«Вы боитесь призраков?»
«Вовсе нет! Мы же работаем в первую смену, а наши бестелесные коллеги – во вторую» - из разговора на входе в замок-музей Ольденбургских с сотрудниками архитектурного, исторического наследия России…
Рамонь. Маленький посёлок городского типа. Сорок километров от Воронежа - областного центра.
Это старинное село (Рамони чуть больше четырёхсот лет) называют «жемчужиной туризма Черноземья» или «воронежской Швейцарией».
Здесь красивая русская природа, интересные люди и богатая на знаменательные события и даты история.
На рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков в Рамони по приказу Петра Первого на берегу реки Воронеж была сооружена верфь для строительства небольших кораблей - бригов и шняв.
И именно здесь, в Рамони, Витус Беринг – датчанин по происхождению, русский мореплаватель, покоривший практически все моря и океаны, в 1711 году принимал участие при спуске на воду судна «Таймолар», на котором в дальнейшем и отправился через реки Воронеж и Дон в Азовский поход на турок.
Справедливости ради надо отметить тот факт, что истинной родиной ВМФ России является именно воронежская земля, но почему-то в масштабе страны этот факт привычно замалчивают, чем огорчают местных моряков, честно отдавших долг своей родине.
В 1849 году в сонной, захолустной Рамони родился Сергей Иванович Мосин, знаменитый конструктор-изобретатель трёхлинейной винтовки. Это легендарное стрелковое оружие долгое время стояло на вооружении нашей армии, с ним ходили в атаки на японцев, в Первую мировую и Великую отечественную войны.
А в конце двадцатых годов прошлого века в маленьком воронежском посёлке появился на свет талантливый кинорежиссёр Александр Серый, снявший впоследствии один из культовых советских фильмов «Джентльмены удачи», многие фразы из которого стали крылатыми и разлетелись по всей стране.
С провинциальной Рамонью тесно переплетаются множество имён и фамилий, в том числе и царских.
Долгое время уездной Рамонью владели воронежские помещики Тулиновы, но в 1879 году у Рамони появляются новые хозяева.
По одной из версий эти чернозёмные земли с имением, с богатыми лесами, с сахарным и стеариновым заводами император Александр Второй за заслуги перед отечеством преподнёс в дар своей племяннице Евгении Максимилиановне Ольденбургской. По другим сохранившимся источникам – Евгения выкупила у разорившихся местных дворян понравившуюся ей местность…
Евгения Максимилиановна по матери приходилась родной внучкой царю Николаю Первому, а по отцовской линии её корни восходили к некому Наполеону Бонапарту через его пасынка его жены Жозефины.
В двадцать три года Евгения вышла замуж за представителя династии обрусевших немецких князей – Александра Петровича Ольденбургского, носившего титул принца.
Таким образом, молодожёны Ольденбургские являлись потомками правящих домов Европы и близкими родственниками Императорской фамилии России.
«Замкадная» Рамонь покорила Евгению Максимилиановну, и с 1879 года Ея Императорское Высочество, принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня Романовская, герцогиня Лехтенбергская, принцесса Богарне десять месяцев в году проводила в бесконечных трудах и заботах в своём любимом загородном поместье. Благодаря её усилиям уездная Рамонь расцветает и превращается в комфортный уголок существования не только для царских особ и их гостей, но и для всех жителей села.
Евгения Максимилиановна была строгой, но справедливой хозяйкой, щедрой, но разумной благодетельницей, а её предпринимательская деятельность не только успешной, но и передовой.
Уклад жизни Их Высочеств был далёк от шика и праздной роскоши.
Муж принцессы – Александр Петрович – бывал в Рамони наездами, полностью доверив супруге все дела по благоустройству воронежского имения и его окрестностей.
На попечении Александра Петровича находились множественные благотворительные проекты, а так же его стараниями создавался Институт экспериментальной медицины в Петербурге и обустраивался черноморский курорт в Гаграх.
