В любом городе есть живая память. И эта память передаётся от человека к человеку через годы и поколения. Пусть эти истории простые, но они настоящие и трогают…
История первая: Ложка
В сорок первом году, в августе, в Первомайском парке, где теперь за чугунными пятиконечными звёздами красуется величественный Благовещенский собор, происходило формирование Воронежского добровольческого коммунистического полка. Мужское население Воронежа от восемнадцати до пятидесяти лет стекалось в центр города. Около новобранцев крутились и любопытные мальчишки. Вдруг одного из них подозвал кто-то из добровольцев.
– Слушай, малец, как ты думаешь, какая вещь для солдата самая главная?
– Ружьё! – не задумываясь, выпалил шестилетний пацан, польщённый тем, что с ним разговаривает будущий герой.
– Верно, малец. А после боя? Без чего солдату ну никак не обойтись?
Мальчишка задумался.
– Ложка, малец! Ложка! – подсказал собеседник, – Вот что самое главное после боя. Да вот, беда забыл я ложку. Будь другом, слетай домой и принеси одну. Выручи, век останусь благодарен.
И мальчишка со всех ног бросился домой. А дома, он знал, в серванте хранился набор с красивыми столовыми предметами, подаренным родителям на свадебное торжество. Он спешно достал этот набор и схватил, не раздумывая, одну серебряную, с витиеватыми узорами, большую ложку из бархатной ячейки.
Запыхавшись от быстрого бега, мальчишка стоял перед солдатом и глотал слёзы. Пацан никак не мог взять в толк, почему тот отказывается взять эту красивую ложку и сердится…
Воронежский добровольческий коммунистический полк имел два призыва. Во время Великой Отечественной войны воронежцы преодолели долгий путь до самой Вены, потеряв больше половины состава. На территории современного Первомайского городского сада есть памятный знак, скорбный и героический одновременно, а в одной семье, как реликвия, хранится набор серебряных столовых приборов, где одна ячейка пустая. В далёком сорок первом году, августовским вечером, пацан вернулся домой, где его ждала мать с ремнём, но узнав, кому сын отдал ту ложку, обняла его и они вместе расплакались…
История вторая: Свидание
Во время Финской войны в части здания бывшей воронежской духовной семинарии размещался госпиталь, о котором горожанам не положено было знать. Здание бывшей духовной семинарии, восстановленное и расширенное, до сих пор высится на проспекте Революции и является объектом культурного наследия, пусть и обветшалым. В его благословенных стенах и коридорах по сей день звучит задорный смех и говор молодёжи.
Так вот, однажды, когда Советский союз воевал с Финляндией, одной молодой женщине в Воронеже тайно подбросили в почтовый ящик записку.
«Завтра, в шесть вечера, приходи с детьми к Дому Красной армии. Побудь некоторое время там. Погуляй с ребятами. Походи туда-сюда. Я буду рядом. Люблю! Скучаю! Ваш папка и верный муж»
Молодая женщина с детьми пришла ровно в назначенное время к Дому Красной армии, и прогуливаясь по тротуару, чувствовала на себе взгляд любимого человека, и этот взгляд давал сил и согревал. А он стоял у окна на третьем этаже госпиталя, что напротив, и украдкой, из-за занавески, наблюдал за своей семьёй. Как же им всем хотелось обняться…
Дом Красной армии изначально был построен ещё до Революции, для Мариинской женской гимназии. После Великой Отечественной войны воронежцы знают это здание как Дом офицеров, который сейчас находится на реставрации…