загрузка
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Это как ни странно снова я и всем воскресным форумчанам(кам) ,мой гдепаповский пролетарский *трям*. Буду краток т.к и без моих отступлений сейчас будет много букв. Прочитав пост на тему *блуд*,я вспомнил одну статью о том как было раньше. Как раз и про церковь,и тема о ближайшем празднике пасхи,и о том как строились отношения церкви и паствы,когда проповеди были не по интернету,а у священнослужителей не было лексусов. Короче возможно кому-нибудь будет интересно.
Итак,Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине
раньше все было правильно,а сейчас...


Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие — священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.

Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?

Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли.

Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).

У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).

Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком). Но это и было причиной жестокой фрустрации — в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки.

Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.

К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно — все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.
На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.

Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян — но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.
erohov(c)
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Василий, Словакия, Братислава, 65 лет
Василий, Словакия, Братислава, 65 лет.
 
Спасибо Андрей. Замечательное пояснение!
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Василий, Словакия, Братислава писал:
Спасибо Андрей. Замечательное пояснение!
да вроде не за что. это все некто Ерохов
Павел, Санкт-Петербург, м. Парк Победы, 48 лет
Павел, Санкт-Петербург, м. Парк Победы, 48 лет.
 
Что-то у нас сегодня всё обсуждения религии идёт. Великий пост, видно, оказывает своё действие!
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Павел, Санкт-Петербург, м. Парк Победы писал:
Что-то у нас сегодня всё обсуждения религии идёт. Великий пост, видно, оказывает своё действие!
ну не хоккей же обсуждать. там вроде хотят забрать медали нашей сборной
Ольга Сорочкина, Россия, Москва, 41 год
Ольга Сорочкина, Москва, 41 год.
 
Для андрей, Москва, м. Ленинский проспект:

Очень интересно. Спасибо,что поделились
Елена, Россия, Москва, 45 лет
Елена, Москва, 45 лет.
 
Мы в Белоруссии сейчас. И здесь то же самое на Крещение. Священник ходит собирать "дань". В этом году ходил и в середине февраля. Не важно, что уже месяц прошел после Крещения - деньги вынь да положь. Причем "мзду"... устанавливает сам (!) И немалую для местных. Не пьет, но пробегает по дому за две секунды.
Елена, Россия, Москва, 45 лет
Елена, Москва, 45 лет.
 
андрей, Москва, м. Ленинский проспект писал:
ну не хоккей же обсуждать. там вроде хотят забрать медали нашей сборной
Как, уже?)))))
P.S. Мне казалось, что они уже до награждения хотели это сделать - тянули с церемонией.
Инга, Тилимилитрямдия, 51 год
Инга, Тилимилитрямдия, 51 год.
 
андрей, Москва, м. Ленинский проспект писал:
ну не хоккей же обсуждать. там вроде хотят забрать медали нашей сборной
Откуда инфа? Что опять не слава Богу?
Дарья, Россия, Москва, 38 лет
Дарья, Москва, 38 лет.
 
Спасибо! Очень интересно!
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Мы в Белоруссии сейчас. И здесь то же самое на Крещение. Священник ходит собирать "дань". В этом году ходил и в середине февраля. Не важно, что уже месяц прошел после Крещения - деньги вынь да положь. Причем "мзду"... устанавливает сам (!) И немалую для местных. Не пьет, но пробегает по дому за две секунды.
А буквально пару лет назад там вместо него дети колядовали
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Инга, Тилимилитрямдия писала:
Откуда инфа? Что опять не слава Богу?
Говорят они нашего гимна спели куплет, но вроде обошлось.
Елена, Россия, Москва, 45 лет
Елена, Москва, 45 лет.
 
андрей, Москва, м. Ленинский проспект писал:
А буквально пару лет назад там вместо него дети колядовали
Дети сейчас ходят с "распродажами". Насыпают в коробку разный хлам, игрушки старые и ходят по домам продают.
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года
андрей, Москва, м. Ленинский проспект, 42 года.
 
Елена, Россия, Москва писала:
Дети сейчас ходят с "распродажами". Насыпают в коробку разный хлам, игрушки старые и ходят по домам продают.
Это в в Минске?
Елена Московская, Россия, Москва, 45 лет
Елена Московская, Москва, 45 лет.
 
