами на переплавку. Старинный постамент и сейчас хранит следы войны:
– Дети, старики, женщины налегке уходили из Воронежа.
Пожилая женщина вспоминает, как её, двухлетнюю малышку, при обстрелах, наивная мама прижимала к стене здания и накрывала своим пальто. Девочка из-под материнского пальто пыталась вылезти и всё говорила, говорила – «теляют, теляют…» (стреляют, стреляют):
– Воронеж поднялся из руин, как сказочная птица Феникс из пепла: