Главная Блоги Татьяна (Россия, Воронеж) Луканус Цервус, или Эзоп XX века…
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
трое детей
Была 06.05.2024 19:59

Луканус Цервус, или Эзоп XX века…

26.05.2020 15:56
956
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» – В. И. Ленин.

Жуки-олени, жуки-рогачи и усачи, стрекозы и муравьи, кузнечики и бабочки, тараканы, мухи и пауки. У насекомых всё, как у людей: любовь, расставания, сплетни, осуждение, предательство и месть, роковые «страсти-мордасти и прочие напасти»…


Москва. Год 1912. Только что в синематографе отгремела премьера любовной мелодрамы опереточного стиля «Прекрасная Люканида».
Зрители в недоумении, шоке и … восторге! Вся столица гудит. Что это было?!
Сюжет представленного фильма оказался банальным до безобразия – супружеская измена, разоблачение, битва соперников и в финале трагическая гибель влюблённых.
Так в чём же тогда секрет столь ошеломительного успеха? Всё просто и гениально! Главные и второстепенные роли в картине исполнили насекомые – самые настоящие жуки со всеми анатомическими подробностями!
Позже фильм имел успех не только в России, но и за рубежом. В Европу и Америку было продано больше ста копий «Прекрасной Люканиды», что стало абсолютным экспортным успехом того времени.

Публика задавалась вопросом – «Кто же тот человек, создавший этот шедевр? Не иначе, как волшебник»…


Двадцать четыре года до премьеры. Знойное московское лето. В семье мелкого служащего-революционера, выходца из обедневших польских дворян, родился слабый, золотушный ребёнок. Прогноза врачей – нежилец – не оправдал. Новорождённый выжил, вырос и стал режиссёром, чьи уникальные творения вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа.

Владислав Александрович Старевич – первопроходец объёмной (кукольной) мультипликации, один из лучших дореволюционных аниматоров Российской империи, добившийся признания и в эмиграции.

Старевич являлся не только режиссёром своих картин, он был и сценаристом, и оператором, и декоратором. Однако вклад в российскую культуру этого необычного человека до сих пор недооценён и не осмыслен. О нём говорят уважительно, но удивлённо, как о редком звере в зоопарке, изредка припоминая метафорический титул – «Эзоп XX века», коим Старевича наградили кинокритики иностранцы.
А ведь «этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» – писал о коллеге по цеху американец Уолт Дисней...

Мальчик рано остался сиротой, мама умерла, когда сыну исполнилось четыре года. И воспитывался он у её родни – дворян Легоцких, в литовском городе Ковно, а затем в эстонском Дерпте.
Владислав взрослел в мультикультурной среде, был в курсе всех политических разговоров взрослых. С детства он обладал независимым и своенравным характером.
В своих дневниковых записях режиссёр вспоминал, как в доме родственников находили приют всякие зверушки и птицы. Жил скворец, для которого дед Старевича насвистывал бравурную мелодию, а по вечерам играл на флейте вальс Шопена. Жил тетерев, токовавший в такт музыке. Жила сорока-пианистка.

Владислав любил природу и мог часами наблюдать за суетящимися в траве насекомыми, постепенно увлёкшись модной в начале прошлого века энтомологией, которая стала делом всей его жизни.

Мальчик ловил жуков и бабочек, обменивался с другими азартными натуралистами особенно ценными видами шестилапых, собственноручно мастерил макеты насекомых, которых невозможно было достать. И собрал в итоге неплохую коллекцию. Позже, юноша заинтересовался и первыми оптическими игрушками, что также повлияло на его дальнейшую профессию и судьбу.

В Ковно Владислава Старевича помнят, как неутомимого выдумщика, неоднократного победителя конкурса карнавальных костюмов, сделанных из подручных материалов – пробок, рогожи, колосьев ржи, как художника-карикатуриста, редактировавшего запрещённый сатирический журнал «Оса», и как талантливого фотографа.

