Главная Блоги Татьяна (Россия, Воронеж) Внимание! Мотор! Камера! Дубль первый – «Карьера проститутки»…
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
трое детей
Сейчас на сайте

Внимание! Мотор! Камера! Дубль первый – «Карьера проститутки»…

26.04.2020 16:08
824
«Пускай я продажная женщина – что из того? Какое право имеет общество поносить меня? Разве общество меня чем-нибудь облагодетельствовало? И если общество смотрит на меня как на отвратительную язву, то не следует ли сперва поискать причины этого недуга в самом прогнившем теле? Разве я не полноправное дитя общества? Почему же я считаюсь в нем незаконнорожденной?» – из письма, помещённого в газете «Таймс» 24 февраля 1858 года. (Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта»)

Сцена первая. В ловушке сводницы.

Молодая провинциальная девушка по имени Молл Хэкэбаут приехала в столицу Британской империи в поисках работы и лучшей доли. Ножницы и игольник, висящие на руке Молл, свидетельствуют о том, что она – швея.
Наивная девушка планирует остановиться в гостинице «Белл Инн» (отсылка к французскому слову Belle – красавица), где её уже поджидает достопочтенная Элизабет Нидэм (Мидхем). Среди вещей юной особы – корзина с гусем, к нему прикреплена записка – «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне». Эта мёртвая птица указывает на доверчивость Молл. И дичь предназначается хитрой матушке Нидэм – содержательнице борделя, а передал его в качестве подарка таинственный вербовщик, в чьи сети попала не одна глупенькая, легкомысленная дурочка.

Девичье лицо Молл пока ещё выгодно отличается от физиономии опытной шлюхи. Оно дышит свежестью и чистотой. Одутловатое, лицемерное лицо наперсницы украшают несколько модных мушек. Светские дамы в те времена использовали мушки, дабы выгодно оттенить белизну своего макияжа или выразить ими то или иное мимолётное настроение, но профессиональные проститутки скрывали под гламурным женским аксессуаром следы сифилиса.

Старая гостиница с осыпающейся штукатуркой, где хотела заночевать Молл, это вотчина щуплого сутенёра Джона. Заведение Джона «опекает» похотливый полковник. Эти двое стоят в дверях притона и с умилением, и с надеждой получить скорое удовольствие от развлечения с начинающей блудницей, смотрят на встречу деревенской швеи и городской искушённой сводни.

Слева от гостиницы своим чередом протекает мирная жизнь. Обывателям, как и лондонскому священнику на лощади, совсем не интересно положение молодой барышни, они равнодушны к моменту её совращения.
Матушка Нидэм тем временем осматривает вновь прибывшую, как товар при покупке. Летящие наземь горшки и кастрюли, задетые лошадью священника, предрекают грядущие трагические перемены и олицетворяют духовное падение Молл.


Сцена вторая. Ссора с евреем-покровителем.

Молл быстро адаптировалась к новой жизни в столице. Теперь в её распоряжении был шикарный гардероб, хорошо обставленная квартира, молодая горничная, мальчик из Вест-Индии и забавная обезьянка.
Всё это предоставил ей состоятельный и женатый торговец галантереей, для которого она стала новой любовницей.

Временное гнёздышко ночной бабочки украшали огромные картины в дорогих рамах. С одной из них на комнату с укоризной взирал библейский старец, освещённый в пустыне божественным лучом. И это религиозное полотно резко контрастировало с происходящим в гостиной и противоречило сомнительному положению в обществе мисс Хэкэбаут.

А происходило в гостиной вот что – пытаясь отвлечь внимание внезапно появившегося благодетеля, Молл опрокинула кофейный столик. Обезьянка еле увернулась от разбитой чашки, а тем временем очередной посетитель бывшей провинциалки спешно покинул её апартаменты.


Сцена третья. Арест.

По прошествии некоторого времени девушка из содержанки богатого человека превратилась в обычную проститутку.
Её служанка теперь – старая, больная, грязная женщина. Кровать – главный предмет мебели в будуаре жрицы любви. На ней после трудовой ночи Молл обычно занимается утренним туалетом.
Символическими намёками смотрятся висящие на стене спальни пруты берёзы и шляпа, напоминающая колпак ведьмы. Поза ласкающей домашней кошки в ногах хозяйки – это реальные будни блудницы.
Роскошным акварелям и натюрмортам здесь не место. Дешёвые картинки с героями Молл – преступником Мэкхитом из «Оперы нищих» и популярным государственным политиком – украшают её жилище. Над этими портретами стоят склянки с лекарством, а на прикроватном балдахине приютилась коробка из-под парика, владельцем которого был повешенный за бандитизм «капитан» уличной разбойничьей шайки, постоянный клиент Молл – Джеймс Далтон.