На первых порах жизни в Рамони Евгения Максимилиановна занялась усовершенствованием сахарного предприятия, добившись повышения его производительности аж в пятьсот раз! И только через пять лет царские руки дошли до строительства собственного жилья.
Краснокирпичный замок-дворец принцессы Ольденбургской, построенный в стиле неоготики, популярном в те времена у столичной знати, среди бескрайних русских лесов и полей выглядит заезжим чужестранцем.
В настоящее время дом принцессы охраняется государством и является объектом культурного наследия, как исторический и архитектурный памятник России.
И это здание, свидетель прошлого, так похожий на средневековый замок берегов Рейна - главная достопримечательность воронежской глубинки, притягивающий туристов со всей страны.
С 2010 года ни шатко, ни валко началась долгожданная реконструкция дома царских особ. Но нехватка финансирования, а также утерянных профессиональных знаний, умений и секретов старинных мастеров тормозят возрождение замка.
Проводимые экскурсии на территории усадьбы простоваты. Посмотреть изнутри можно только первый этаж дома, где полупустынно и присутствуют лишь сохранившиеся увеличенные чёрно-белые фотографии хозяев, их гостей и прежней обстановки дома.
Полностью отремонтирован домик для свиты, где открыт небольшой музей с экспонатами, дающий возможность ближе познакомится с жизнью давно минувших лет.
Дом с ризалитами, предназначавшийся для проведения праздников и приёмов, и входящий в комплекс имения, к сожалению, сохранить не удалось. Его снесли до фундамента, и совсем скоро на старом фундаменте построят новый дом в соответствии с историческим обликом, где планируют открыть отдел ЗАГС Рамонского района.
Верхний придворцовый парк отреставрировали к 2012 году, при участии французского ландшафтного дизайнера-архитектора, и его открытие приурочили к четырёхсотлетнему юбилею дома Романовых.
Нижний парк, позади дворца, временно закрыт для посещений. А в нём было на что посмотреть! Парковая лестница, ведущая от замка к трёхарочному гроту с фонтаном, мини-усадьба флигель «Уютный», сохранившийся однопролётный «Мостик любви», тенистые липовые и дубовые аллеи, яблоневый сад…
Принцесса Ольденбургская слыла радушной, гостеприимной хозяйкой, женщиной образованной с хорошими манерами и простой в общении.
Её дом-замок был под стать своей хозяйке – добротный и одновременно поражающий своим изысканным вкусом.
В замке имелся водопровод, электрический свет, а толстые стены, выложенные из «пяточного» красного кирпича, выработанный тут же на месте из рамонского суглинка, утеплялись верблюжьей шерстью. Шерсть своим специфическим запахом навсегда отвадила от дома мышей, крыс, тараканов, мух, комаров и прочую нечисть.
Для этой затеи Евгения организовала в Рамони верблюжью ферму. Шерсть этих экзотических животных шла не только на утепление стен замка. Местные одинокие женщины с детьми и вдовы научились ткать первокласные ковры и гобелены, что для русского захолустья было в диковинку, а для женщин – неплохой заработок.
Внизу под замком, в подвале, была устроена котельная, которая отапливала жилище принца и принцессы путём подачи горячего воздуха по специальным коробам, вмонтированных в стены.
В доме всегда было сухо, тепло и уютно, а воздух даже зимой приятно пах яблоневыми садами, ведь один из каминов при входе исполнял роль ароматизатора, где для приятного благовония сжигали поленья разных пород деревьев. Яблоневый запах был одним из любимых у Евгении Максимилиановны.
Широкая лестница, ведущая на второй этаж, была изготовлена без единого гвоздя. Ходят слухи, что доски для неё помогала строгать сама принцесса.
Лестница имела свой секрет – дамы в бальных платьях могли спокойно спускаться и подниматься по ней, не наступая на подол, но при этом осанка у них должна была быть идеальной.
Центральное место на первом этаже замка занимала библиотека. Книги в семье Ольденбургских ценились и тщательно береглись. На потолке в кабинете-библиотеке был искусно нарисован злой глаз (другие источники упоминают медузу-горгону) с эффектом преследования. Слуги боялись этого изображения и в библиотеке особо не задерживались.
