Яков - брат-близнец, рожденный вторым после Исава. А значит ему не получить благословение от отца и не стать вождём. Но Яков не соглашается с этим. В этой притче поднимается тема судьбы. Гомеровские герои следовали судьбе и становились героями. Герой античности бросает вызов судьбе, противостоит ей и через это становится героем. Яков противостоит судьбе и в противостоянии находит Бога и выстраивает отношения с ним. Братья растут очень разные: Исав (старший) - охотник, воин, любимец отца, он уверен, что станет вождем и спокоен в этом отношении. Яков - растет в шатрах, любимец матери, но рвётся стать вождём, предпринимает всё для этого. Однажды Исав приходит с очередной охоты голодным и видит похлебку, приготовленную младшим братом. Яков дает ему похлебку в обмен на первенство, которое Исав легко соглашается уступить, не поняв серьезности намерений брата. В итоге с помощью матери Яков обманывает отца и принимает от него благословение и право быть вождем. Исав в ярости. Яков по рекомендации матери уезжает к дяде Лавану на север, в Вирсавию.
Читать дальше
Этот библейский эпизод вызывает недоумение. И всякое объяснение не даёт четкого понимания "зачем"? Проверка доверия? А зачем проверять через жертвоприношение сына? Ведь Богу человеческие жертвы не нужны, это убийство, а значит нарушение заповеди "не убий". Что это такое было? Для того чтобы понять смысл, необходимо окунуться в тему верований/религий того времени. Человеческое жертвоприношения на момент жизни Авраама сохранялось в Северной Палестине - Галилее: первенцев приносили в жертву богам. Иудеи, жившие там, тоже иногда проводили подобное. Но Авраам был с Северной Месопотамии, там этого не было, ему это было чуждо, поэтому он точно не мог спокойно решиться на такое. Вспомним, что Бог, явившийся Аврааму, называет себя "Богом Силы". В те времена источник силы связывался с миром теней, с богом подземного царства - Сатан (евр. "противник"), Дьяволес (греч. "клеветник, исказатель"). Считалось, что этот самый владыка подземного мира владел ключами жизни и смерти, а значит был источником силы.
Читать дальше
Этой притчей начинается история патриархов. С Авраама начинается осуществление большого проекта о созидании народа Божьего с мессианской перспективой. На момент слушания голоса Божьего Аврааму было 74 года. В землях, в которые отправляется Авраам, уже жили его сородичи - семиты. Количество ушедших с ним - порядка 1500 человек с детьми и женщинами. На протяжении притчи можно проследить как меняется представление Авраама о Боге. Сначала Авраам воспринимает разговаривающего с ним Бога как одного из божеств, которым поклонялись в те времена. Об этом свидетельствует уплата 10% от добычи после спасения племянника Лота из плена пророку верховного бога данной местности. То есть изначально Авраам не был монотеистом. Он становится таковым в процессе познания Бога, который говорит с ним. Во время первой теофании (богоявления) Авраам понимает величество Бога: на закате солнца Авраам совершает древний обряд для заключения союза: жертвенных животных разделяет на двое и раскладывает таким образом, чтобы между этими частями можно было пройти.
Читать дальше
Эта притча тесно связана по смыслу с окончанием притчи о Ное, где рассказывается о грехе Хама: Ной, собрав первый урожай винограда, опился молодого вина и уснул в своём шатре обнажённым. Хам, проходя, увидел отца, пошёл к братьям и рассказал им. Браться Сим и Иафет, взяв покрывало, вошли к отцу в шатёр спиной вперёд и накрыли его. Хам проявляет неуважение к отцу, самоутверждается через насмешку над Ноем. Ной проклинает Хама. Потомки Ноя: хамиты - египтяне; семиты - евреи, арабы, в древности - вавилоняне; арии - иранцы(персы), хеты, греки и римляне. На время оставим притчу о Ное и вернёмся к притче о Вавилонской башне. В притче упоминается конкретное место - долина Шумер: Месопотамия, шумерская цивилизация. Семиты познакомились с этой цивилизацией, примерно, в 24-25 вв до Р.Х., как и с шумерским пирамидами - зиккуратами. Название главного зиккурата Ура (столицы Шумер) переводится как "основание неба и земли", та самая башня от земли до неба. Башня представляла собой сооружение, состоящее из ступеней и площадкой с храмом наверху, куда спускались боги с неба.
Читать дальше
Сюжет притчи имеется и в преданиях других народов: в Месопотамии, Шумере, Египте, Греции и других странах Ближнего востока. Было ли это событие всемирного масштаба? Таких катаклизмов геологическая история не знает, по крайней мере, за время существования человечества. Однако для человека того времени понятие "мир" было иным. "Мир" тогда - это территория, которая воспринимается им как своя. Возможно, потоп был на части территории. А может катаклизм был действительно масштабный и запомнился во многих народах, так как имел последствия. Одна из загадок этой притчи, которая до сих пор не разгадана - это корабль, построенный Ноем. Трёхмачтовые однопалубные корабли научились строить в позднеримские времена. Откуда эти технологии были известны автору притчи в IV в до н.э. неизвестно. Есть версия, что это наследие другой культуры. В подтверждение этого говорит тот факт, что в мифах всех народов появление своей цивилизации описывается как приход неких людей, которые научили местных земледелию, ремеслам, военному делу, градостроительству и т.