Однажды атмосферу мирного утра куртизанки развеяли представители власти. Мировой судья в компании вооружённых помощников шерифа явился, чтобы арестовать Молл за неправомерные действия и нарушение общественного порядка.
Молл не растерялась. Она попыталась очаровать вошедших мужчин, обнажив грудь. Но, увы… Подкуп судьи новыми часами, которые возможно были украдены у клиента, также не сработал.


Сцена четвёртая. В тюрьме Брайдвелл.

Ожидаемый поворот в судьбе Молл. Она в тюрьме. Ей приходится терпеть подстёгивающие удары хлыста тюремного надзирателя, общество подобных ей женщин, гораздо более потрёпанных жизнью, и физический монотонный труд, от которого куртизанка давно отвыкла.
Её наказание заключается в отбивании увесистой деревянной колотушкой стеблей конопли. Из конопли позже изготовят крепкие пеньковые верёвки, а это не только канаты на каравеллах и фрегатах, но и петля палача.

Позади Молл топчется кривая на один глаз дама. Она примеривается к дорогой одежде новенькой арестантки, её верхнее тёплое платье, как и обувь, уже прихватили жена надзирателя со служанкой.

Рядом с Молл усердствует в поте лица шулер. Его собака и выпавшая карта из колоды лежат на тюремном полу. Среди арестованных есть и ребёнок, а в глубине камеры сгорбилась фигура негритянки, и эта фигура наводит на размышления о рабском положении заключённых.
Над колодником, который стоит спиной ко всем, красуется лаконичная надпись – «Лучше работать, чем выносить это».

Невесёлое место…


Сцена пятая. Умирает, пока доктора спорят.

Молл на свободе. Она на самом дне. Она умирает в убогой каморке, пока доктора яростно спорят о достоинствах прописанных ими лекарств.
В комнатушке кавардак – опрокинутая табуретка, уголь, сваленный прямо на полу, разбитая посуда и баночки с болеутоляющим. Медицинская утка говорит о долгой болезни несчастной.
У камина, ковыряясь в голове и выискивая вшей, греется маленький мальчик. Это сынишка проститутки, и он обречён.
Домовладелица бесцеремонно роется в сундуке с вещами больной.
Кроме верной служанки, которая пытается остановить грабёж, никто не обращает внимания на умирающую. Белые тяжёлые одежды, как саван, тащат Молл в иной мир.


Сцена шестая. Похороны.

Молл свободна от бренности бытия. Её провожают в последний путь. Вместо пышного венка на блюде лежат несколько чахлых еловых веток. Сирота в чёрном костюмчике беспечно играет подле гроба матери, который превратился в барную стойку.
Пастор разлил свой бренди, поскольку его вторая рука блуждает под юбками красотки, сидящей рядом. Она выглядит довольной.
Подруга искренне оплакивает безвременно почившую Молл, но к ней приник уже очередной клиент. Сводница напилась вдрызг, прощаясь на веки вечные с любимой «воспитанницей», её кувшин с выпивкой ехидно ухмыляется. Служанка ухаживает за телом, а три барышни с тревогой выискивают у себя на руках и лице признаки сифилиса, болезни погубившей главную героиню этих шести сцен. А было ей всего двадцать три года…


Стоп! Снято!

Эти моралистические картинки-сценки, наполненные символизмом и горьким юмором, имеют своего автора. И спустя почти триста лет по мотивам этих картинок режиссёр Джастин Харди в 2006 году снял исторический, телевизионный фильм «Карьера продажной женщины».


Уильяма Хогарта, английского художника и гравёра, можно по праву считать основоположником жанра комиксов, которые стали особо популярными в ХХ веке.

