Как мы знаем по фильму Годзилла, размер имеет значение. Большая картина привлекает к себе внимание. Но согласно требованием классического искусства в большом масштабе можно изобразить не любую сцену.
Голландское художники 17 века написали довольно много смешных крестьян, резвящихся в кабачках. Любимая тема шутки горожанина, для которого такая картина пишется. Но эти крестьянские жанры были как правило маленькие.
Или французские живописцы 17 века братья Ленен, писавшие своих крестьян не в комическом образе, а как людей, наделенных чувством достоинства, неторопливостью движений и благородством классических героев делали свои картины небольшими.
Картина, о которой сейчас пойдет речь огромна, шесть с лишним метров на три с небольшим. Это огромны фриз. Она длинная и темная, и, казалось бы, уже очень старая, потому что темные картины у нас ассоциируются с представлением о музейном искусстве. Эта картина изображает похороны во французской деревне, точнее в деревенском городке Орнан в котором родился автор Гюстав Курбе, жители которой живут крестьянской жизнью, медленно поднимаясь над землей, становясь фермерами, владельцами небольших поместий, мечтая о том, чтобы их дети были адвокатами, судьями и переезжали в столицы.
Гюстав Курбе, родившийся в семье такого фермера, все же смог переубедить отца, что ему не нужно быть юристом и превратился в художника. Он переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Он не получил академического образования, но у него была мощная рука, очень цепкий взгляд и огромное честолюбие. Он всегда ощущал себя провинциалом, и лучше всего ему было дома, в Орнане. Он почти всю жизнь прожил в Париже, воюя с тем искусством, которое уже умирало, воюя с искусством, которое идеализирует и говорит об общем, о прошлом, о прекрасном, не замечая современности.
Такое искусство, которое скорее хвалит, которое скорее услаждает, как правило, находит очень большой спрос. Курбе был, действительно, революционером в живописи, хотя сейчас эта революционность его нам не очень ясна, потому что он пишет жизнь, он пишет прозу. Главное, что было в нем революционным, — это то, что он перестал идеализировать свою натуру и стал писать ее именно так, как видит, или так, как полагал, что он видит.
Эта картина, в общем довольно парадоксальное явление. Огромный холст, занятый почти пятьюдесятью персонажами в натуральную величину, которые собрались что бы кого-то похоронить. Они стоя в ряд, не выделяясь и не поднимаясь друг над другом. Это монотонная череда одетых в черное, держащих лицо, провинциальных, сельских, французских буржуа. Каждый из них похож на себя. Это почти пятьдесят портретов.
Там есть мэр, который стоит в центре и весит 160 килограммов как мы знаем от самого Курбе. Рядом с ним стоит одетый в черное помощник мирового судьи. И про него мы тоже знаем, что это двоюродный брат философ Прудона, с которым очень дружил Курбе, веривший в то что Прудон понимает, что такое искусство. Не понимал. Там есть священник, там есть сестры Курбе, там есть его родня, соседи и близкие. И мы знаем, что горожане которых он не собирался почему-то писать очень, огорчились и настаивали на том чтобы появиться в этой картине.
Картина поражает своей монотонностью. Она поражает тем что в ней нет никакого действия. Они стоят и присутствуют при моменте, когда слева несколько носильщиков одетых в траур вносят гроб, который должен быть опущен разрытую на переднем плане могилу. Единственный кто выделяется из этой толпы стоящий на одном колене могильщик, только что выкопавший из земли череп, лежащие на переднем плане. Они ничего не делают. Они ждут. Они даже не вместе.
Курбе писал ее родном городе, в маленькой мастерской, в который холст влез с трудом и у него не было отхода 4 метра для того чтобы взглянуть на всю эту картину. Может быть отчасти от этого возникает ощущение толпы, но я думаю, что это некая спутанность композиций нарочитый прием Курбе и он стремится избежать принужденности.
Композиция академической картины, которую унаследовала, и романтическая живопись - это придуманная, выстроенная, центростремительная композиция, в которой доминирует воля художника. Курбе пытается воссоздать перед нами парадоксальную вещь. Монументальное изображения повседневного события. Делая этот холст колоссальным, он заставляет нас рассматривать жизнь как она есть. Волей-неволей мы останавливаемся на чопорных, довольных собой лицах французских сельских буржуа. Мы смотрим на красный 13-сантиметровый толстый нос хорошо прикладывающегося к кальвадосу церковного причетника. Есть основание полагать, что люди, запечатленные на этом полотне так, были рады узнать себя.
Когда Курбе выставил эту картину в Безансоне, в провинциальном центре своего родного края она была воспринята с благодарностью. Люди узнавали себя, своих близких, соседей и были рады тому, что они запечатлены такими как они есть, с их успехом, с их лицами, узнаваемыми. Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Она шла против всего к чему парижская публика на этот момент привыкла. Художников она оскорбляла отсутствием четкой композиции и грубой, плотной, пастозной живописью, которая передает материальность вещей, но не хочет быть красивой. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Поразителен был распад коммуникации между зрителями провинциальной Франции и Парижанами. Парижане восприняли изображение этой добропорядочной зажиточной толпы как изображение бедняков.
Один из критиков говорил, да это безобразие, но это безобразие провинции у Парижа свое безобразие. Под безобразием на самом деле понималось предельная правдивость. Не случайно другой враждебный критик говорил о том, что это раскрашенный дагерротип, моментальный снимок действительности, а это ровно то чего классическая теория искусства не терпит. Художник своей волей и разумом должен отбирать, он должен приводить реальность в некое соответствие с идеалом. Это ровно то, что Курбе декларативно отказывался делать, почему мы праве считать его авангардистом середины 19 века. Действительность как ее видит художник, действительность социальная, действительность повседневная. И в этом смысле поразительно простатой примитивность композиции делает эту картину исключительно сильной.
Ти Джей Кларк, английский историк искусства, который вернул Курбе в поле актуального искусства и в поле актуального исследования полагает что Курбе опирался на народные картинки изображающие различные процессии погребения. Народные художники художника французских лубков не выделяет главное и второстепенное. Может быть это и так. Известно, что народная визуальная культура для Курбе было важным источником образов и символов, но подойдет прислушаться к словам и Мэри Кассат, американской соратницы импрессионистов которая увидев эту картину сказала, что она античная.
Действительно, Курбе, казалось бы, монотонно перечисляя персонажи создает в то же время плавный, мерный, величественный, монументальный ритм голов и фигур, который поддержан линией гор на заднем плане, который напоминает о античных рельефах, изображающих погребальные или торжественные шествия. Курбе не навязчиво опираясь на интуитивно усвоенные традиции голландского группового портрета 17 века и голландского реализма, античную и народную, создает монументальное изображении современной действительности. Срез социальный и психологический срез реальности. Он заставляет зрителя, привыкшего к богам и героям смотреть на современность в упор и ценить в ней именно то чем она не похожа на другие эпохи, ее повседневность, посюсторонность, характерность и некрасивость.
Французские салоны знали изображение крестьян, тяжело крестьянского труда, бедных крестьян, но образ этих крестьян был общепринятым. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Это был взгляд несколько сверху. Человек, который сочувствует по определению находятся в приоритетной позиции, а Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Его персонажи величественные и монументальные, игнорируют своих зрителей. Они не позволяют установить с ними такой контакт, который делает их частью привычного мира. Они очень властно ломают стереотипы. После этой картины один из не многих критиков которые поняли, о чем живопись Курбе сказал, Курбе ворвался во французское искусство так как в стену вылетают ядро со времен Плота Медуза Жерико не было создано ничего равного.