Троянская война, как известно, длилась долгих десять лет. Все знают эту историю. Целых десять лет ахейцы пытались захватить неприступный город, тысячи героев полегли с обеих сторон, были и жаркие битвы, и споры богов, и ссоры среди товарищей, и предательства….. Троянская война стала источником сотен и сотен легенд, преданий, афоризмов. И казалось, что илионская твердыня никогда не покорится грекам, но…. Но хитроумный Одиссей нашел способ.
По его предложению ахейцы имитировали отступление и бегство. А на берегу оставили огромного деревянного коня, как дар Посейдону за счастливое возвращение домой. Внутри же коня притаились отборные ахейские гоплиты. Когда троянцы клюнули на наживку, внесли коня в город, разобрав часть стены, а после пира крепко уснули, то греки вылезли наружу и открыли ворота своим войскам. Так пала священная Троя.
Эту историю знают все (не беру в рассмотрение клинических бездарей, конечно). Всем известно и значение фразы «троянский конь», т.е. подарок, приносящий беду. Но если спросить: а почему Троя пала именно из-за коня? Почему именно конь?! Тут, как правило, ответа не находится.
Еще с античных времен мыслители бились над этим вопросом. Была масса самых разнообразных версий: боевая башня ахейцев была выстроена в форме коня, ахейцы смогли проникнуть в Трою через тайный ход, который располагался под черепом коня, на щитах ахейцев и на их плащах было изображение коней…. Но все как-то звучит невнятно. Одно лишь точно – ахейцы оставили некого коня, при помощи которого и овладели Троей. Конь стал синонимом великой военной хитрости. И конь этот был – дар богам, который игнорировать троянцы не могли. Но почему конь?! Не бык, не кит, не лев? Быть может, тут отголоски древней легенды, по которой троянский царь Лаомедонт обманул самого Геракла и «зажал» обещанных ему белых коней? А Геракл убил его и посадил на трон Приама, при котором Троя погибла из-за КОНЯ?
А возможно, символ коня, как и самой Трои, намного сакральнее и мистичнее? Ведь образ коня, согласно многим древнейшим верованиям – путь перехода в иные, запретные для смертных миры: вспомните, хотя бы, коня Бурака, который смог перенести Мухаммеда на небеса. Тогда гомеровские «Илиада» и «Одиссея» приобретают более глубинный смысл (хотя, о тех событиях писали еще задолго и до Гомера).
Троя была неприступным местом, запретным местом, в которое не могла проникнуть нога простого смертного. Именно поэтому целых десять лет ахейцы безуспешно пытались овладеть городом. И им, чтобы проникнуть в город, потребовался сакральный, мистический перевозчик – КОНЬ. Это уже мифологический пласт тех событий. И тогда троянская война – это уже не просто разборки ахейцев с троянцами из-за Елены, а события вселенского уровня, означавшие гибель одного мира и рождение другого. Тут уже идет столкновение двух полюсов бытия, облаченное в тогу простой войны. Кстати, Гомер намекал на это и многочисленностью ахейского ополчения – 100 тысяч воинов. Да, гипербола. Но зачем из-за одной смазливой девахи и одного, пусть и большого, города собирать такую армаду?
Речь уже идет о смерти прежнего мира, с его героями (которым изначально богами было предсказано погибнуть в этой войне), и о рождении нового мира. Практически все великие герои Греции и Илиона находят свою гибель под стенами Трои. А остальные погибнут на пути к дому или спустя какое-то время после возвращения домой. В троянской войне, тогда, не оказалось ни победителей, ни побежденных. Они все ушли в небытие вместе со своим героическим веком. Это был конец эпохи героев. Троя погибнет в огне вместе с ахейско-микенской цивилизацией, которую захлестнут орды дорийцев. Тут виден рубеж между архаической, микенской и новой, классической Грецией.
Из всех героев той войны выживут лишь двое: Эней, который, сбежав из горящей Трои, даст начало Великому Риму, Великой Римской Цивилизации, и Одиссей, который будет много лет скитаться по ранее неизвестным морям и землям, чтобы в нем умер прежний и родился новый герой – исследователь, храбрец, Человек.
Троянская война – это символ. И КОНЬ в нем – главный персонаж. Символ того, что старый, архаический мир героев, зависимых от воли богов, мир таинств и чудес безвозвратно ушел в небытие, уступив место новому миру, классической Греции, миру героев, способных самим творить свою судьбу и вступать в схватку с богами, выходя из нее победителями.
Садясь в коня, ахейцы еще принадлежали древнему миру богов и волшебства. Выйдя из него, они вошли в новый мир, мир не древних Богов, а смелых Людей.