Хмурый летний вечер 1942 года.
- Что будем делать, учитель?!
- Закапывать! – рассудил старик и первым взялся за лопату.
Русский художник из Воронежа, ученик Ильи Репина, сын турецко-поданного греческого купца из Таганрога – Александр Алексеевич Бучкури по одной из городских легенд закопал сундуки со своими работами и полотнами жены во дворе родного дома.
В первых числах июля 1942 года немцы полностью захватили правобережную часть Воронежа. Фашистское руководство, опасаясь подпольного партизанского сопротивления, установило в городе режим жесточайшего террора и насилия. И вскоре по улицам были расклеены листовки с приказом коменданта покинуть город в течение 24 часов, по окончании которых, самовольно оставшиеся горожане будут считаться партизанами: их расстреляют на месте, без суда и следствия…
В конце июля - в начале августа по проспекту Революции оккупанты-конвоиры с автоматами на ремнях и выдрессированными собаками гнали толпу людей в сторону окраин, где нет свидетелей, и где чернели глубокие канавы.
В основном это женщины с детьми на руках и старики.
Во встревоженной толпе выделялся высокорослый молчаливый пожилой человек в сером пальто. Он толкал перед собой коляску с немощной супругой. Им обоим было по 72 года. Многие узнавали в этом старике известного в городе преподавателя живописи, любимца местного юношества - Александра Алексеевича Бучкури.
Последняя работа. Автопортрет. 1941 год.
Его супруга - Васса Иосифовна Епифанова – также замечательная художница, некоторые картины которой не уступали произведениям мужа. В преклонном возрасте её сломила тяжелая болезнь, она не могла взять в руки кисть и даже карандаш, но ясный ум точно фиксировал всё происходящее вокруг. А вокруг медленно, но уверенно расползалась паника и ужас.
Впереди, на перекрёстке, высоко на телеграфном столбе висела, раскачиваясь, для устрашения повешенная девушка в белой ночной рубашке и тапочках. На её груди болталась табличка с надписью - «Партизанка»…
На одной из центральных улиц Воронежа несколько людских потоков слились в один. Нестерпимо пекло солнце, беженцев мучила жажда, дым от пожарищ разъедал глаза…
Художника и его жену больше никто никогда не видел.
Их дом и мастерскую в Скорняжном переулке фашисты сожгли дотла, а у ворот одной из немецких комендатур ветер долго играл с кучей мусора, ставшей последним приютом для потрёпанного диплома Академии Художеств, выданного на имя Александра Бучкури…
Саша Бучкури родился в ноябре 1870 года, в слободе Бутурлиновка Воронежской губернии.
От отца Саше досталась лишь звучная фамилия. Мужчина, как говорят в народе - был «художник не местный – написал и уехал»…
Воспитанием талантливого мальчика занимался отчим – интеллигентный человек, учитель по фамилии Михельсон, он с пониманием относился к желанию пасынка рисовать и всячески поощрял его способности.
Интерес к краскам, кисточкам, игре света и тени у Саши проснулся в восемь лет, а через четыре года он уже подрабатывал репетитором у состоятельных купеческих сыновей.
Семья Бучкури переехала в Воронеж, когда Саше исполнилось четырнадцать, и в этом городе он дорос до звания профессионального художника.
Первым преподавателем живописи Александра стал местный иконописец, бесхитростно и увлечённо, не жалея сил и времени, делившийся с молодёжью, что прибывала в его маленький домик на обрыве, своим опытом и знаниями.
На этих уроках рисования Саша Бучкури познакомился со своей будущей женой – бойкой и белокурой Вассой, дочерью воронежского купца.
Портрет жены кисти А. А. Бучкури. 1904 год.
Они вместе познавали азы изобразительного искусства в тесном жилище старого иконописца. Они сидели за мольбертами рядом и в рисовальной школе, открытой позже под патронажем принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.
Вместе они отправились в Петербург, не уверенные в том, что их зачислят вольнослушателями в мастерскую профессора Репина, а в 1904 году оба были удостоены статуса дипломированных художников.
Они жили неразлучно, дополняя друг друга и поддерживая во всём, и свой последний страшный путь прошли «рука об руку».
