Мне сорок лет, а я все тот,
Который ничего не знает.
Как в глубине подземный крот
Себе дорогу прорывает,
Вот так и я – слепой и зрячий –
Всю жизнь ищу: что это значит?
Юрий Павлович Одарченко – художник и дизайнер. Он не считал себя поэтом: как и многие, иногда пописывал в стол. Автор единственного сборника стихов «Денёк».
Родился будущий художник и поэт в 1903 году в большой семье банкира. Глава семьи не был чужд литературе и писательству. Благополучное детство мальчик провел с многочисленными братьями и сестрами в Москве и в имении отца на Украине, неподалёку от гоголевской Диканьки.
В семнадцать лет вместе с родителями эмигрировал во Францию, где окончил Парижскую школу изящных искусств и позже основал стекольное предприятие, обанкротившееся в кризис. Ценою невероятных усилий молодой человек вновь встал на ноги и открыл ателье по росписи тканей. В мастерской Одарченко трудилось восемь рисовальщиков, работа шла полным ходом и окупалась.
Юрий рисовал для известных кутюрье. Были завязаны деловые отношения почти со всеми французскими Домами высокой моды, а также немецкими и английскими, но одевался мастер небрежно и в конце концов совсем махнул на внешность рукой.
Износился галстух мой горошинкой,
К сердцу рухнул деревянный мост,
Был я раньше мальчик прехорошенький,
А теперь – теперь кобылий хвост.
С начала тридцатых годов Одарченко мучали жуткие мигрени. И именно с ними люди, близко знавшие художника, связывали все его странности и постоянные запои.
Юрий Павлович ушёл из жизни добровольно, отравившись газом.
Предполагаемой причиной самоубийства многие называли душевную неприкаянность и нелюдимость, но врачи после вскрытия вынесли свой вердикт, обнаружив запущенную виновницу сильных головных болей…
«Папа представляет голову как бокал, в котором вместо золотых рыбок полощется большой, цветной, как радуга, лисий хвост. От этого в голове какая-то тяжесть», - вспоминала дочь Сесилль.
Юрий Одарченко принадлежит к «незамеченному» поколению поэтов начала XX века, чьих книг практически не найдешь в домашних библиотеках, их не читают по школьной программе и не продают в современных сетевых книжных магазинах…
«Много, много уменьшительных, тоненькая невинная мелодия. И в каждой сказочке — сквознячок из небытия. Если это что-то напоминает, то очень отдаленно — блоковскую жуткую песенку „в голубой далекой спаленке“», — так отзывались о литературном творчестве Одарченко симпатизировавшие ему современники, в числе которых поначалу был и Георгий Иванов…
# Доброе утро, Наташа...
Да, это стихотворение Юрия Одарченко читает моя младшая дочь, которое она выучила вместе со старшей...
25.07.2021 09:43
Наталья, Россия, Москва
# Как здорово вы вместе воплотили идею знакомства с данным стихотворением.
25.07.2021 09:45
Наталья, Россия, Москва
# Жизнь исчисляют не годами,
Она течёт, как волны рек.
В них с удивлёнными глазами
Плывёт бесправный человек.
Когда река, впадая в море,
Влечёт усталого пловца,
У всех предчувствующих горе
В груди сжимаются сердца.
Но руки машут над водою,
Кругом знакомые места,
И веет новою весною...
Не ставьте над живым креста!
Жизнь исчисляют не годами,
Она течёт, как волны рек.
В них с лучезарными глазами
Плывёт бесстрашный человек.
25.07.2021 09:48
Наталья, Россия, Москва
# Очень хотелось бы увидеть его работы как художника. Ведь роспись тканей - это интересно. Но что-то в инете не нашла.
25.07.2021 11:03
Татьяна, Россия, Воронеж
# Юрий Одарченко расписывал ткани (шёлк), из которых позже кроились стильные платья для парижанок.
В интернете я нашла обложку книги, иллюстрированную автором — это фантасмагорическая картинка со страшными подземными жителями, а также снимки его рукописей, где присутствуют и рисунки...
25.07.2021 11:11
Наталья, Россия, Москва
# Как плотно заполнены страницы своим содержанием.
А обложка и правда такая своеобразная.
25.07.2021 11:43
Hanna, Россия, Москва
# Интересный автор, никогда о нем не слышала, спасибо!
Юрий Павлович считал, что «духовно развитый человек уже не может быть участником происходящего вокруг него ужаса; он может быть или пророком, или до времени только свидетелем», поэтому во время Второй мировой войны Одарченко сотрудничал с эмигрантским альманахом «Орион», где был опубликован и Иван Алексеевич Бунин…
На творчество самобытного поэта и художника оказала огромное влияние русская классика: мистический Гоголь, депрессивный Достоевский, Лермонтов, Тютчев, Козьма Прутков, Сологуб.
«Весь день стоит как бы хрустальный»,
Я вижу ясно этот день,
Деревьев стройных очертанья
И веток кружевную тень.
Иду тропою тихим шагом
И вдруг, с кулак величиной,
Каким-то бешеным зигзагом
Взлетает муха предо мной.
В хрусталь из душного застенка
Жужжа врывается она.
Зловещим натрия оттенком
Сверкает синяя спина.
И трупного удушье духа
Всемирную колышет жуть…
Огромная слепая муха
В разъятую влетает грудь.
Читая стихи Одарченко, кое-кто из его современников видел в них смесь сентиментализма и садизма, а также мрачный юмор. Другие по прочтении вспоминали скандалистов-футуристов Маяковского и Велимира Хлебникова. Некоторые же находили сходство с обэриутами (поэтическое объединение в Советской России, не знакомое Одарченко), ведь в его творчестве присутствовал и сюрреализм, и трагический гротеск, характерный для Хармса и Олейникова, а незамысловатые сюжеты восходили к детским считалочкам и «страшилкам».
Мальчик катит по дорожке
Легкое серсо.
В беленьких чулочках ножки,
Легкое серсо.
Солнце сквозь листву густую
Золотит песок,
И бросает тень большую
Кто-то на песок.
Мальчик смотрит улыбаясь:
Ворон на суку,
А под ним висит качаясь
Кто-то на суку.
Близкими по духу Юрию Павловичу оказались и русские Бодлеры, этакие садовники цветов зла – поэты Чурилин и Тиняков. Но при всём этом Одарченко обладал добрым сердцем. Он любил детей, животных и всегда им сочувствовал… У него родилось трое своих маленьких негодников от двух браков, и отцом он был очень, очень, очень заботливым.
Дьявол, дьявол, сколько дашь
За мою душонку?
А душонка не проста,
И стыдлива, и чиста —
Русская душонка!
«А зачем мне покупать
Русскую душонку?
На одном конце червяк,
На другом конце дурак —
Пробочка душонка.
Мне забавней наблюдать
За твоей душонкой:
На мгновенье в вышине,
На мгновенье в глубине,
Самый маленький грешок
Тянет книзу поплавок —
Вот твоя душонка!»
Любопытно и то, что поэт иногда бывал язвительным, как уважаемый им Владислав Ходасевич, и не чуждался пародии. К примеру, стихотворный портрет женщины с глазами, как «мухи цеце», напоминает портрет жены Георгия Иванова, поэтессы и мемуаристки Ирины Одоевцевой.
Лишь для вас мои чайные розы,
Лишь о вас все случайные грёзы.
Вы с улыбкою нежной своей,
Вы с изгибами рук-лебедей!
Ваши волосы — шёлковый лён,
Голос ваш — колокольчика звон,
А глаза на прелестном лице —
Две зелёные мухи цеце.
А стихотворение «Волчок» намекает на любимую игру взрослого Георгия Адамовича, поэта и «первого критика эмиграции».
Из всех игрушек — лучшая волчок!
Он вертится вокруг оси своей,
Он песенку поет про лебедей.
Закрой глаза и слышится ручей
Среди водой обточенных камней.
Кругом трава, цветы, лесок —
Всё это — маленький волчок.
Он вертится вокруг оси своей.
Он песенку поёт про Бога и людей,
Поёт об ангелах с крылами лебедей,
О розах и о радости детей.
Про красный, ослепительный цветок
Рассказывает маленький волчок.
Он вертится вокруг своей оси.
Ах, помощи у Бога не проси.
Нет ангелов с крылами лебедей,
И затихает сладостно ручей…
Последний вздох, последний срок
И умер маленький волчок.
В некоторых стихах Одарченко, как ни странно, слышатся отзвуки лирики Мандельштама…
Вот такая она, поэзия русской эмиграции: непростая и притягательная…
Шантаж чудесное словечко
(Из Франции занесено),
Способно погубить оно
В стадах белейшую овечку.
Какая власть дана словечку!
Из человека в человечка
Любого превратит оно.
Ему пред совестью дано
Гореть как пред иконой свечка.
Необычайное словечко!