андрей, Москва, м. Ленинский проспект писал:
Это как ни странно снова я и всем воскресным форумчанам(кам) ,мой гдепаповский пролетарский *трям*. Буду краток т.к и без моих отступлений сейчас будет много букв. Прочитав пост на тему *блуд*,я вспомнил одну статью о том как было раньше. Как раз и про церковь,и тема о ближайшем празднике пасхи,и о том как строились отношения церкви и паствы,когда проповеди были не по интернету,а у священнослужителей не было лексусов. Короче возможно кому-нибудь будет интересно. Итак,Перов. Сельский крестный х
Точно, Россия - необычная страна. Поэтому нас и завоевать невозможно и на Олимпиаде оставить без наград нельзя, а без флага и гимна можно...
Россия такая одна и думаю больше такой страны не будет нигде и никогда. У нас свой, особенный путь развития, своя история, своя религия и свое духовенство, у нас необъяснимый и никому неподвластный народ, верящий в царя-батюшку... И много чего ещё необычного, своего, колоритного, россейского, и если кто захочет нашу страну уничтожить, то ничего у них не получиться, потому что мы особенные и нас просто так не победишь.
Надо гордиться что мы такие, гордиться своей страной, знать и понимать свою историю. Это наверное будет более патриотично, чем ходить на выборы между точнопрезидентом (1 человек) и якобыопозицией (19 человек).
Наболело, извините...
Андрей, Россия, Новосибирск, 40 лет
Андрей, Новосибирск, 40 лет.
 
Церковь изначально создавалась как инструмент управления смердами с самопровозглашенными служителями перед Богом. В современных церквях ничего святого, мало уже осталось тех кто для людей живет и помогает общению с Богом, а вроде как главная цель церкви должна быть помошь общения с Богом и впустить в себя его - любовь. В реали сейчас общяковских разруливают и братаются с понятиями зоны. Многое видел не по наслышке, и грязь одна сейчас там. Даже те кто приверженцы и посвятили жизнь служению, уже и вылезти из этой общей массы грязи не могут. По библейки большую часть давно камнями забить надо. Плохо что у нас института семьи не осталрсь. С капиталистической демократией вымирание и деградация церкви неизбежна, при отсутсвии партии и институтов семьи комунизма вообще последние традиции разлогаются и аыростает поколение на понятиях чернухи и блядства, даже бредятину придумывая и подменяя понятия. Деградация семейных ценностей не избежна. Искрене жаль поколение моих детей, сложно придется им найти свои половинки и не запачкаться грязью общей массы. Мне кажется еще чуть чуть и европейскую часть заполонят психически больные и конченые изнью толерантики. Радует что в сибирь не одно поколение еще не предет эта грязь, ибо тут не церемонятся с тухлятиной...
Печально все это, раньще конечно воздух чище был и вода слаще по мнению многих, но это еще ни что по сравнению что будет уже через 10 лет с диградацией семейных ценностей и их институтов, в том числе церковью.
Ирина, Кыргызстан, Бишкек, 39 лет
Ирина, Кыргызстан, Бишкек, 39 лет.
 
Андрей, Россия, Новосибирск писал:
Церковь изначально создавалась как инструмент управления смердами с самопровозглашенными служителями перед Богом. В современных церквях ничего святого, мало уже осталось тех кто для людей живет и помогает общению с Богом, а вроде как главная цель церкви должна быть помошь общения с Богом и впустить в себя его - любовь. В реали сейчас общяковских разруливают и братаются с понятиями зоны. Многое видел не по наслышке, и грязь одна сейчас там. Даже те кто приверженцы и посвятили жизнь служению, уже
Это хорошо,что хоть в Сибирь не сунется никто. А если ваши дети захотят переехать? Лучше уж конечно не защищать от всего этого, а наоборот рассказать и научить различать хорошее и плохое, настоящее и выдуманное. В каждом времени были плохие моменты, и этот переживём. Обязательно кто-нибудь что-нибудь придумает еще)) и плохое и хорошее
Елена, Россия, Новосибирск, 37 лет
Елена, Новосибирск, 37 лет.
 
Ирина, Кыргызстан, Бишкек писала:
Это хорошо,что хоть в Сибирь не сунется никто. А если ваши дети захотят переехать? Лучше уж конечно не защищать от всего этого, а наоборот рассказать и научить различать хорошее и плохое, настоящее и выдуманное. В каждом времени были плохие моменты, и этот переживём. Обязательно кто-нибудь что-нибудь придумает еще)) и плохое и хорошее
В Сибири ещё Тайга есть sarcastic_rt_50.gif туда точно ничто не проберется.
Андрей, Россия, Новосибирск, 40 лет
Андрей, Новосибирск, 40 лет.
 
Ирина, Кыргызстан, Бишкек писала:
Это хорошо,что хоть в Сибирь не сунется никто. А если ваши дети захотят переехать? Лучше уж конечно не защищать от всего этого, а наоборот рассказать и научить различать хорошее и плохое, настоящее и выдуманное. В каждом времени были плохие моменты, и этот переживём. Обязательно кто-нибудь что-нибудь придумает еще)) и плохое и хорошее
После завтра отдельно тему создам с длинно постом и своем мнении на обсуждение общественности. Давно хотел...
Новых ответов пока нет.

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте. Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить
Логин, email или телефон
Пароль
Закр