Акустика замка была также интересной.
Находясь на втором этаже дома можно было слышать всё то, что говорили в других комнатах. Как это возможно? Этот секрет замка принцессы до сих пор не разгадан.
Евгения Максимилиановна построила «умный дом» и разбудила от векового невежества дремлющую Рамонь и её жителей.
Благодаря этой деятельной, умной женщине тысячи людей в посёлке получили достойно оплачиваемую работу, хорошее жилье (для семейных работников выдавались беспроцентные кредиты, а для одиноких предоставлялось бесплатное общежитие со столовой), образование (были открыты начальная и рисовальная школы, дошкольное учреждение) и современное по тем меркам здравоохранение (бесплатная лечебница и больница).
Евгения Ольденбургская практически возглавила губернское общество благодетелей. Все знали её отзывчивость на добрые дела и «рука жертвующей» в пользу бедных, в пользу развития образования и культуры воронежского края никогда не оскудевала.
После того как сахарный завод заработал на полную мощность, принцесса проложила ветку железной дороги от Рамони до станции Графская, что позволило соседним помещикам, выращивающим сахарную свёклу и садовые фрукты, развить своё сельское хозяйство.
Евгения Максимилиановна не ограничилась выпуском одного лишь сахара. Она построила технически оснащённую конфетную фабрику, с использованием современного парового оборудования. Её продукция становится востребованной в Москве, в Петербурге и в Европе. Этикетки её конфет и шоколада украшают медали с выставок Лондона, Парижа, Брюсселя.
Местная ребятня также высоко оценила сладости от принцессы. Особенно полюбились детям арбузные засахаренные дольки, а обёртки и вкладыши из коробочек с монпансье береглись и собирались в коллекции. Ведь фантики были расписаны от души знаменитыми российскими художниками – Васнецовым, Рерихом и другими…
В лесах Рамони обитало великое множество волков, и жители замка с гостями периодически устраивали на них облаву.
Но один из принципов Евгении Ольденбургской гласил – «Если что-то берешь у леса, нужно и отдавать».
Поэтому в Рамони по Ея Великой протекции был устроен зверинец, с завезёнными из Германии благородными, пятнистыми оленями и бобрами. Этот зверинец и стал родоначальником Воронежского биосферного Графского заповедника…
Начало двадцатого века было неспокойным и кровопролитным.
Первая русская революция подорвала сахарное производство принцессы.
Умышленный поджёг на складе Рамонской кондитерской фабрики в 1905 году нанёс значительный урон Евгении Максимилиановне. Пожар длился более двух недель и расплавленный сахар, конфеты, патока горячей массой утекали в реку Воронеж.
Убытки были колоссальными. Подвело Евгению и то, что работала она по предоплате. Кредиторы осаждали. На помощь пришёл Император. Имение Рамонь было им выкуплено в пользу Удельного ведомства, долги погашены, а супругам Ольденбургским было разрешено проживать в Рамони, не владея им.
Октябрьская революция семнадцатого года бесцеремонно вторглась в жизнь Евгении Максимилиановны, её мужа и сына.
Грязные солдатские сапоги нагло топтали дубовую лестницу её дома.
Небритые восставшие с застарелым винным перегаром, с винтовками Мосина наперевес справляли нужду в хрустальные вазы. Библиотеку разграбили, гобелены разорвали на коврики, внутреннее убранство замка растащили…
Передовое паровое оборудование кондитерской фабрики Ольденбургских тайно, под шумок, вывезли в Воронеж конкуренты, которое и стало основой создания существующей сейчас воронежской кондитерской фабрики. Ушлые бизнесмены первое время умудрялись под чужим брендом продавать свои леденцы и карамельки, ведь при пожаре чудом уцелели обёртки и фантики принцессы Евгении.
С тяжёлым сердцем эмигрировала Евгения Максимилиановна с мужем к родственникам в Европу.
Скончалась Великая принцесса в Канаде в 1925 году.
