Несомненно Гойко Митич является культовой фигурой кинематографа 1960-х, 1970-х и первой половины 1980-х, как для отечественного, так и для мирового зрителя. Гойко Митич потрясающе и очень убедительно воплотил на экране образ индейца.
Он стал эталоном мужественности среди мальчишек советской эпохи, а девушки буквально заваливали актёра письмами, иногда даже с предложениями создать семью. Но как оказалось, артист никогда не был женат и почему Гойко Митич выбрал свободу - этому есть логическое объяснение, которое актёр и озвучил. Вот об этом мы сегодня и поговорим.Родился будущий герой вестернов 13 июня 1940 года в небольшом югославском селе Стройковце, под городом Лесковац, в крестьянской семье. С детства Митич увлекался спортом и в более взрослом возрасте он начал задумываться над профессией учителя физкультуры. Поэтому не удивительно, что после окончания школы Гойко отправился в Белград, где поступил в Академию физической культуры.
К какому-то определенному виду спорта Гойко Митич никогда не был привязан, считая, что учитель физической культуры должен знать все дисциплины. Он увлечённо занимался лёгкой атлетикой, гимнастикой, играл вфутбол, гандбол и даже входил в сборную Югославии по гребле. Но учителем Митчу стать так и не пришлось, потому что физически развитого паренька заметили киношники и пригласили поработать в кинопроизводстве.
Дебютировал в кино Гойко Митч в 1960 году вначале как дублер, снявшись в английском историческом фильме "Ланселот и королева" и почти сразу же сыграл эпизодическую роль в итальянской картине "Синьор ночи".
Так началась череда эпизодических и второстепенных ролей актера Гойко Митича, имя которого порой даже не указывали в титрах. Но всё изменилось в 1965 году, когда в его родную Югославию приехали кинематографисты из ГДР, снимать вестерн по роману Карла Мая "Сыновья Большой Медведицы".
Во время кастинга встал вопрос: а кто будет играть роль индейца?
Пересмотрев множество претендентов, съёмочная бригада в один голос заявила, что лучшим из всех был Гойко. И Митич оправдал возложенные на него надежды и совершенно гениально исполнил свою первую знаковую роль индейца Токей Ито.
В 1967 году вестерн "Чингачгук — Большой Змей" закрепил успех предыдущей картины, снятый по мотивам романа Фенимора Купера “Зверобой”. В 1968-м году вышла в широкий прокат советско-немецкая картина Готфрида Кольдица “След Сокола”, с участием Гойко Митича и Барбары Брыльской.
Фильм имел огромный успех в социалистических странах, и в первую очередь - в Советском Союзе. Гойко Митич так “сроднился” с киностудией DEFA, что даже переехал в Восточную Германию, где и живёт до сих пор.
Армия поклонников “фильмов про индейцев” требовала всё новых приключенческих картин, и кинематографисты, выполняя заказ зрителей, снимали увлекательные восточноевропейские вестерны с участием Гойко Митича, которых было создано достаточно много.
Всего за 17 лет было снято 12 картин, которые вошли в сокровищницу европейского и мирового кинематографа. А последний вестерн с Гойко Митичем производства ГДР и Монголии, под названием “Вождь Белое Перо”, вышел в широкий прокат в 1983 году.
Гойко Митич не признавал дублёров и, будучи европейской знаменитостью, все трюки на съёмочной площадке выполнял сам. Вот что актёр сказал в одном из интервью:
“Вы можете не поверить, но за всю жизнь я не получил ни одной серьёзной травмы. Исполнил сотни самых невероятных трюков, а у меня не было ни переломов, ни вывихов”.
Но мало кто знает, что самым сложным во время съёмок для Гойко Митича оказалось... курить трубку мира. Актёр вёл здоровый образ жизни и был большим противником курения. Можно только представить, каких усилий стоило Митичу сохранять в кадре
спокойное выражение лица, в то время, когда он курил трубку. По словам артиста, в эти моменты у него в горле стоял ком и страшно першило!
Это может показаться странным, но при такой бешеной популярности Гойко Митич никогда не был женат. Однажды артист сказал:
“У меня нет времени для семейной жизни. Ни одна женщина не хочет за меня замуж. А на нескромные вопросы отвечаю: у меня всё нормально с ориентацией. Я не одинок, но бумажка и штамп для меня не так важны, как просто крепкий союз мужчины и женщины. Во времена ГДР люди не так интересовались частной жизнью: что человек делает, как он это делает, с кем встречается и так далее.
Сегодня под влиянием бульварной прессы люди стали любопытными, всё надо разузнать. Я считаю, это ужасно, я не могу понять, зачем копаться в личной жизни каждого. Когда что-то есть между двумя людьми, то это больше никого не касается. Это моя частная жизнь, она – как маленький сундучок с сокровищем, который принадлежит только этому одному человеку, и никому больше нельзя туда заглядывать”
середине 1980-х годов зрители потеряли интерес к фильмам про индейцев и Гойко Митич начал вести детскую спортивную телепрограмму в ГДР. В это же время он снимается в военных сериалах и работает в театре. Митич запомнился в картине “Любовь и Королева” (1977), которая является экранизацией пьесы Виктора Гюго “Мария Тюдор”, снялся в знаменитом 13-серийном телесериале “Архив смерти” (1980) и громко о себе заявил в приключенческом телесериале “Фронт без пощады” (1984).
А на театральной сцене Гойко Митич потрясающе и вдохновенно играл Спартака, Робин Гуда, д’Артаньяна и многих других персонажей. Но индейская тематика для Митича тем не менее не закончилась. В театре в Шверине, до недавнего времени, он в течение многих лет исполнял роль индейца в знаменитой пьесе “Полёт над гнездом кукушки”.
По слухам, Гойко Митич живет в Кёпенике, это один из районов Берлина, со своей дочерью и любимой женщиной. Он продолжает вести активный образ жизни и иногда снимается в фильмах.