Анатолий, Россия, Москва, 50 лет
анкета заблокирована
Анатолий, Россия, Москва, 50 лет
детей нет
Был 08.03.2020 13:24

Цыплята

11.02.2020 14:30
244
0
Итак раннее утро.
Зимнее или ранне-весеннее, не помню.
Запах дерева в столярном классе. У нас в школе было два класса для уроков труда. В одном мы работали с металлическими штуковинами, он мне не очень нравился. Яркий свет, холодные верстаки с тисками, напильники, сверлильный станок, все покрашено "недружелюбной" темно-синей краской, отвертки, ключи. Все тяжелое, пахнет железом и вообще как-то мне все это было не очень. Другой же, для занятий с деревом. Этот я любил. Там всегда вкусно пахло стружкой, досками, фанерой, даже свет был мягкий и не такой колючий. В нем как-то теплее всегда ощущалось, понято что из-за дерева, но меня это тепло окутывало не только внешне, но и внутренне. В сердце, в душе. Стояли верстаки, но не так как в "металлическом" классе в линейку тремя длинными рядами, а отдельно, каждый друг за другом. Как наши парты в начальных классах. С первого по третий класс мы тогда сидели по одному.
В старших классах уже сдвигали учебные столы по два.

Мне нравилось, что здесь я один. Никто не отвлекал, я был сосредоточен на деле и было ощущение, словно это полностью собственное место, уютное и здесь могу быть собой. Никто не обзовет и не будет ржать над моим весом. Вот бы еще пушистой и теплой стружки по колено, как в мультиках. Странно, но воспоминания об этом уютном классе почему-то только зимние. Может быть как раз началась вторая смена, мы ходили в школу не так как большая часть учащихся, ну и уроки труда выпадали как раз на темное время суток. Но особого страха не было, разве что Толстый теоретически мог бы меня поджидать где-то за углом (о нём писал когда-то раньше).

В общем как обычно, мы мальчишки пришли на урок и расселись по своим местам. Трудовик вышел в центр и поднял руку с какой-то штукой вверх и заявил, что мы научимся делать новую игрушку. Затем он поднял вторую руку и мы услышали мерное постукивание, у учителя под пальцами двигались две фигурки. С одной стороны это был медведь, с другой мужичок. Оба с топориками. Как уже можно догадаться нам показали классическую старинную игрушку-забаву. Две фигурки, соединенные снизу тонкими реечками. Давишь вперед указательным пальцем на торец правой, опускается правая, левую - левая. По центру стилизованный чурбачок или кусочек дерева. И создается ощущение что они поочередно рубят бревно сидя на нем, как на лошади. Вздох удивления эхом пронесся под потолком.

Мишка и мужичок были разукрашены, покрыты лаком и выглядели ну прям как заправская игрушка из магазина. Мы переставить себе не могли, что сами можем такое сделать. Но трудовик немного охладил наш пыл, сказав что для начала сделаем фигурки попроще. И показал вторую поделку. Принцип был точно такой же, только это были желтенькие цыплята, точнее силуэты цыплят. С хвостиками, с клювами, тоже покрашенные, и клевали они что-то с небольшого деревянного квадратика-кормушки. Получалось очень забавно. Фигурки бойко стучали клювами и это все выглядело действительно здоровски.
Учитель пояснил, как нужно все это делать. Отрезались две тонкие реечки определенной длины, потом из фанеры вырезались цыплята, по лекалу, квадратик. В верхней реечке протачивалось небольшое углубление, чтобы вставить и прибить туда подносик-кормушку. К длинным креплениям идущим от лапок цыплят также прибивались рейки тонкими гвоздиками. Вот и весь секрет.
Мы с воодушевлением принялись за дело. Теперь понятно, почему для начала нам дали именно этих птиц. Потому что они были одинаковыми и выпиливать их было гораздо проще, чем профили человека и даже медведя. Много было запоротых цыпляток, в основном ломались тонкие полоски под лапками. Полотна от лобзика не были идеально острыми, многие уже потеряли часть зубчиков. Но даже те силуэты, которые успешно прошли первый этап, часто ломались в процессе сборки. Гвоздики часто расщепляли сухую фанеру и приходилось выпиливать заново. Потом уже некоторые ребята догадались сначала обрисовать по лекалу карандашом цыпленка, затем немного поковырять гвоздем два углубления еще до лобзика, аккуратно пробить гвоздем дырочки и только после этого уже выпиливать. Вскоре все стали делать именно по такому принципу.
Дело пошло на лад.

