Поздний зимний вечер. Окраина города. На загадочном Козьем болоте завывает местная собака Баскервилей. Пятиэтажное, коридорного типа студенческое общежитие. Вход в молодую жизнь охраняет строгая старушка-вахтёрша.
Дело близится к полуночи. Неожиданно гаснет свет.
Тёмное покрывало ночи с редкими звёздными прорехами заботливо укрывает старое здание. И только полная луна, тайком заглядывая в студенческие окна, ненадолго освещает внутреннюю обстановку.
Самые беспокойные будущие инженеры спускаются вниз. Они решили «подышать свежим воздухом» перед сном.
Но опытная старушка на зубок знает все уловки молодёжи и открывает не запертую входную дверь, а «парадную залу» общежития, где обычно проходят шумные празднования дня Энергетика, новогодние вечеринки и другие веселья под чутким присмотром университетского начальства.
Вахтёрша вносит в залу старинный канделябр с зажжёнными свечами и потрёпанную колоду игральных карт «Русский стиль».
Начинается игра. Игра на исполнение желания.
Мужская компания против девчонок из сто одиннадцатой комнаты.
Увлёкшись, студенты смеются, ничуть не расстроенные тем, что внеплановый поход за «Балтикой» не удался.
Мудрая старушка дремлет на своём посту №1.
Разыграно несколько партий. Парни уверены в своей победе. Они свысока поглядывают на соперниц и отпускают незлобные шуточки в их адрес. Но неожиданно девушкам подмигивает переменчивая Фортуна, и они выигрывают последний решающий кон.
Удивление не сходит с растерянных лиц ребят.
Один из них исполняет волю одногруппниц и присаживается за пыльное, расстроенное немецкое пианино, одиноко стоящее в дальнем углу «парадной залы» общежития.
Забытые кем-то ноты пришлись как нельзя кстати.
Парень разминает затёкшие пальцы, в срочном порядке вспоминая детские уроки музыкальной школы. Звуки вальса, сначала робкие, набирают силу и как эфир обволакивают присутствующих.
Кавалеры приглашают дам и пары кружатся по скрипучему полу.
Свет от канделябра колышется в такт музыке. Вальсирующие силуэты то тут, то там возникают на казенных студенческих стенах.
Лирическое настроение долетает и до вахтёрши. Она улыбается.
А ночью всем игрокам и старушке приснился одинаковый сон.
Сон в зимнюю ночь...
Петербург. Февраль 1903 года. Зимний дворец.
Массивные дубовые двери широко распахнулись и в нарядно украшенную залу вошли мужчины и женщины высшего общества.
Император с супругой, великие князья и княгини, графы, офицеры, фрейлины, вся русская знать и влиятельные люди того времени.
Три вечера длился грандиозный бал, и Николай II, не склонный к сантиментам, не скрывал радостных эмоций по поводу удавшегося веселья, изюминкой которого стала идея супруги Императора Александры Фёдоровны облачить всех приглашённых в исторические костюмы XVII века.
С целью создания эффекта полной достоверности нарядов допетровской эпохи, Императрицей были проведены архивные изыскания и привлечены десятки самых опытных портных.
Для изготовления маскарадных одеяний первых лиц государства использовались материалы лучшего качества – узорчатый шёлк, парча, золочёные нити и канитель, меха, жемчуг.
И от этого знаменитого карнавала сохранились 39 предметов одежды, которые нашли приют в бездонных фондах Эрмитажа, являя собой самую большую коллекцию в России.
Костюмированный бал 1903 года, приуроченный к 290-летию Дома Романовых и проведенный в Масленичную неделю, прогремел с особым шиком, изяществом и блеском.
Этот бал-маскарад стал последним радостным событием царствования Николая II: со следующего года за Императором тянулся шлейф одних горестей и печалей. С бала 1904 года, который уже не был костюмированным, офицеры отправлялись сразу на фронт с Японией.
Но ещё в 1903 году императорский двор беззаботно веселился, не задумываясь о будущем.
И «последний карнавал» Императора историки рассматривают, как попытку высшей власти «держать марку» на показ, прикоснувшись через национальные истоки русской культуры к былому величию усопших предков.
«Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода», - догадывался двоюродный брат Николая II - великий князь Александр Михайлович.
Супруга Императора – Александра Фёдоровна, расстрелянная вместе с мужем, детьми и свитой в 1918 году, имея немецкие корни, так же искренне хотела найти свою связь с Россией, с душой отдавшись к приготовлению бала.
Запечатлеть участников маскарада в Зимнем дворце, облачённых в одеяния времен правления Алексея Михайловича Тишайшего были приглашены лучшие фотографы страны. На основе этой дворцовой съёмки «Экспедиция заготовления государственных бумаг» издала роскошный альбом, ставший впоследствии шедевром книжного искусства.
А в 1913 году, спустя десять лет после знаменательного бала, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, в России появилась колода игральных карт «Русский стиль».
Эскизы для карт разработали в Германии, а напечатали в России, на Императорской карточной фабрике.
И у некоторых карточных фигур были вполне узнаваемые реальные прототипы, по большей части участники того самого маскарада 1903 года.
Так, червовый король отдалённо напоминает царя Николая II. Придать слишком большое портретное сходство с Императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением самодержавной власти.
А пиковый король – это не кто иной, как Иван Васильевич Грозный, как будто сошедший с картины известного художника.
Трефовый валет – великий князь Михаил Александрович, младший брат царя Николая II.
Прототипом некоторых карточных фигур могли стать несколько человек. Очевидно, неизвестный немецкий автор эскизов создавал лишь выразительный и обобщённый образ, что ему очень хорошо удалось…
Колода игральных карт «Русский стиль» пережила всех участников бал-маскарада в Зимнем дворце, вынесла смену политического режима, стала самой популярной колодой игральных карт советской эпохи и благополучно дожила до наших дней…
Зимняя ночь плавно перетекла в морозное утро.
День обещал быть чудесным.
Выспавшиеся студенты, с ясной головой, отправились в университет.
К удивлению преподавателя, вся неразлучная шумная компания сдала зачёт по истории России на «отлично».
Вот такими, порой причудливыми путями и сохраняется историческая память Отчизны…
# Таня! Я горжусь знакомством с тобой! Ты невероятна!
И попробуй предложи свои очерки куда-нибудь, я серьезно!
13.12.2019 21:26
Татьяна, Россия, Воронеж
# Наташа, спасибо большое тебе за чтение и отзыв...
Иногда привычные нам вещи скрывают такие интересные истории!
Признаюсь, только недавно узнала об исторической подоплёке карточных фигур «Русского стиля», а ведь в детстве мне нравилось разглядывать этих нарисованных красивых людей... Вот поэтому и пришла мысль соединить прошлое (в виде иформации из интернета) с современным миром (моими фантазиями).