То, что человек может превратиться в ходячий труп, известно давно. Эксперимент Мартина Селигмана показывает как это чаще всего происходит… По заказу военных он проводил эксперимент над собаками, опираясь на схему условного рефлекса Павлова. Правда, если у русского учёного животные по звонку получали мясо, у американского - удар током. Всё логично. А чтобы такие собаки никуда не дёргались, их фиксировали в специальной упряжи. И Селигман был уверен, что когда упряж будет снята, а подопытных животных переведут в вольер с низкой перегородкой, они сбегут при первом же новом сигнале, ибо все живые существа стараются избежать боли любой ценой.
Между тем, поведение собак ошарашило экспериментатора. В новом вольере они всё также обречённо сидели на полу и пронзительно скулили. Ни один пёс не перепрыгнул легчайшее препятствие и даже не попытался это сделать. Когда в те же условия поместили собаку, не участвовавшую в эксперименте, она с легкостью сбежала. Тогда Селигман сделал очевидный вывод - при невозможности влиять на травмирующие события развивается сильнейшее чувство беспомощности, которое назвали выученной, вручив за это открытие премию Американской ассоциации психологов.
Выученная беспомощность, как многим уже известно, проявляется не только у собак, но и у людей. Данный эффект подтверждался учёными разных стран уже многократно. Научно доказано, что если человек систематически терпит поражение, несмотря на все усилия, переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют, а также (!) регулярно оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое действие может привести к наказанию, у него атрофируется воля и желание вообще что-либо делать. Приходит апатия , а за ней стремительно развивается сильнейшая депрессия называемая унынием. Человек сдаётся. Отказывается перепрыгнуть даже низенькое препятствие. Просто лежит и жалобно скулит. Что воля, что неволя - всё равно.
📎 Как же вести себя обычному человеку, если выученная беспомощность уже отвоёвывает его внутреннюю территорию? Можно ли не опустить рук и не поддаться апатии? Да, можно. Достаточно просто пользоваться одним проверенным средством, о котором на канале уже упоминалось. Делайте что-нибудь! Всё, что угодно.
Напомню, что Селигман сформулировал свою теорию в 1967-м, а получил премию в 76-м. Но легко сложить два плюс два, дабы осознать, что почти за пол века до этой премии в лагерях смерти данная теория уже вовсю обкатывалась на практике. Лагерные палачи сознательно устанавливали массу запретов, часто бессмысленных и противоречащих друг другу, когда любое действие вело к суровому наказанию. Именно в таком режиме люди быстрее всего теряли волю и ломались.
Так вот, в чём же противоядие? Делать всё, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать и заботишься о гигиене. А потому что так человек возвращает себе субъективный контроль, снова совершает выбор.
Самое важное - это собственное, личное решение. Т.е. любое элементарное действие становится вакциной от превращения в овощ. Плохо идут дела - бегай по утрам. Не можешь бегать - занимайся на спортивной площадке. Не можешь заниматься - просто ходи. Только действие рождает уверенность.
❗️Как-то на досуге американские психологи Роден и Лангер провели серию зажигательных экспериментов в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Результаты показали, что заключённые, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбрать телепрограммы для просмотра стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу оформить комнату, завести растение и взять фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которым предложили на выбор кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили!
Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Вот и у людей в большинстве случаев проблемой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что это мой выбор» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, но побуждает искать выход из тяжелой ситуации. И как ни странно, даже самые небольшие достижения помогают запастись ресурсом для более масштабных действий, для ощущения уверенности в своих силах.
Кстати, Селигман не только обозначил проблему, он посвятил себя и поиску её решения. Экспериментальным путём ученый смог установить, что собаки могут научиться противостоять беспомощности, если у них уже есть в собственном багаже знаний предыдущий опыт успешных действий. Для этого он ввёл в свои эксперименты способ отключать ток. Собака могла нажать головой на панель-кнопку в вольере и пытка прекращалась. Позднее именно такие собаки продолжали искать выход, даже в тот момент, когда их фиксировали.