В Рамони остался сын принца и принцессы - Пётр, пытающийся принять и понять новый строй, но когда красные стали убивать местных «буржуев», то верные семье Ольденбургских крестьяне и рабочие по поддельным документам и под надёжной охраной вывезли Петра Александровича к границе.
История жизни Петра Александровича заслуживает отдельного поста, ведь именно на нем оборвался род русской ветви дома немецких принцев…
Советская власть набирала обороты, а старый замок в Рамони ветшал и приходил в негодность.
В 1970 году его признали аварийным.
За эти долгие годы в здании размещались военные казармы, учебные помещения, администрация сахарного завода, библиотека, музыкальная школа, пионерские кружки, больница, а конюшня принцессы была так хороша, что власть приспособила её под Дворец Культуры…
Успешные люди всегда привлекают внимание. И часто, хотят они того или нет, за ними тянется шлейф злых вымыслов и слухов, распускаемых завистниками.
И замок принцессы Евгении окутан мрачными тайнами и легендами о живущих в нём призраках.
Некоторые привидения имеют реальные прототипы.
Так, часто в пустом замке ночью с улицы виднеется отблеск свечи, который блуждает по комнатам и коридорам тёмного дома.
А оставшиеся на ночь реставраторы рассказывают о видении девушки, которая как лёгкий ветерок шелестит юбками. В шелесте слышится вопрос – «За шшшто?! »
Эта девушка служила у принцессы и была её любимой горничной. Однажды ей легко одетой и нарядной нужно было встретить у ворот замка с хлебом-солью высоких и важных гостей. Гости задерживались, а на улице разгулялся пронизывающий ветер. Старый сторож, укутанный в тулуп, никак не мог уговорить беспечную красавицу накинуть на парадный сарафан тёплую шубку. Девушка простудилась и позже в бреду металась и кричала – «Барыня! За что?!».
Простуда переросла в опасное воспаление лёгких и красавицу не спасли…
Когда в наше время лужайку перед дворцом вскрыли, пытаясь разобраться в устройстве старинного фонтана, рабочими был обнаружен тайный ход, ведущий к подвалам замка.
Фонтан так и не смогли починить, разбив на его месте обычную клумбу, а ход по приказу из столицы засыпали, решив не вмешиваться в «неизведанное».
Подвалы замка скрывают свои загадки.
Поговаривают, что сын Евгении оборудовал внизу в одной из комнат зеркальный кабинет для проведения спиритических сеансов, модное увлечение у богатой молодёжи тех лет. Заходил Пётр туда гладко выбритым, а через полчаса выходил заросшим, как будто отсутствовал несколько дней, чем пугал суеверных слуг.
Не так давно в подвале, в одном месте, обрушилась штукатурка, и профиль обрушения напоминает портрет самой Евгении Максимилиановны.
Приезжие гости Рамони любят слушать эти неофициальные байки от местных жителей, а краеведы и экскурсоводы стараются плавно обходить эту скользкую тему, акцентируя внимание на благих делах Евгении Максимилиановны и её супруга.
Верить слухам или нет, каждый решает сам для себя…
Но возможно в горестном полуночном шёпоте – «За что?!» слышатся интонации голоса самой принцессы….
Замок принцессы Ольденбургской очень красивый, но почти за сто лет его ни разу не ремонтировали, поэтому бывает так, что приезжие гости и туристы Рамони разочаровываются, увидев его в живую...
Воронежские власти пытались привлечь к реставрации иностранцев, связанных родственными узами с Ольденбургскими, но в обмен на помощь выдвигалось условие - отдать замок во владение...
Сейчас ремонт идёт своими силами, но очень медленно и иногда не всё получается...
05.08.2019 07:31
Таня, Москва, м. Домодедовская
# Захотелось вживую его увидеть
Младшенький чуть подрастет и приедем))
05.08.2019 08:12
Татьяна, Россия, Воронеж
# Обязательно приезжайте! Воронежская земля будет вам рада!
"Царский подарок Императора" стоит того, чтобы его "лицезреть воочию"...