Читать дальше
В центре сюжета притчи убийство одним братом другого на религиозной почве. Чтобы понять смысл притчи, обратимся к смысловым пластам. Первый пласт - это так называемый близнечный миф, который существует в мифах многих народов: миф о братьях-близнецах, один из которых убивает другого из-за спора о сакральном или о нарушении религиозного табу или осквернения святыни. Именно с близнечного мифа начинается история народа. В поздних версиях мифа один из братьев - культурный герой, который становится основателем города, цивилизации. Также прослеживаются следы существовавшей когда-то традиции человеческого жертвоприношения в честь основания города. Второй пласт, более поздний - Реховитская традиция. Реховиты - это люди, которые отвергали оседлую жизнь: не занимались земледелием, не имели домов, были кочевниками. Для них это был религиозный выбор: они были уверены, что только кочевники могут оставаться истинными приверженцами Яхве (имя Бога в Ветхом Завете), так как цивилизация отдаляет человека от Бога.
Читать дальше
Притча начинается с 2-х мифологических символов: дерева познания добра и зла и дерева жизни. Это распространённые во многих народах символы. Дерево жизни - это точка объединения трёх миров: верхнего - мира небесных духов, среднего - мира людей и нижнего - мира теней, мёртвых, подземных духов. На нём растут плоды, продлевающие жизнь, поэтому люди того времени живут долго. Плоды дерева познания добра и зла дают мудрость, понимание того, на что человек обращает своё внимание: человека, ситуации, предмета. Но жизнь не продлевается, а значит жизнь человека после вкушения конечна. До падения человек не действовал в мире сам, отдельно от Бога. Было совместное с Богом познание мира, восприятие мира. После вкушения плодов с дерева познания добра и зла менялось восприятие мира: человек получал автономию, теперь он сам решал, что для него плохо, а что хорошо. Понятия "добро" и "зло" стали антонимичными характеристиками мира, как верх и низ, свет и тьма. Но в Божьем замысле это абсолютные понятия: добро увеличивает полноту Божьего присутствия, зло - приближает мир к состоянию хаоса.
Читать дальше
Всем привет. Продолжаю рубрику постов по экзегетике (толкование Библии). Опираюсь на толкования Сорокина Владимира Владимировича. Притча написана в виде мидраша - комментария на стихи предания, а именно на некоторые стихи притчи о сотворении мира. (Стихи потому что эти притчи в оригинале поэтическое произведение). Мир до человека подобен пустыне, сухой степи, непригодной для жизни. После сотворения человека появляется Эдемский сад, за которым человек ухаживает и следит. Время Эдемского сада очень похоже на время Золотого века, о котором говорится в преданиях многих народов. Человечество живёт в условиях комфорта, благоденствия, но в какой-то момент вываливается из этого мира по той или иной причине и начинается жизнь, наполненная трудом и страданиями. Описание сотворения человека кратко: "сотворим человека по образу и подобию нашему"; "из земной пыли", "и вдунул ему в ноздри дыхание жизни"(дословный перевод) и "стал человек душою живою" Земная пыль - это пылинки, из которых сделана вселенная, "начальные пылинки вселенной" (книга Притчей, 8 гл.
Читать дальше
Всем привет. Под предыдущим постом оставлено достаточно много комментариев, что говорит о вашем интересе к этой теме. Благодарю всех, кто поддерживает. Прошу не переходить на личности, сохранять мир в душе😊 Сегодня поделюсь толкованием притчи о сотворении мира, которой начинает книга Бытие (Данное толкование - это краткий пересказ видео-лекций экзегета Сорокина Владимира Владимировича). Данная притча написана в 6 в. до р.Х. во время вавилонского плена. Тогда уже существовали некоторые библейские предания, которые затем были переписаны и в таком виде дошли до нас. Появление притчи о сотворении мира именно в это время было вызвано условиями, в которых жили евреи. Вавилон был крупным культурным центром, где активно обсуждались вопросы "откуда всё?". Вопросы требовали ответов. Притча состоит из 6 блоков - дней творений. День сменяется ночью. В космогонических мифах того времени также говорилось о днях творениях как этапах развития мира. В Библии имеется дополнительный смысл: день не только этап, но и время, когда Бог вмешивается в процессы и дополняет мир чем-то новым.
Читать дальше
„Между «есть бог» и «нет бога» лежит громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец.“ писал один из моих любимых писателей А.П. Чехов. Мне хочется от себя добавить, что и от "нет Бога" до "есть Бог" такое же громадное поле. Я выросла в православной семье и переняла веру от родителей, без вопросов, по наследству, так сказать. Как перенимают традицию ставить ёлку на Новый год и ездить на природу на майские. К 24 годам я начала задаваться вопросами и искать ответы. Всё это привело к осознанию, что многое в "моей вере" человеческого, привнесённого по тем или иным причинам, но ставшее обязательным к выполнению и мало истинно божьего, а может его вообще нет? На несколько лет я вычеркнула веру из своей жизни. Последние два года в моей жизни стали происходить события и стали появляться люди, чья история жизни снова заставила меня поднять вопрос: "Есть ли Бог или это выдумка человечества для объяснения непонятного в мире?" Я погрузилась в изучение экзегетики - толкования Библии.
Читать дальше