Наверняка, кто-то из супругов за секунду до собственной смерти увидел, как содрогнулось тело любимого человека от фашистского выстрела в затылок…
Александр Бучкури с детства был знаком с жизнью простых людей, деревенские обычаи и традиции наложили свой отпечаток на творчество мастера.
Но в его сохранившемся наследии есть картины пронизанные болью, тоской и безысходностью.
Эти полотна притягивают взоры людей.
За картину «Похороны» Бучкури был отмечен премией Архипа Куинджи, русского художника-передвижника, автора знамениты таинственных, как будто светящихся, пейзажей.
На картине Александра Алексеевича разразилась ранняя весна: распутица, чёрная мокрая земля, женщины и девочки в белом, одна из них несёт крышку от небольшого гроба. Позади траурной процессии плетётся высокий старик без шапки, чем-то смутно напоминающий самого художника, и нищенка с клюкой в чёрном.
«Смотрите! – кричит своей картиной Бучкури – Всё, даже исполнение последнего земного долга, ложится на те же хрупкие женские плечи!»
Над картиной «Вывод» живописец работал двадцать пять лет.
Как-то отчим Михельсон рассказал Александру о жутком деревенском обычае, который видел собственными глазами.
К оглобле лошади привязывали нагую женщину, изменившую супругу. В одной руке «обиженного мужа» были вожжи, а в другой - занесённый над головой кнут.
Улюлюкающая, возбуждённая, циничная масса людей, карающий свист кнута озверевшего благоверного, кровь, унижение, слёзы несчастной – всё это есть в картине воронежского художника и в рассказе Горького с тем же названием, который Александр прочитал уже после того, как написал первые этюды «Вывода» – прогона через толпу…
Октябрьская революция трагическим образом отразилась на многих представителях русской интеллигенции, в том числе и на супругах Бучкури.
Александр и Васса в годы кардинальных общественных перемен оказались на перепутье. Изменился быт русской деревни, которую они так любили, изменились герои их прежних картин, всё осталось в прошлом.
Александр Бучкури погрузился в депрессию. Пребывая в состоянии полной растерянности, он не писал новых картин, не экспонировал свои произведения на выставках и конкурсах, он был замкнут и нелюдим. И только педагогика не давала ему окончательно порвать отношения с любимой профессией.
Своих детей в этой творческой семье не было, и Александр Алексеевич тянулся к мальчишкам и девчонкам, подолгу разговаривая с ними и одновременно делая наброски.
Во Дворце пионеров он взялся вести студию «Юный художник», а вечерами преподавал основы изобразительного искусства рабочей молодёжи, у которой внезапно возник интерес к «барскому занятию» - рисованию. Энергичные юноши в шинелях, студенческих тужурках поначалу ходили по городу с ведёрками ярких красок и малевали на стенах клубов, домов, заборах свои сногсшибательные, пропагандистские композиции. Испытывая симпатию к трудолюбивым, одарённым, молодым художникам Бучкури вновь начинает рисовать вместе с ними, и оттаивает сердцем.
В 1937 году новая власть отметила тридцатипятилетие творческой деятельности Бучкури, надстроив над его домом персональную мастерскую.
В мастерской супруги поставили рояль, и летом из их открытого окна слышались нежные мелодии. Это импровизировал художник Бучкури. Он играл для своей любимой жены. Музыка захватывала уже немолодых людей, кружила и уносила в «голубые дали», несмотря на нездоровье Вассы Иосифовны…
Обаятельный, простой, добродушный человек, живущий в своём цветном мире, никогда не расстающийся с карандашом и карманным альбомчиком, мог быть достаточно жёстким и принципиальным, если речь шла об искусстве.
В окованные железом сундуки сложили готовые картины, рисунки на бумаге, наброски. Вырезанные из громоздких картин полотна аккуратно свёртывали в свитки.
В сундуки спрятали всю жизнь Александра Бучкури и Вассы Епифановой.
Отдышавшись и составив опись содержимого, Александр Алексеевич с одобряющей и ласковой улыбкой собрал в последний путь испуганную, слабую супругу.