В 1731 году художник создал шесть цветных картин, последовательно рассказывающих о судьбе девушки, выбравшей профессию проститутки.
Изначально Хогарт нарисовал третью картину из серии, после чего ему в голову пришла гениальная идея «поведать миру» правдивую историю о прошлом и будущем ночного мотылька. И этой картиной художник откликнулся на «плутовской роман» (произведение, рассказывающее о похождениях авантюриста) Даниэля Дефо «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс, которая 12 лет была содержанкой, 5 раз за мужем, 12 лет воровкой, 8 лет ссыльной в Виргинии, но под конец жизни разбогатела», вышедший в свет в январе 1722 года. В свою очередь автора «Робинзона Крузо» к жизнеописанию Молль Флендерс подтолкнула видная, неоднозначная, интересная фигура преступного мира Лондона первой половины XVIII Элизабет Адкинс или Молл Кинг, Молл Бёрд и т.д. И книга Дефо пользовалась у английской публики большим спросом.

Уильям Хогарт решил назвать героиню своих картин именем героини романа Дефо, наградив её фамилией печально известной реальной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой повешенного разбойника и владелицей публичного дома.

Серия картин Хогарта о нравственном падении Молл Хэкэбаут вызвала много разговоров в обществе и быстро стала популярной. Картины без прикрас отражали настоящую действительность того времени, когда человеческая жизнь не стоила ни гроша.

Но много ли изменилось за прошедшие столетия?

Бесспорно, что развитие медицины, изобретение антибиотиков, повторное изобретение презерватива, которым перестали пользоваться в результате повсеместного распространения христианской религии, ослабило триумфальное и беспощадное шествие «дурной болезни». Но до сих пор одна из древнейших профессий существует и процветает, как один из способов заработка у слабого пола. И у каждой падшей женщины найдутся свои веские причины, известные и понятные только ей, и будут свои обстоятельства жизни, возможно, совсем не радужные, толкнувшие её на такой отчаянный шаг…

Через год в 1732 году Уильям Хогарт сделал со своих картин гравюры и запустил в продажу серию эстампов, всего 1240 наборов по 6 произведений. (Эстамп – это печатный оттиск на бумаге изображения со специальной формы-матрицы).
Успех этих листов превзошёл все ожидания их автора. Вскоре эстампы Хогарта стали копировать, подделывать и продавать в полцены. Но неунывающий художник начал борьбу за авторские права и довёл дело до парламента, который издал специальный закон, ныне известный как «Билль Хогарта». Это билль защищает права художников и позволяет им в течение 14 лет пользоваться своей продукцией по своему усмотрению.

Самая первая серия цветных картин Хогарта «Карьера проститутки» была утрачена при пожаре в 1755 году, но к счастью для потомков оригинальные пластины-матрицы уцелели, и после их продажи вдовой художника, они неоднократно меняли своих владельцев.
Не менее успешными были и последующие серии гравюр Уильяма Хогарта - «Карьера мота» и «Модный брак»…

Уильям Хогарт родился в самом центре Лондона в 1697 году. Его отец был преподавателем латыни, сочинителем и человеком с причудами. Ричард Хогарт выпустил ряд учебников, которые никто не покупал, открыл литературную кофейню, где предлагал общаться с посетителями-джентльменами на древнем языке эскулапов, и в итоге незадачливый предприниматель оказался в долговой тюрьме, где провёл четыре года. Мать будущего художника пыталась торговать лекарственными снадобьями, но семье не суждено было вырваться из нищеты. Из девяти детей супругов Хогарт выжили только трое – Уильям и две младшие сестры. И голодное детство не могло не повлиять на формирование личности художника, личности упрямой и целеустремлённой.

Уильям рано покинул школу, где проявил способности к живописи и комедиантству, и стал подмастерьем у гравёра по серебру. Парень целыми днями вырисовывал чьи-то гербы и цветочные орнаменты на посуде, но это оказалось скучным делом и не приносило удовлетворения. И в двадцать три года он открыл собственную гравёрную мастерскую в родительском доме. И этот решительный поступок позволил юноше попробовать свои силы в книжной иллюстрации.

Именно с самого начала творческого пути у Хогарта проявилась его склонность к злободневной сатире, карикатуре и жанровой сценке.
Художник не планировал всю свою жизнь посвятить гравировке, он мечтал стать признанным живописцем и стал подыскивать себе учителя. Им стал сэр Джеймс Торнхилл. В лице учителя художник-самоучка увидел тот идеал, к которому сам страстно стремился. Сэр Джеймс первым из английских художников был посвящён в рыцари и удостоен дворянского титула за прекрасно выполненную работу - роспись собора святого Павла. Король Георг I официально назначил его историческим живописцем, и наконец, Торнхилл стал полноправным членом парламента.

