Про луну
«Луна в каком-то смысле может рассматриваться как седьмой континент Земли. Я хотел бы сделать такой прогноз: к середине XXI века разгорится конкурентная борьба за овладение районами вблизи лунных полюсов и за возможность создания лунной базы, что будет напоминать борьбу за арктический шельф, который сейчас стал зоной экономических интересов многих стран», – сказал ученый, передает ИТАР-ТАСС.
По словам Зеленого, уже доказано, что на полюсах Луны находится большое количество льда, в котором могут быть следы жизни. Кроме того, Луна богата самыми различными ресурсами, в том числе редкими металлами.
«Конечно, вопрос экономичности и доставки когда-то выйдет на первый план, но если другой альтернативы не будет, то лунные ресурсы – это хороший способ решения проблем редких металлов на Земле», – отметил директор ИКИ РАН.
Кроме того, по его словам, лунная база может фактически заменить Международную космическую станцию или дополнить ее.
При этом российский опыт длительных космических экспедиций может быть востребован. Ученый напомнил, что в настоящее время в России разработана серьезная космическая программа по исследованию Луны. Она предусматривает запуск одного орбитального и двух посадочных аппаратов, которые должны приземлиться и взять пробы грунта у Северного и Южного полюсов Луны. Программа рассчитана до 2023 года и, по словам Льва Зеленого, вернет России лидерство в космических исследованиях.
ВЗГЛЯД: Александр Борисович, а вы согласны, что к середине века борьба за Луну обострится?
Александр Железняков: Да, в определенной степени я соглашусь со Львом Зеленым. На мой взгляд, Луна – это одна из ближайших целей человечества. А если оценивать, почему мы так все к ней стремимся, я бы выделил несколько основных моментов. Во-первых, она может стать полигоном для испытаний космической техники, как ныне существующей, так и перспективной. Особенно той, которая предназначена для полетов к дальним планетам.
Во-вторых, на Луне сложились если не идеальные, то весьма благоприятные условия для проведения научных исследований, в частности астрономической деятельности. Оттуда очень удобно наблюдать за дальним космосом, другими галактиками. И если удастся установить на обратной стороне Луны большой телескоп, мы очень многое узнаем о нашей Вселенной.
ВЗГЛЯД: А что вы можете сказать о полезных ископаемых на Луне?
А. Ж.: Луна является очень перспективным объектом для разработки природных ресурсов. Пока мы в полной мере не знаем, что можно там найти и разрабатывать, но, действительно, есть весьма распространенные предположения о том, что, когда Земля в какой-то мере истощит собственные ресурсы, людям придется начать искать их в космосе. А Луна к нам ближе всех из небесных тел. Поэтому на нее все обратят внимание в первую очередь.
ВЗГЛЯД: И что тогда будет? Война за ресурсы?
А. Ж.: Из-за ресурсов всегда возникают проблемы. Проблемы приоритетности, проблема права собственности. Может быть, это начнется не в середине века, а чуть позже, но подобные сценарии вполне реальны. При этом мне бы хотелось надеяться, что до военных действий все-таки не дойдет, борьба за ресурсы завершится мирно, дипломатическим путем.
ВЗГЛЯД: А почему академик Зеленый говорил, что особенная борьба развернется именно вокруг лунных полюсов?
А. Ж.: Дело в том, что в районе полюсов сосредоточено самое большое количество воды. А это один из тех элементов, которые позволяют и жить на Луне, и работать. Завозить ее с Земли в больших количествах довольно сложно. А если она будет прямо там, под рукой, то экономический эффект от строительства своей базы именно в районе полюса очевиден.
ВЗГЛЯД: Заменит ли, на ваш взгляд, лунная база МКС?
А. Ж.: В любом случае с нынешней МКС они точно не пересекутся по времени. Создание лунной базы – не такой быстрый процесс. Если оно начнется на рубеже 2020–2030-х годов, то в полной мере функционировать она начнет лишь к 2040 году. МКС же с учетом даже продления своего ресурса к тому времени летать уже не будет. Может быть, лунная база будет работать параллельно с какой-то совсем новой станцией или космическим аппаратом, который расположится на орбите или, например, как некоторые предлагают, в точке Лагранжа. Конечно, и МКС, и лунная база имеют свою специфику.
ВЗГЛЯД: Как вы можете оценить российскую лунную программу в сравнении с другими космическими державами?
А. Ж.: Тут нужно учитывать не только то, как обстоят дела сейчас, но и тот багаж, который был накоплен за предыдущие годы. Мы в свое время очень активно осваивали Луну, было много полетов, и нынешние отечественные проекты во многом базируются на той хорошей базе. Если говорить, например, о китайцах, то они тоже во многом повторяют то, что мы когда-то уже делали. Но здесь, я думаю, мы все-таки немного их опережаем. У американцев, как вы знаете, была программа «Аполлон», они отправили на Луну человека, у них тоже серьезный багаж знаний накопился. Расставляя три эти страны, которые являются основными игроками в деле освоения Луны сейчас, я бы, наверное, на первое место поставил США, потом – нас, на третье – Китай. Но отставание между ними минимально