В своей увлекательнейшей книге по эволюционной психологии Blueprint: How DNA Makes Us Who We Are (Эскиз: как ДНК делает нас теми, кто мы есть) генетик и психолог Robert Plomin обобщает 40-летний опыт своей работы. Он, как и многие другие психологи, начал подтверждать гипотезу о важности и определяющей роли окружающей среды для дифференциального формирования поведенческих признаков у человека (например, успеваемости в школе), но в результате, опираясь на свои и многочисленные другие исследования, пришел к выводу, что важнейшую роль в формировании поведенческих признаков играют гены. Окружающая среда важна, но не делает разницы (nurture is important, but doesn’t make difference).
Основными двумя инструментами для аргументации такого своего заключения стали исследования с участием приемных детей и исследования на близнецах, особенно близнецах, усыновленных разными приемными семьями. Например, исследования показали, что воспитание практически не оказывает влияние на успеваемость в школе. Успеваемость и тесты на интеллект у приемных детей соотносились с успеваемостью и тестами на интеллект биологических родителей, нежели воспитательным усилиям приемной семьи. Забавно, что даже длительность просмотра телевизора хорошо соотносится с предпочтениями родителей, даже если ребенок растет в приемной семье. И наоборот, показана удивительная конкордантность в физических (например, масса тела) и психических характеристиках однояйцевых близнецов, даже если они воспитываются в разных условиях.
Автор доказывает, что успеваемость в школе является заслугой родителей лишь в том смысле, что они передали ребенку соответствующие гены, тогда как воспитание / внешняя среда, несмотря на то что важны сами по себе, не делают разницы. Другими словами, нельзя воспитать усердие, если у ребенка нет на то генетических / биологических предпосылок. Более того, с возрастом мы все больше начинаем отражать то, что заложено генами (возможно, в связи с тем, что с возрастом все большее число генов пенетрируют). Например, если в возрасте до 2–3 лет можно за счет внешних усилий (воспитания) добиться существенного превышения умственных способностей по сравнению с предсказываемым с помощью генетического анализа (высокая вариабельность), то к 10–12 годам различия между внешне формируемыми интеллектуальными достижениями и прогнозируемыми на основании генетических характеристик снижаются (уменьшается вариабельность), а к 18 годам и далее умственные способности соответствуют тому, что заложено генами (популярные истории, что в младшей школе ребенок учился хорошо, а к старшим классам «испортился»). Интересно отметить, что данное правило работает в обоих направлениях: если ребенок в детстве недополучил образования, но в нем заложена биологическая тяга к познанию, то по мере взросления он доберет свое (скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик).
https://www.audible.com/pd/Blueprint-Audiobook/0141989351....-6880-467a-b5a7-13cef5d729fe&pf_rd_r=ADFRF33KCGHPAJ43EP49