Вскоре к ученическому обожанию добавилась и романтическая нота. Уильям влюбился в младшую дочь сэры Джеймса, и молодые тайно и скромно обвенчались в деревенской церкви.
Поначалу Торнхилл заподозрил корысть в женитьбе Хогарта, но семейная жизнь влюблённых складывалась счастливо.

Став учеником Торнхилла, Хогарт рискнул испытать себя в живописи, которую всегда считал более высоким жанром, чем гравюру. Уильям берётся писать портреты друзей, простолюдинов, знакомой знати. И эти портреты не были парадными, в них отсутствовал пафос. Они представляли собой нечто среднее между неофициальным портретом и жанровой сценкой.

К примеру, его автопортрет с собакой, выполненный в стиле «портрет в портрете», не возвеличивает самого себя.


Хогарт не церемонится с собой, как не церемонится со своими героями. На этой картине художник нарисовал себя без парика, в домашнем колпаке и халате. И в этом портрете сконцентрировано всё то, что было дорого Уильяму – любимая собака Трамп, бездетный художник очень любил животных, палитра с S-образной кривой (линия красоты и грации) и книги, которые служат опорой «портрету в портрете». Выбор книг не случаен, это великие писатели, основание его собственного подхода к искусству – Шекспир, Мильтон, Свифт. К тому же со Свифтом Хогарт приятельствовал. Их объединяла обоюдная творческая стратегия – разить сатирой пороки людей.

«Как же мне тебя недостаёт, мой ироничный друг Хогарт! Некоторые называют тебя дерзким забиякой – их можно понять: уж слишком ты правдив и категоричен в своих портретах!» – обращался Свифт из Ирландии к другу.

Обаяние Хогарта заключалось в том, что он смотрел с долей насмешки не только на окружающих, но и на самого себя…

Добившись некоторого призвания в портретной живописи, Хогарт вновь вернулся к волнующим его сюжетам и сложным композициям.
После серии картин «Карьера проститутки» художник-гравёр проснулся знаменитым, а куртизанка Молл Хэкэбаут принесла ему большие деньги. Этот успех смягчил тестя, Торнхилл простил и одобрил ученика.

Преследуемый воспоминаниями о нищем детстве, Хогарт использовал любую возможность заработка, но лондонский свет оценил художника, прежде всего, как автора гравюр. Публика совершенно не принимала его историческую и религиозную живопись, но упрямый Уильям не оставлял своих попыток утвердиться и на этом поприще…

Уильям Хогарт умер внезапно, в возрасте шестидесяти семи лет.

Последние годы жизни мастера прошли под знаком тяжёлой депрессии, от которой не могли спасти ни слава, ни богатство. Его гравюра «Бездна», созданная в год смерти, свидетельствует о душевном состоянии художника – крылатый старик, символ времени, сломанная палитра, треснувший колокол, переломанная коса, могильная плита. Из холодных уст старика поднимается к небу дым последней затяжки из сломанной трубки – FINIS…


Хогарта называли «больной совестью XVIII века»…

«Я стараюсь трактовать мои сюжеты как драматический писатель: моя картина – это моя сцена, а мужчины и женщины – мои актёры, которые посредством представленных действий должны изобразить пантомиму».

P.S. Музыкальный постскриптум от Эдит Пиаф…

Ко мне, сюда, милорд!
Куда вам одному!
Груз боли и невзгод
Я вам с души сниму!
Я лекарь неудач,
Я всем дарю тепло,
Я всем милордам врач,
Кому не повезло!


#хлам (художники, литераторы, артисты, музыканты)
Комментарии:
Hanna, Россия, Москва, 54 года
26.04.2020 18:02
Hanna, Россия, Москва
# Интересно!!! Мне тоже запомнилась эта серия картин Хогарта, очень яркое впечатление.🤝
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
26.04.2020 21:03
Татьяна, Россия, Воронеж
# Добрый вечер, Hanna!
Спасибо за чтение блога и обратную связь... give-rose_rt_60.gif
Хогарт...
Гравюры этого художника поразили меня. Они содержат множество интересных деталей и отсылок — это кропотливый труд!