Увлечение фотографией привело молодого человека в Ковенский этнографический музей.


Ковно. Начало XX века...

Свой альбом с видами города, памятниками, фольклорными обрядами Владислав преподнёс в дар музею. Его хранитель – известный археолог Тадеуш Довгирд – по достоинству оценил снимки и предложил Владиславу поэкспериментировать с камерой, которая принадлежала музею. Так, по заказу провинциального Эрмитажа на свет появилась первая этнографическая картина Старевича — «Над Неманом». Для души на эту же казённую камеру были сняты видовые фильмы «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи», которые так понравились директору музея, что Тадеуш Довгирд посоветовал молодому земляку поехать в Москву и заняться кинематографом профессионально.
К сожалению, все три картины считаются утерянными, но они принесли Старевичу успех.

Воодушевившись, начинающий режиссёр бросил скучную, неинтересную работу в местном казначействе и с женой и маленькой дочкой отправился покорять вторую столицу.

Законодателями мод в кинематографе тех лет считались французы. И ковенский самоучка первым делом в Москве постучался в двери представительства французской студии «Гомон» и чуть позже – «Братья Патэ».

– Что Вы хотите снимать? Жуков?! Ахаха… – именитые студии не нуждались в его услугах.

Но умный и дальновидный Александр Ханжонков, один из первых отечественных кинопромышленников, фильмы которого успешно конкурировали с популярными французскими лентами, разглядел во Владиславе Старевиче несомненный талант. Продюсер заключил с приезжим договор, вручил поддержанную камеру и рулон плёнки. Уже через десять месяцев мир увидел «Прекрасную Люканиду, или Войну усачей с рогачами», которая произвела впечатление не только на Ханжонкова, но и на искушённого столичного зрителя. Французы кусали локти. Фильм отправился в мировое турне.

«Как всё это сделано?!» – восклицала лондонская газета.

Кукольная (объёмная) анимация была открыта Старевичем случайно. Он стал абсолютным новатором в дореволюционном кинематографе.
Снимая познавательный фильм «Развитие головастика», режиссёр в какой-то момент осознал – земноводные и насекомые годятся только на видовые картины, ведь в кадре они делают исключительно то, что хотят. Но Старевич мечтал снимать сюжетное кино, поэтому живых артистов заменили макеты-куклы, собственноручно и виртуозно им изготовленные. Куклы выполнялись из особой гуттаперчевой массы. Крылышки, лапки, сочленения насекомых делались на шарнирах, что позволяло быстро менять их позы и жесты в любой проекции. И это была поистине ювелирная работа.


Наконец Старевич изобрёл сам способ съёмки. Снимался короткий кадр со статичной фигурой, затем кукле придавалось новое, немного изменённое положение и фиксировался очередной кадр. Подобную процедуру приходилось повторять тысячи раз, бегая от декораций к камере, но режиссёру Старевичу было не занимать терпения, усердия и трудолюбия. Это был спокойный, малообщительный человек. Скрупулёзная, однообразная работа в полном одиночестве приносила ему удовлетворение, и прежде всего потому, что он ясно представлял себе конечный результат. Так Владислав Старевич придумал покадровую мультипликацию…

Изначально «Люканида» задумывалась, как фильм о брачных играх жуков-рогачей. Но живые жуки, помещённые в декорации при ярком свете дуговой лампы, отказывались сниматься в кино. Режиссёр заменил их чучелами. И антропоморфные (человекообразные) жесткокрылые легко опрокинули светскую, знающую толк в развлечениях, публику. Люди впервые столкнулись как с объёмной анимацией, так и покадровой съёмкой.

Зрители донимали Старевича вопросом – «Как Вы научились дрессировать обыкновенных насекомых?».

