«Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!» – Митрофан Пятницкий.
Чернозёмный край, как и вся Россия, богат культурным наследием, но многое из этого достояния уходит в никуда, забывается, пропадает. И всё же находятся люди, посвящающие себя, целиком и полностью, сохранению исторического наследия предков. Таким оказался и Митрофан Ефимович Пятницкий, уроженец Воронежской губернии, чьё имя было присвоено знаменитому на весь мир музыкальному коллективу, который он и создал, дабы спасти от забвения не одну народную песню.
Биография основателя и первого руководителя народного хора весьма запутанна и интересна.
Родился Митрофан Ефимович 3 июля 1864 года в селе Александровка под Воронежем в большой и бедной семье дьячка. Он был девятым ребёнком из двенадцати. Родители не могли предоставить талантливому сыну особого выбора в получении образования и профессии. Мальчик отучился в местной приходской школе и был отправлен по стопам братьев в духовное училище при воронежской семинарии.
С детства Митрофан, как зачарованный, слушал церковные песнопения, его отец слыл одним из лучших певчих в округе, а летними тёплыми вечерами мальчик частенько убегал из дома, чтобы послушать протяжные голоса деревенских девушек. В училище одиннадцатилетний подросток с удовольствием брал уроки вокала у опытного педагога и обладателя шикарного баритона – знаменитого Льва Михайловича Образцова. Одарённый мальчишка стал солистом училищного хора. Но изучение Евангелия и Закона Божьего совершенно не интересовало его, а атмосфера строгости и запретов, царившая в семинарии, действовала угнетающе на нежную душу Митрофана.
В будущем он видел себя именно оперным певцом, а не духовным лицом.
Но судьба распорядилась иначе.
Однажды юный Пятницкий тайком приобрёл на рынке маленькую книжонку под названием «Песенник». Вечером того же дня Митрофан с друзьями сели в круг и на всю мощь голосов пропели «Песенник» от корки до корки. На следующий день зачинщика сего действа вызвали к начальству для назидательной беседы. Инспектор училища по воспитательной работе, отец Иоанн, потребовал немедленно сжечь книгу и покаяться за исполнение «кабацких песен». По мнению строгого блюстителя нравственности, петь нужно только псалмы! Митрофан, оскорблённый тем, что русскую песню назвали «кабацкой», отказался выполнить это требование. Инспектор пригрозил отчислением, и, дождавшись, когда мальчишке пришла пора отправляться домой на каникулы, вручил ему письмо, адресованное отцу. Суровый смотритель училища не скрыл от Митрофана содержания письма, в нём отец Иоанн советовал Ефиму Петровичу как следует выпороть дерзкого и своенравного сына и к осени написать ответ.
Для двенадцатилетней ранимой и трепетной натуры это стало настоящим шоком. Его никогда не пороли! От постоянной тревоги в то лето у Митрофана случился первый нервный срыв. Отец вошёл в положение сына и оставил дома, спросив при этом – «Что делать-то будешь? Гусей пасти?»
После того, как Пятницкий бросил учёбу, он работал кем угодно – слесарем, столяром, писарем, бухгалтером, но только не служителем культа.
Но самое интересное, что, изучив бухгалтерское дело, Митрофан Ефимович поступил на службу экономом в то же духовное училище, куда когда-то так боялся вернуться, и подружился со своим гонителем. С отцом Иоанном они часто пили чай и беседовали. Правда инспектор по-прежнему осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но всё же иногда выручал деньгами молодого друга и помог найти недорогого учителя пения с хорошей репутацией.
В 1897 году Митрофан Пятницкий перебрался в Москву и смог без должной подготовительной школы поступить в консерваторию.
Тяга к народному творчеству в итоге вылилась в создание необычного для того времени коллектива – ансамбля народной песни, а в 1910 году ансамбль из пятерых участников переродился в хор из народных певцов Чернозёмной полосы.
Хору рукоплескали благородные дворяне, Рахманинов, Бунин, Шаляпин. Позже – вождь мирового пролетариата, а его суровый усатый преемник (уже после смерти Митрофана Ефимовича) на одном из выступлений в тридцатые годы аж прослезился от умиления и восторга.
Хор имени Пятницкого по сей день является визитной карточкой нашей страны и гордостью Воронежского края.
Главной идеей Пятницкого стало превращение выступлений хора в целое представление, что позволяло воспринимать песню комплексно. Участники коллектива показывали приличествующие данной песне танцы, выполняли на сцене обрядовые действия и разыгрывали небольшие театральные сценки.
Митрофану Ефимовичу удалось собрать множество народных песен и сгруппировать их в жанровые разделы, четыреста из них были записаны на фонограф. Также Пятницкий издал два сборника песен, собрал коллекцию народных костюмов и редких инструментов. В годы Первой мировой войны из раненых солдат организовал «хор инвалидов». В начале двадцатых годов преподавал пение в третьей студии МХАТа, ныне это театр имени Вахтангова. На протяжении всей жизни являлся бессменным руководителем своего любимого детища и инициировал открытие при хоре музея народной песни, который ликвидировали в начале тридцатых годов. Но вот исполнить голубую мечту детства ему так и не удалось. Личная драма не позволила Пятницкому стать оперным певцом.