Потом уже стали трескаться квадратики, когда их надо было прикрепить к рейке. К ним применили тот же метод. Ну а последнюю неприятность доставили сами рейки. При попытке прибить птиц или сам квадратик - стали трескаться и они. Ну что поделать. Дерево было сухое и тонкое.
Кто-то предложил просверлить, но нам не доверяли такой сложный инструмент, да и таких тонких сверл не было в наличии в школе. Так что изгалялись как могли. Тоже постепенно ковыряя гвоздем дырки в рейках. Трудовик как правило уходил на все время нашего мастерства. менять полотна у лобзика мы уже давно умели с прошлого раза, гвоздиков и реек с фанерой в классе было достаточно, так что мы вполне автономно трудились, позабыв обо всем на свете. Даже порой забывая про звонок с урока. Труд был последним как правило, так что иногда и уходить не хотелось, мы задерживались, пока нас уже не выгоняли из класса.
От родителей я тщательно держал в тайне, чем занимаюсь в школе на этом уроке. Готовился к триумфальному сюрпризу. Еще бы, после Буратино-кольцеброса отчаянно хотел покорить домашних новой поделкой и своим умением. Тогда мне все-же помогла мама, чуть дорисовала голове улыбку, потом глаза ну и по мелочи так. А в этот раз все решил сделать сам.

Когда наконец закончил мастерить, проверил как работает игрушка, после этого стал разукрашивать. Гуашевые краски не шибко хорошо мазались на дерево, но несколько слоев сделали свое дело. В итоге у меня получились вполне себе желтенькие птенцы с черными глазками, красными клювами, сидящие на коричневых жердочках. И в кормушке тоже точек наставил, это были зерна. Как по мне - игрушка вышла блеск! Гордый как петух аккуратно и осторожно упаковал в сумку и вечером торжественно показал маме и папе. Они были в восторге. Я буквально парил в облаках от гордости.
Ну и затем, так сказать, чтобы закрепить навык... В общем понятно. Мой конвейер снова запустился. Мы на уроке труда еще раз сделали по одной поделке, чтобы снова передать в детский дом. Но я умудрился за отведенное время сделать две. Дома продолжил ковыряться с лобзиком, тисками и фанерой. В итоге на свет произвел около шести штук. Вскоре замахнулся на вожделенных мужичка с медведем. Упросил учителя срисовать на бумагу контуры фигурок. Дома не торопясь и аккуратно выпилил, благо полотна для лобзика идеальные и справятся с любыми витиеватыми силуэтами. Собрал и потом подарил бабушке с дедушкой. Они восхищались и долго не могли поверить, что это сделал сам безо всякой помощи.

Впоследствии мне эти выпиливания очень пригодились. Спустя какое-то время, когда папа подарил мне аппарат для выжигания и гравировки. Если второе попробовал лишь пару раз и оно мне не совсем понравилось, то с первым я возился очень много и довольно длительное время.
Выпиливал разные фигурки, обводил любые понравившиеся образы из книжек. Потом мама рисовала карандашом прямо на них, затем я выжигал. После это все покрывалось лаком и получалась вполне себе неплохая фигурка. С досочками проблем тогда не было, а вот с чистой и ровной фанерой, причем большого формата, была напряженка. Так что выжигал чаще на небольших брусках, на старых дощечках. До наших дней дожила только одна собачка, не помню из какой сказки. Сидит, сложив передние лапы вместе и сбоку хвост завивается, уши в разные стороны и умильное выражение морды. Она сзади с распоркой, что позволяет её находиться в вертикальном положении и не падать.
Эти навыки принесли мне небольшую уверенность в себе в школьные годы.
Комментарии:
наверх
Вход на сайт
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте. Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить
Логин, email или телефон
Пароль
Закр