Об истинном секрете дебютной «Люканиды» некоторое время умалчивали. «Дрессированные» жуки стали неким рекламным трюком, который приманивал людей в электротеатры посмотреть на немые суетливые фигурки, движущиеся на сером фоне. «Прекрасная Люканида» не сходила с экранов до середины двадцатых годов прошлого века. После революции 1917 года фильм переименовали в «Куртизанку на троне».

Странные для слуха обывателя имена главных героев выбраны не случайно. На латинском языке жук-олень – это Луканус Цервус. Лукания – область южной Италии, где обитал данный вид жуков, из которых в стародавние времена мастерили амулеты, а Цервус – это всего-навсего олень.

Судьба «Прекрасной Люканиды» не так печальна, как судьба большинства утерянных дореволюционных картин немого кинематографа.
После того, как десятиминутная история любви жуков сошла с экранов, о ней забыли на долгие годы. И вот совсем недавно, спустя сто лет, благодаря кропотливой работе российских реставраторов, картина Старевича вновь ожила. Теперь любой желающий может посмотреть восстановленную «звуковую» версию фильма в сопровождении закадрового комментария, не выходя из дома.


После оглушительного успеха «Люканиды» Ханжонков распорядился пристроить к московской квартире режиссёра небольшой съёмочный павильон.
В мастерской Старевич пропадал дни и ночи. Не многим удавалось проникнуть в эту «святую святых». Шутили – «В рай попасть проще, чем в мастерскую Старевича». Студия напоминала средневековую лабораторию мистика-алхимика графа Калиостро. В этом загадочном царстве рождались такие мультфильмы, как «Стрекоза и Муравей», «Месть кинематографического оператора» и другие.

По некоторым свидетельствам современников Старевича, картина «Стрекоза и муравей» была показана при дворе и очень понравилась. Император отметил труд режиссёра именным подарком – перстнем. После показа копия фильма была оставлена в дворцовой фильмотеке и впоследствии неоднократно демонстрировалась младшим членам семьи Романовых.

«Месть кинематографического оператора» 1912 года выпуска произвела в публике не меньший ажиотаж. В отличие от «Люканиды» это была «фильма» более современного жанра. В картине отсутствуют средневековые битвы, но фигурирует кинооператор со своей аппаратурой, присутствуют танцы, езда на мотоцикле и прогулки на автомобиле.
«Месть кинематографического оператора» – это любовная коллизия с элементами адюльтера, одно из самых остроумных, неустаревающих по сей день творений Старевича, в основе которого лежит пушкинская эпиграмма «Собрание насекомых» с её эпиграфом из Крылова.

Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки.
Крылов.

Мое собранье насекомых
Открыто для моих знакомых:
Ну, что за пестрая семья!
За ними где ни рылся я!
Зато какая сортировка!
Вот Глинка — божия коровка,
Вот Каченовский — злой паук,
Вот и Свиньин — российский жук,
Вот Олин — черная мурашка,
Вот Раич — мелкая букашка.
Куда их много набралось!
Опрятно за стеклом и в рамах
Они, пронзенные насквозь,
Рядком торчат на эпиграммах.


У Старевича, как и у Пушкина, «торчали на эпиграммах» определённые лица. В танцовщице-босоножке Стрекозе без труда узнавалась Айсейдора Дункан, поразившая своих современников свободной пластикой движений. Известно, что Станиславский, увидевший её выступление впервые, в порыве восторга обнаружил себя у сцены. Кинематографический оператор – без сомнения, самопародия.
Также «Месть кинематографического оператора» – это своеобразное «кино в кино», где мультипликационные герои идут в иллюзион и смотрят фильм «Неверный муж» производства А. Ханжонкова и Ко.


Снимал Владислав Старевич и живых актёров, в основном по произведениям любимого им Гоголя.


Авторская карикатура...