На улице ярко светило солнце.
За рекой отчётливо был виден Левый берег. Оттуда стреляли Советские войска.
Старый художник прощался с родным домом, стараясь скрыть страх от беспомощной Вассы.
Впереди их ждала гибель.
Но не забвение.
Воронеж помнит художника Бучкури.
Воронеж бережёт эту память в редких сохранившихся картинах мастера, в названии улицы и в людских сердцах…
Много-много лет спустя…
В начале двадцать первого века на одном из антикварных европейских аукционах был выставлен загадочный лот – картина с изображением русской крестьянки. Полотно сопровождалось подписью Бучкури и считалось давно утерянным. Ещё к картине прилагалась старинная фотография – портрет мужчины и женщины.
Искусствоведы сходятся во мнении, что на снимке запечатлён сам художник и его муза-супруга.
А ведь после войны тайники с сундуками Бучкури так и не были найдены, хотя в городе до сих пор живут легенды об их существовании…
P.S. Это пост не является подлинным документальным воспроизведением жизни Александра Алексеевича Бучкури, он основан на разнящихся друг с другом городских слухах и домыслах .
Личность воронежского художника вызывает интерес и уважение. Малая толика его произведений хранится в местном музее изобразительных искусств имени Крамского, и поэтому, дорогие соотечественники, гуляющие по антикварным рынкам Европы и Америки, если вдруг ваш глаз зацепится за картину нашего земляка – сделайте доброе дело, помогите картине вернуться на родину.
# Таня, твои посты можно смело публиковать в путеводителях по Воронежу!
Ты просто нереальная умничка!
06.10.2019 12:24
Татьяна, Россия, Воронеж
# Наташа, привет!
Спасибо за комментарий!
Но все путеводители давным-давно написаны.
Это я с опозданием узнаю город, в котором живу уже не один год...
Добавлю несколько фото, связанных с текстом...
1. Старинный особнячок на улице Орджоникидзе, где сначала учился, а потом и преподавал Александр Алексеевич Бучкури...
2. Покровский храм. На стене, ограждающей территорию храма и защищающий её от оползней, ещё несколько лет назад висела бронзовая мемориальная доска, посвящённая художнику, но её украли...
Семья мастера жила недалеко от этого места.
3. Воронежский Художественный музей им. И. Н. Крамского, где хранится часть наследия Александра Бучкури.
Мне не хочется вас вводить в заблуждение, но сегодня я решила проверить растиражированную в 2019 году в интернете, якобы обнаруженную не так давно в Швейцарии редкую фотографию художника Бучкури с супругой.
Яндекс выдал вердикт - "Кажется, на картинке Михаил Исаковский"...
Михаил Исаковский - советский поэт, прозаик, переводчик...
История с "сундуками Бучкури" обросла легендами.
Одна из сотрудниц музея имени Крамского не верит в эти городские слухи, поясняя, что профессиональный художник никогда не свернёт в рулон свои творения.
Но местные краеведы в неофициальных беседах упоминают о найденных картинах из загадочного "списка" (описи содержимого сундуков) Бучкури за пределами нашей страны.
Есть версия, что картины воронежского живописца обнаружили фашисты и вывезли их в Германию, по другой - один из учеников мастера после войны откопал сундуки и продал полотна коллекционеру из США.
Тайна за семью печатями... Детектив на воронежский лад...
Но всё это не умаляет таланта Александра Алексеевича Бучкури и не отменяет его большой любви к супруге.
23.11.2020 19:01
Татьяна, Россия, Воронеж
# В ноябре 2020 года Воронеж отмечает 150 лет со дня рождения художника Александра Бучкури.
К этой дате приурочена и выставка в Воронежском художественном музее имени Крамского.
Со мной поделились фотографиями малоизвестных картин мастера, которые хранятся в запасниках музея. Эти картины интересно рассматривать, в них очень много мелких деталей..
Советский довоенный Воронеж кисти Бучкури, нынешний парк Динамо...
Фотография любимой супруги художника...
Фотография Александра Алексеевича...
Портрет Бучкури, нарисованный одним из его учеников...