Голос у Митрофана Ефимовича был чистым и красивым, но не очень сильным – чтобы его развить, он много и упорно занимался.
Непредсказуемая жизнь внесла свои коррективы.
Как-то раз Митрофан, находясь по делам в воронежских краях, стал свидетелем того, как молодая девушка пыталась покончить жизнь самоубийством. Причиной стала неразделённая любовь. Певец, не раздумывая, прыгнул за несчастной в реку, вытащил и вернул к жизни. Позже между молодыми людьми пробежала искра взаимности. Несостоявшаяся утопленница приняла от Митрофана предложение руки и сердца. Был назначен день свадьбы. Родители Валентины были счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого интеллигентного и порядочного человека. Но перед самым торжественным днём невеста Пятницкого сбежала к тому же коварному соблазнителю, вновь появившемуся на её горизонте.
Хрупкое нервное здоровье музыканта не выдержало, роковая любовь обернулась долгим лечением в психиатрической клинике, а голос пропал. Верный отец Иоанн в трудные дни всегда был подле Пятницкого, и как мог, оказывал поддержку.
По одной из существующих версий, Фёдор Шаляпин горячо сочувствовал невезучему любителю музыки. Они вместе гуляли по больничному парку и разговаривали обо всём на свете. И именно Шаляпин дал Пятницкому самый важный совет в его жизни: не мучиться, оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, а именно к собиранию русских песен.
Спустя некоторое время, оправившись от болезни и залечив душевные раны, Митрофан встретил на своём жизненном пути семидесятилетнюю Аринушку Колобаеву. Пожилая крестьянка не только прекрасно пела, но и знала огромное количество песен. Вот она то и стала солисткой хора и «музой» для Пятницкого. Арина выступала в хоре Пятницкого вместе с дочерьми и внучкой Матрёной – молодой солдаткой. Впечатлительный фольклорист влюбился в Матрёну, но взаимности с её стороны не было. Чувство руководителя хора было светлым и вдохновляющим, к которому девушка отнеслась с пониманием и уважением…
Души не чаяли в Митрофане Ефимовиче все участники хора. Частенько Пятницкий из собственного кармана выплачивал своим хористам деньги за выступления. Уцелевших певцов, участников Первой мировой войны, он «перетягивал» в Москву и устраивал на работу, а вечерами все вместе репетировали на квартире Пятницкого. Хороший друг Пятницкого, скульптор Сергей Коненко, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил их на оперные спектакли Большого театра»...
Перед смертью Митрофан Ефимович передал дела хора в надёжные руки племянника, фольклориста Петра Казьмина, и завещал своим подопечным: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдёт работать в ресторан, то не связывайте с этим хором моё имя». Выступать перед жующими и выпивающими людьми Митрофан Пятницкий брезговал, он мечтал о высоком искусстве, а не о выгоде.
Воля мастера была исполнена.
Хор никогда не пел в ресторанах, но, по мнению некоторых музыкальных специалистов, после трудных перестроечных лет коллектив стал терять не только популярность, но и профессионализм. На концерте по случаю юбилея хор вышел на сцену и спел под фонограмму. Митрофан Ефимович был бы глубоко разочарован…
Скончался М. Е. Пятницкий в 1927 году во сне, улыбаясь. Его похоронили с полагающими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже в память о выдающемся земляке был установлен памятник на проспекте Революции, его именем названа одна из центральных колоритных улиц города.
На верхнем участке этой улицы стоит сохранившийся дореволюционный двухэтажный каменный доходный дом, известный горожанам, как «дом Ростроповичей», но это уже совсем другая история…
# Татьяна, спасибо за интересные сведения, не знала, что знаменитый Пятницкий - уроженец Воронежа.
25.06.2020 14:17
Татьяна, Россия, Воронеж
# Здравствуйте, Hanna! Спасибо за комментарий! Я ему рада...
Признаюсь Вам честно — никогда не питала особого интереса к народному творчеству, а кто-то относится к нему свысока (из личных наблюдений). Но познакомившись с биографиями Алексея Кольцова и Митрофана Пятницкого моё восприятие изменилось... Спасибо этим неравнодушным людям за сохранение наших русских корней...
Воронежская земля богата на знаменитых людей, и не только причастных к искусству...
# Спасибо, Невидимый Лыжник...
В начале июня практически напротив памятника Митрофана Пятницкого при реставрации проезжей части проспекта Революции строителями был обнаружен небольшой фрагмент старинной булыжной мостовой. Есть вероятность, что этим камням 200 лет.
Народ загорелся идеей восстановить проспект в прежнем виде, но это достаточно хлопотно ... Поэтому проспект уже закатали в новый асфальт, так и не выяснив, из какого века эти камни.