И даже в таких картинах не обходилось без спецэффектов, которые сейчас покажутся наивными. Персонажи картин Старевича умели летать и меняться в размерах. Режиссёр первым в русском кинематографе стал использовать специальную вращающуюся платформу для оператора, пожарные эффекты, нарисованные, а частью выцарапанные и раскрашенные на плёнке, комбинированную съёмку, когда в кадре встречаются три типа героев – насекомые, животные и люди…

После известных исторических событий – залпа Авроры, наступившей диктатуры пролетариата и национализации кинопроизводства – Старевич с супругой и дочерями в 1919 году навсегда покинул Россию.
Он не принял Советскую власть, вернее, Советская власть его отвергала, как пережиток буржуазной культуры.
Владислав Александрович эмигрировал сначала в Италию, где чуть не оказался в долговой тюрьме из-за банкротства фирмы, заказавшей ему фильм, а оттуда переехал во Францию.

Обезглавленный таракан может жить ещё девять дней, обезглавленный кинематограф может умирать годами…

Позднее творчество Старевича связано не столько с техническими, а сколько с эстетическими эффектами. И Европа по достоинству оценила мастерство русского мультипликатора, который по таланту не уступал бизнесмену-аниматору Диснею.

Замысел первого в истории кинематографа кукольного полнометражного фильма Старевич вынашивал десять лет, ещё полтора года заняло производство картины. И у виртуозно сделанных кукол на этот раз появилась мимика. Для каждой режиссёр-мастер на все руки изготовил в среднем по сто пятьдесят масок с различными гримасами. А в качестве литературной основы Владислав Старевич выбрал поэму Гёте «Рейнеке-лис», написанную по мотивам средневековой сатирической эпопеи.

Но к выходу в свет нового произведения русского эмигранта Великий Немой заговорил, и «Рейнеке-лис» Старевича с революционными спецэффектами, но без звуковой дорожки мгновенно морально устарел, став анахронизмом.

Деньги на озвучку выделила нацистская Германия, и послевоенная прокатная судьба Лиса сложилась не лучшим образом. Вернее никак не сложилась, ведь к нему приложили руку фашисты, а значит, и мультфильм сочли фашистским.

После Второй мировой войны Старевич продолжал заниматься любимым делом, с переменным успехом и до самой смерти. Последователей и преемников у него не оказалось. Помогали режиссёру только верная жена, которая никогда не ревновала супруга ни к его странному увлечению, ни к пещерной уховёртке, и две дочери. Он не доверял рабочие процессы сторонним помощникам вне семьи. Привычка всё делать самостоятельно, в конечном счете, привела кинорежиссёра и художника к финансовому и творческому краху.


В тридцатые годы американцы предложили Старевичу помощь в создании собственной компании на подобие студии Диснея, на что Владислав Александрович ответил – «Спасибо, вы очень милы, но я не хочу руководить двумя сотнями людей». Его всерьёз не интересовала ни публичность, ни слава, ни реакция зрителей, ни баснословные гонорары, ни капризы общей моды. Но в какой-то момент деньги стали очень нужны. Старшая дочь начала терять зрение и нуждалась в дорогостоящем лечении.
Последние пятнадцать лет жизни Владислава Старевича были очень грустными. Ему пришлось зарабатывать изготовлением рекламных роликов, а когда становилось совсем туго, продавать своих уникальных кукол…

Его виллой в Фонтене-су-Буа француженки пугали непослушных детей, а экзальтированные барышни в десятых годах XX века считали, что Старевич крадёт человеческие души, чтобы оживить своих гомункулов.

Но мы-то с вами знаем, что это неправда… wink_rt_40.png


P.S. Мир насекомых в современной анимации...


#хлам (художники, литераторы, артисты, музыканты)
Комментарии:
Hanna, Россия, Москва, 54 года
26.05.2020 17:53
Hanna, Россия, Москва
# Татьяна, спасибо! Как всегда интересно! give-rose_rt_60.gif
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
26.05.2020 18:19
Татьяна, Россия, Воронеж
# Добрый вечер, Hanna. Спасибо! give-rose_rt_60.gif
Мне самой было интересно собирать информацию...