Хогарт с помощью творчества боролся за нравственность и духовность своих соотечественников. Он не остался равнодушен к бедам и горестям простых работяг, ведь сам он вышел из той же среды...

И его картины нравились не всем современникам, особенно высшему обществу, ведь они были слишком откровенным, прямолинейными и иногда жуткими.

К примеру, в коллекции гравюр Хогарта есть серия, направленная на борьбу с жестоким обращением с животными — это было привычным явлением на улицах столицы в те времена.
Художник очень любил животных, своих умерших домашних питомцев он хоронил в саду под окнами дома.
Так вот, серия из четырёх картин «Четыре степени жестокости» рассказывает о том, как из мальчика, издевающегося над собакой, вырастает закоренелый преступник. И его ждёт печальный конец...

Переживал Хогарт и по поводу беспробудного пьянства простых людей.
В Лондоне 18 века частенько рабочим выдавали зарплату джином. Дешёвый крепкий напиток повсеместно продавался в лавках и был бичом для бедного населения.
Лондонские пабы украшали рекламные вывески — «Выпивка — один пенс, напиться вусмерть — два пенса».
В 1751 году Уильям Хогарт выпустил мини-серию гравюр — «Улица Джина» и «Пивная улица».
На улице Джина творятся ужасы и непотребства. Пьяная мать выронила из рук ребёнка, горожане дерутся, лавка ростовщика пользуется популярностью.
На Пивной улице люди счастливы, строят новые дома, обнимаются, лавка ростовщика в упадке.
В этом же году, после выхода в свет этих гравюр, лондонский парламент запретил продажу дешевого джина.


Источником творчества Хогарта был его собственный жизненный опыт, театр и литература...

Сказка, Россия, Москва, 48 лет
26.04.2020 21:08
Сказка, Россия, Москва
# Люблю твои такие интересные вдумчивые эссе.
В них твоя душа. Они живые. kiss_rt_42.png Спасибо!
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
26.04.2020 22:31
Татьяна, Россия, Воронеж
# Наташа, добрый вечер... friends_rt_104.gif
Спасибо большое за отзыв! give-rose_rt_60.gif

Пользуясь возможностью, немного расскажу о жизни дореволюционного Воронежа...

С середины 19 века государство, устав бороться с проституцией, легализовало её. И в каждом городе Российской Империи была своя улица Красных фонарей, чаще всего на въезде и выезде.

Одна из подобных улиц пролегала в Воронеже в районе нынешнего Петровского сквера, и эта улица постоянно меняла свои очертания. Содержательницы притонов, не поладив с надзирающими органами, закрывали свои заведения, покупали недалеко дома и начинали бизнес на новом месте. И эти публичные дома процветали, потому что русскому человеку с дороги нужно было не только искупаться, откушать, но и развлечься...

Но обычные проститутки бывают намного честнее некоторых дам из высшего сословия.

Так, воронежский знаменитый поэт Алексей Кольцов был дважды влюблён — искренне и страстно.


В 18 лет ему ответила взаимностью 16-летняя Дуняша, горничная в доме отца. Но отец-деспот(отец был простым торговцем скота) не дал благословления на брак с Дуняшей. Заслав сына в деловую поездку, отец продал девушку заезжему казаку.
По слухам Дуняша зачахла в муках жестокого обращения и тоски, а Алексей слёг в горячке, не простив отцу этого поступка. Оправившись от болезни, он бросился на поиски любимой, но они не увенчались успехом...

Уже став известным, Кольцов, проживая в Воронеже, влюбился в красавицу-вдову Варвару Лебедеву. Это была начитанная, но циничная, умная женщина, ровестница поэта. Старый нелюбимый муж оставил ей долги. И ей польстила горячая любовь Алексея, который был знаком со столичными литераторами и самим Пушкиным.
Но когда в очередной раз отец воспрепятствовал отношениям сына, расчётливая Лебедева поняла, что одними чувствами сыта не будешь, бросила поэта и уехала жить к состоятельному помещику. В память о себе женщина оставила поэту "дурную болезнь", которая усугубила и подорвала и без того шаткое здоровье Кольцова...

Алексей Васильевич очень сильно переживал этот разлад и вскоре умер в одиночестве — друзья были далеко, а близкие не понимали и насмехались над его чуткой, ранимой душой.
Было поэту всего 33 года...

наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр