Я ещё не рассказывала, что училась всего в шести ВУЗах?
Это была моя борьба с отцом: он хотел в семье своего юриста, а я всегда хотела в дизайн. Поступала в дизайнерский, офигевала от ежедневных натюрмортов зелёного кувшина на зелёной ткани с зелёным рисунком, где стояла зелёная тарелочка с зелёными огурцами на ней. Бросала через какое-то время шла в юридический. Там офигевала от своего страха публики и всех этих законов, вязала куклы нв перерывах между парами в машине, потом бросала этот институт и поступала на дизайнерский. Там мы мёрзли в Коломенском, рисуя часовню, а я холод просто ненавижу, какие там рисования, там что, фоткала, распечатывала дома, и обводила красками на пятёрку В общем, художник-врушка
Так я почти всё на вторых курсах и бросила, оставив пять лет юридического ради диплома отцу, чтобы отвязался, и один мой любимый Университет Харфордшира, а у нас в Москве он называется Британская Высшая Школа Дизайна /British Higher School of Art and Design (ну и после всего - закончила Развивающий курс по Системному моделированию энерго-информационных процессов, и Магистратуру по психологии развития; и ещё немного гештальта, немного семейной психотерапии, и ещё кое-что в психологии).
Когда я поступала в Британку, у отца было денег, как.. В общем, много. Когда я закончила второй курс, отец обанкротился, поэтому я пошла сразу в большую жизнь делать интерьеры. Три стоматологические клиники, квартиры. И внедряла там не то, чему меня учили (нас этому не учили в британке), а тому, с чем я сама в быту страшно намучилась.
У меня есть друзья-архитекторы из МАРХИ с классической школой, и остались контакты с однокурсниками из Британки с этой необычной для меня системой. МАРХИ крутые, и мне их знаний в голове очень не хватает - это российские ГОСТы, проектная документация, я всё беру в Интернете, и оформляю, как придумала, придерживаясь чего-то общего. Но только этого мне не хватает, и это решаемо.
В наших учебных заведениях принято зазубривать/принимать/выдавать готовые шаблоны. Наши мозги, в принципе, никого не интересуют в школе. Вот тебе материал, "скопируй его себе в голову и распечатай в день икс". Есть набор преподов, каждый отвечает за своё информационное направление.
В британке же всё иначе: там уже чуть ли ни с утра тебе дают задание. Это непонятный заголовок, типа, подставка для зонтов, или.. вешалка в ванную. И всё. Ни один преподаватель ничего не разжёвывает, не объясняет, не показывает, никаких демонстраций, никакой критики. Вообще ничего. Он - просто кто-то крутой существует в аудитории. Кроме него ещё есть огромная кладовка с кучей материалов, и куча станков. Ты можешь брать всё, и делать всё по твоему заданию.
Например, сделайте скетч-бук на тему "Капризы английского энтомолога" (мне 25, я только что после юридического).
Что такое скетч-бук? Кто такой энтомолог? В смысле, сделать что-то про его капризы? А никто не ответит. И времени в обрез. Нас примерно 30 человек. Все бегут куда-то исполнять. Поговорить некогда, да и что там обсуждать. Все такие же в панике.
Начинают делать в универе, тащат на ночь доделывать дома, кто-то остаётся ночевать, потом так там и живёт; дома - всегда по всей квартире обрезки цветной бумаги, ватмана, краски, ножницы разной остроты, обязательно хреначит принтер, разные виды скотча, клея, там же бутерброды со всеми использованными кружками, и под утро из кучи мусора достаётся нечто, что, по идее, соответствует заданной теме.
Прыг в пробку, и едем все рассказывать за трибуной, "что хотел сказать автор". Описываем свой шедевр. Все 30 по очереди.
В этот момент, вдруг, ты понимаешь про себя сам, что ты лучший, или ты худший, или у неё вот интересная какая работа, я бы так не смогла; а у неё - это же моя идея, я же могла так сделать, что же это я расслабилась и сделала так себе. И всё это.
Там мы сами себя оцениваем не кто лучше, кто хуже, а свои возможности, как я могу сделать в следующий раз! Зарождается очень здоровая творческая конкуренция.
К тому же, в такой системе наше знание не сужается до точки зрения одного препода, а расширяется на 30 точек зрения, на очень разные формы. Мы за один какой-то маленький разик, вдруг, узнаём много нового, интересного, только что кем-то придуманного и каким-то образом воплощённого в жизнь!
И так каждый день. Всегда. По всем предметам. Всегда домашка. На сон оставалось по 4 часа в сутки!
После каждого выступления нам выдаются таблицы, где мы сами себя оцениваем по разным параметрам: креативность, пунктуальность, качество, идея итп. А рядом строка, где нас оценит целый преподский состав - одна их оценка. В конце создаётся единая оценка из моей и из их, в которой мы все участвуем! Так я жила 2 года нонстопом.
ВУЗ очень дорогой. И в начале мы все протестовали, мол, за что мы тут платим, когда все преподы молчат. Потом через какое-то время мы поняли, что это дорогого стоит, когда ни один человек не мешает, не вторгается в твоё божественное пространство! Мы платили, чтобы нам помогли быть собой!
Не про систему образования, а просто про интересный для меня момент: те талантливые, кто реально умел рисовать после своих этих художественных школ (завидую, капец!), расслаблялись уже в начале, потому что они думали, что это лёгкая для них сфера, и почти все вылетели. Те, у кого с рисованием было прям ну вот совсем всё плохо, стали лучшими, потому что они пахали. Такие не просто 3 года тут отучились, а и закончили дополнительный год в Англии (ненавижу их! ), и выложили свои эти фоточки в этих четырёхуголках и в чёрных мантиях.
Учёба вся была на английском: это преподы из всех англостран, действующие дизайнеры. Иногда мы окружали их компы, и они показывали свои интерьерные или мебельные работы. Один из них рисовал маркерами, как принтер. Он мог примерно минут за 10 "распечатать" своей рукой охренительный мерседес, или какую-то космическую супермашину будущего из его головы. Авто Бог просто!
Он давал задание, например: стоят гипсовые фигуры для натюрморта - куб, шар, конус, пирамида, усечённый конус и ещё чё-нить. Они просто стоят где-то перед глазами рядом. А надо в голове (!) сложить их в одну композицию, мысленно поставить один на другой, и нарисовать так, чтобы ещё и тени все правильно ложились! Это возможно? Оказывается, да
Что мне реально дала эта школа:
- я на огромной скорости могу что-то придумать;
- могу это сделать в последний момент и качественно, аккуратно, точно;
- могу в таком режиме работать каждый день;
- владею редкой 3D программой Rhinoceros, к которой в Интернете есть куча свободных 3d моделей мебели, а если нет, то я сама могу их создать. Потому что программа эта - для ювелиров, и в ней можно творить любые штуки, покруче известного 3D-Max;
- могу выступать за трибуной и с уверенностью обосновать, как важна в жизни вот эта хрень в моей руке (на английском)
Что самого важного я взяла в Британке?
Что про хрень можно рассказывать только в её стенах. Потому что российский заказчик - это чётко, понятно, никаких ванн на потолке, никаких весёлых прыгающих букв-унитазов.
А ещё один момент я взять не смогла.
Всегда к работе должна прилагаться какая-то тетрадь или альбом с тем, как проходит твой процесс создания предмета. Черновик. Им интересно, как мы думали! Это или наброски, или записанные идеи, или куски чего-то, аппликации - что-угодно, что показывает, что ты реально можешь сидеть и думать. В этих мыслях они могут так же отметить что-то интересное, и как я делала выбор, как принимала решение, как сама отметала лишнее. Может так быть, что они там увидят что-то, что привело бы меня в большему успеху, чем мой конечный результат. Но я не могла. Не могла показывать черновики, закорючки, и какой-то мозговой штурм в виде неаккуратной хрени. Я ж реставратор книг. Ну как я могу что-то криво приклеить в какой-то бардачной тетради? Нет. Лучше ставьте два.
Я реально шла и просила поставить мне низкую оценку и могла вообще ничего не делать на уроке, а дома приехать и сделать сразу 2 домашки, а сон отложить до выходных.
Как-то в пробке я врезалась в машину, разбила ей бампер. Прям там в пробке мужик взял с меня денег, и потом следил за мной и бибикал, чтобы я не уснула. Это нормально для Британки. Сон - это не про них.
Если бы я вернула время назад, я не училась бы в юридическом, а пошла бы сразу в Британку, а потом - на курсы при МАРХИ. Но, жизнь - есть жизнь. Теперь мой путь - предложить британку дочке И услышать её!
# Британка - она такая, что о ней даже юристы знают) Очень крутое заведение, круче него - только Василиса с бонусом в голове вроде юрфака, реставратора и прочих знаний и опыта
19.11.2018 20:18
Виктория, Москва, м. Ховрино Анкета удалена
# Дизайн это круто! МАРХИ - это
В доме технической книги на ленинском натыкалась на учебник для архов по эргономике пространства. Оказывается все уже давно померили и посчитали
Надеюсь Вы услышите то, чем захочет заниматься Ваша дочь. Потому, что действительно, многие дети реализуют амбиции и неисполненные желания родителей. А потом приносят дипломы и идут заниматься тем, что интересно им самим. И это в лучшем случае.
19.11.2018 21:35
Василиса, Россия, Москва Анкета удалена
# Да, я ж на юридический пошла, потому что отец меня не слышал. А дочка, может, захочет стать рыбаком Куплю ей удочки и всё это
Эргономика. Я просто фанатка! Когда приезжаю в разные гостиницы, смотрю расстояние в холлах, какие проходы, какой санузел - расстояние перед коленями на унитазе, с какой стороны стоит шкаф, какой ширины кровать, высота. Одни спальни просто взрывают мне мозг своими ошибками при проектировании, а в других - я каждый раз открываю ключом дверь в номер и хожу в оргазме, насколько точно всё соблюли!
Фины в этом деле - мои кумиры!
# Ей 2 года и пять месяцев
Она пока что размазывает пластилин по всей квартире и тыкает в еду вилку обеими сторонами обеими руками
19.11.2018 22:31
Наташа, Россия, Санкт-Петербург
# Круто, когда учеба реально пригождается в жизни!
22.11.2018 11:38
Артур, Россия, Хабаровск Анкета удалена
# Во времена моей учебы, один из сокурсников, делился со мной, что в детстве мечтал стать пастухом,- свобода, костры,- романтика! Но, по настоянию родителей, поступил в ВУЗ и приходится грызть гранит науки.
Сейчас, спустя более 20 лет, трудится где-то в нефтяном бизнесе. Так что, Василиса, рыбак, конечно, профессия почетная, но сколько людей, "крутящих хвосты коровам", ныне жалеют, что не послушали в свое время родителей!
# Надеюсь, что моя дочь, окружённая красками, деревянной мебелью, и среди моих инструментов, захочет рисовать или играть на фортепиано. Уже трынькает и горлопанит песни
Ну и я тоже знаю парня, чьи родители, деды и прадеды, тёти и дяди и их соседи - все преподают в Физтех и в МАИ. А он взял и пошёл в психиатры. Они-такие: "Как??? А наука? А физика? А нобелевские премии", а вот так. А потом жизнь изменилась, он вообще в Австралию уехал.
Сейчас уже многие профессии не нужны. А что будет в будущем - неизвестно. Я вот думаю, что ортодонты хорошо зарабатывают, но мало ли, что я думаю в 2018 году
А ещё кусок из женских диалогов:
"Какая разница, какое у тебя образование. Всё равно борщи варишь".
"Зато, я варю их генералу"
22.11.2018 12:32
Артур, Россия, Хабаровск Анкета удалена
# Василиса, не сомневаюсь, что у Вашей дочери, все будет прекрасно!
Здесь речь о самодостаточности, а не о "золотой клетке".