Узнала ещё один любопытный факт. Оказывается, во времена Крылова, до Революции, кузнечиков называли стрекозками, потому что они стрекочут. И в басне Крылова, и в книжных иллюстрациях, прыгал и пел кузнечик... Потом кто-то совершил ошибку, и мы сейчас, читая знаменитую басню, представляем вместо кузнечика настоящую стрекозу..

В мультфильме Старевича также главным героем был шалопай Кузнечик со скрипочкой...

Геннадий, Россия, Железнодорожный, 65 лет
27.05.2020 08:18
Геннадий, Россия, Железнодорожный
# А, почему Стрекозу называют Стрекозой ?!
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
27.05.2020 08:40
Татьяна, Россия, Воронеж
# Доброе утро, Геннадий!
Спасибо за интересный вопрос... wink_rt_40.png

Интернет мне подсказал, что по одной из версий раньше стрекозу на Руси называли "трескозой", ведь крылышки летящей стрекозы издают характерный треск.

А кузнечик был и "кобылкой", и "скакальцем", и "стрекозой". Кто-то, в издаваемой песне кузнечика, расслышал звуки кузницы... И вот кузнечик — это кузнечик... Но поговаривают, что эти милые, зелёные насекомые, согласно скандинавской мифологии, не кто иные, как маленькие карлики-кузнецы, живущие под землёй.... wink_rt_40.png Тёмная история! smile_rt_40.gif

Буду рада, если Вы, Геннадий, поделитесь своими соображениями и знаниями по этому поводу... wink_rt_40.png

P.S. Статья из Живого журнала про басню Крылова, кузнечика, муравья, стрекозу и цикаду... smile_rt_40.gif
Василий, Россия, Москва, 52 года
28.05.2020 11:25
Василий, Россия, Москва
# Потому что стрекочет. Изначально так называли кузнечиков. У Крылова Попрыгунья-Стрекоза - это кузнечик на самом деле.
Потом значение слова почему-то поменялось. umnik2_rt_46.gif
Интересно, почему на мове стрекоза называется залупивка?
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
28.05.2020 12:51
Татьяна, Россия, Воронеж
# Спасибо, Василий, за комментарий! give-rose_rt_60.gif
На свете столько всего интересного и любопытного, в том числе и происхождение слова "стрекоза"! friends_rt_104.gif
Наталья, Россия, Москва, 53 года
27.05.2020 22:43
Наталья, Россия, Москва
# Очень благодарна Вам, Татьяна, за этот пост. Для меня все здесь ново и все интересно. С большим удовольствием посмотрела эти шедевры.
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
27.05.2020 22:54
Татьяна, Россия, Воронеж
# Спасибо, Наталья, за отзыв! give-rose_rt_60.gif
Я очень рада, что Вы по достоинству оценили творчество Владислава Старевича! give-rose_rt_60.gif
Наталья, Россия, Москва, 53 года
27.05.2020 23:34
Наталья, Россия, Москва
# Трудно представить СКОЛЬКО сил вложил В.Старевич в эти несколько минут фильма. Титанический труд. Это восхищает.
Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
28.05.2020 07:29
Татьяна, Россия, Воронеж
# friends_rt_104.gif give-rose_rt_60.gif

P.S. Затворнику Владиславу Старевичу не был чужд юмор и сатира.
Главный герой его “Люканиды" — обманутый муж — Жук-олень из семейства Рогачей, то есть «рогоносец» в контексте данной истории.





Жук-олень и жук-носорог...

Татьяна, Россия, Воронеж, 44 года
02.06.2020 15:27
Татьяна, Россия, Воронеж
# Метаморфоз божьей коровки (Ladybird).

Божья коровка во многих странах считается символом удачи.
На фотографии удалось запечатлеть три стадии превращения (из четырёх) божьей коровки.


наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр