http://eldjernon-oleg.livejournal.com/364961.html
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 77 лет. Он был безоговорочным кумиром нескольких поколений советских людей, а потом россиян, и сейчас его строчки вроде
«лучше гор могут быть только горы», или
«жираф большой — ему видней», знают даже те, кто их никогда не слышал. Что лишний раз доказывает: поэт в России — больше чем поэт. Особенно, если он при этом еще и певец…
Для нас же Высоцкий был неотъемлемой частью повседневной жизни, несмотря на то что осознание его значимости пришло уже после его смерти. Вписался он в круг наших интересов как-то незаметно. Мы ещё не знали имён кинозвёзд и не запоминали слова песен, а уже смотрели «Ну, погоди!», где в первых же кадрах волк карабкается по верёвке на балкон под музыку из «Вертикали». (Кстати, озвучивать этого персонажа, согласно первоначальной задумке режиссера, должен был именно Высоцкий, а не Папанов, и образ срисовывался фактически с него!)
Высоцкого слушали на кассетниках и проигрывателях герои некоторых фильмов из школьной жизни. Ну а когда пришло время для взрослого кино, трудно было не попасть под обаяние ершистого сыщика Глеба Жеглова из сериала «Место встречи изменить нельзя», пусть и перемудрившего немного в истории с подброшенным кошельком и склонного подозревать невиновных, но честного, смелого и мужественного.
В девять лет фильмы смотрят не ради играющих в них актёров, а ради интересной истории. Поэтому, не зная исполнителя роли нашего любимого героя, мы уже жили в эпоху Высоцкого.
Жил в эту эпоху и взрослый мир, но почему-то делал вид, будто этого не замечает. Правда иногда всплывала только на уровне тайных знаков для узкого круга знатоков. Допустим, идёт по телевизору программа «Служу Советскому Союзу!» – еженедельный слащавый рекламный ролик Министерства Обороны, длиной в целый час, и где-то ближе к концу начинается сюжет о плановых учениях в Северокавказском военном округе.
В течение пяти минут камера показывает, как рота десантников, состоящая, конечно же, из одних только отличников боевой и политической подготовки, проваливаясь по колено в вязкий снег, штурмует горный перевал, а за кадром звучит:
«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» И на календаре 25 января – день рождения опального барда, и всем знаком этот хриплый голос, и понятно, почему именно сегодня и именно в таком контексте….
По той же причине – без громких анонсов, но всегда с расчётом на успех, телевидение регулярно в июле и в январе показывало то «Место встречи», то «Маленькие трагедии», то «Хозяина тайги». А на витринах всех пластиночных магазинов, на самом видном месте красовался скромно оформленный, лишённый всяких предисловий и аннотаций диск «Владимир Высоцкий. Песни».
Пластинки состояли из записанных с джазовым ансамблем «Мелодия», отчасти тщательно отцензурированных, отчасти позаимствованных из фильмов песен. Но почему-то даже мне, тринадцатилетнему школьнику, ничего не смыслившему в поэзии, сразу бросилось в глаза, насколько всё это непохоже на слышанное прежде. Всё-таки как бы комсомольская пресса не стыдила западный шоу-бизнес за все смертные грехи, массовая советская песня вполне соответствовала распространенному в западной поп-музыке понятию «изи лиснинг» (от англ. «easy listening» – «лёгкое слушание, ненавязчивое восприятие»).
Это значит, что эстрадный хит должен создавать приятный фон для работы и отдыха, но ничем не отвлекать, не раздражать, не загружать сложными мыслями. Никаких неожиданных сюжетных поворотов в текстах, никакого намёка на психологию! Абстрактный Он – без возраста, профессии и почти без половых признаков, любит такую же абстрактную Её, а она танцует с другим – вот и всё содержание!
Высоцкий же предлагал совсем другую лирику:
«Укр-р-раду, если кр-р-ража тебе по душе! Зря ли я столько дней р-разбазарил?..» – в этой рычащей первобытной страсти присутствовало куда больше правды, личного опыта и понимания, что для настоящей любви не должно быть ни границ, ни предрассудков.
Ещё удивительнее обстояло дело с военными песнями. Вроде бы все уже привыкли и не удивлялись, что в большей части музыкальных посвящений героям Великой Отечественной действовали не люди, а на минуту ожившие памятники, и если кто-то из поэтов-песенников осмеливался описывать
«праздник со слезами на глазах» или как
«враги сожгли родную хату», у них начинались большие проблемы. А тут в песне «Он не вернулся из боя» солдат переживает гибель однополчанина, которого при жизни недолюбливал, не понимал… Негероический сюжет какой-то – а почему-то зацепил крепко, больно!
Вообще, все герои Высоцкого жили в мире, где не было однозначных ответов на вопросы, где каждый сам выбирает, лезть ему в гору или умирать дома от водки и от простуд, иметь своё мнение или полагаться на подсказки тех, «кому видней», делать добрые дела здесь и сейчас или дождаться следующей инкарнации… В этом мире живёт каждый подросток – и потому плёнки Владимира Семёновича крутились на всех магнитофонах наряду с подпольными советскими и модными зарубежными рок-группами.
Он оказался единственным из бардов, которого мои ровесники сразу признали своим кумиром. Наверное, Галич, благодаря своей вопиющей немузыкальности, был куда сложнее и ближе к большой литературе, но его реальность для начала 80-х уже казалась уходящей натурой. Окуджава с его призывами говорить комплименты казался слишком благостным, Ким – чересчур наивным, недаром же его «Рыбу-кит» так часто распевали в детских телепрограммах.
Визбор, Клячкин и Городницкий вообще не вызывали никаких эмоций, поскольку для их понимания нужен был какой-то другой жизненный опыт. А песни Высоцкого, имевшие хождение исключительно на самиздатовских кассетах, помимо всего прочего содержали немало информации, которой не найдёшь ни в газетах, ни в книгах.
Скажем, песня «Все срока уже окончены» рассказывала о том, как в начале войны на фронт прямо из лагерей призывали уголовников. О том, какие масштабы имело это явление, мы прочтём значительно позже – в «Сучьей войне» Варлама Шаламова. А тогда потрясением было узнать хотя бы об одном подобном факте.
Или вот ещё – эпизод битвы за Кавказ, когда наш боец вдруг вспоминает:
«А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою. Он падал вниз, но был спасён, а вот сейчас, быть может, он свой автомат готовит к бою…». В недолгий период, когда дружба Советского Союза с нацистской Германией переживала расцвет, немецкие альпинисты действительно совершали восхождения вместе с советскими, благодаря чему многому научились и неплохо подготовились к походу на южном направлении. Но где ещё можно было узнать такие подробности, если сама тема пакта Молотова-Риббентропа не подлежала обсуждению?
А ещё Высоцкий поражал воображение своей энциклопедической универсальностью. Не было эпохи, в которую бы он не переносился мысленно – от каменного века до далёкого будущего, когда можно будет запросто поболтать с представителями внеземных цивилизаций, не было профессии, о которой он бы не спел – от вора-карманника до шофёра-дальнобойщика, не было характера и настроения, которых бы не мог передать средствами поэзии и музыки.
Ну, и, конечно же, подача песенного материала. Называйте это как угодно – драйвом, эмоциональным взрывом, привычкой работать на износ, но такой энергетики у других бардов почему-то не наблюдалось. И весь феномен русского рока, выращенного и взлелеянного моим поколением, имел ярко выраженные «высоцкие» корни. Макаревич и Градский – особенно в саундтреке к фильму «Узник замка Иф», Шевчук и Башлачёв, Кинчев и Летов – каждый почувствовал и пропустил это через себя как-то по-своему, каждый взял из этой сокровищницы что-то близкое лишь ему.
Кому-то ближе эстетика «обнажённого нерва», кому-то – философский взгляд на жизнь, но все они – выпускники одной и той же школы, продолжатели одного общего дела. От Высоцкого произошла и значительная часть так называемого «русского шансона», а также кое-кто из звёзд «восьмидесятнической» поп-эстрады – по крайней мере Олег Газманов точно бы не написал и половины своих песен, имея других предшественников.
Жаль только, что оценить творчество барда с литературной точки зрения у нас возможности не было. Единственный – причём изданный уже посмертно, сборник стихов «Нерв» – карманного формата, в красной обложечке и с предисловием самого Роберта Рождественского, поставить у себя на книжную полку дома могли только немногие избранные. Остальные, если посчастливится, ксерили или распечатывали тексты на машинке.
Помню, как однажды знакомый приволок мне толстую кипу машинописных листов – самиздатовскую копию «Нерва», и оставил на пару дней почитать и, может быть, перепечатать. Поскольку машинка у меня появилась всего каких-то месяца три назад, и печатать на ней я даже одним пальцем ещё не умел, было очень жаль, что с подобной работой мне не справиться.
К счастью, в начале перестройки в свет вышло второе издание, ставшее куда более доступным широким массам – в том числе и мне. В студенческие годы, с какой бы иронией я ни относился к разным приметам и суевериям, в одну примету я верил твёрдо – на экзамене меня ждёт удача, если в сумке между учебниками и конспектами будет лежать «Нерв».И пускай голова гудит после бессонной ночи, и все мысли вразброд, и содержания половины билетов ты не помнишь – перед тем, как шагнуть за дверь аудитории, пристройся где-нибудь в коридоре у окна, чтобы пробежать по строчкам открытой наугад страницы:
"...Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути!.."
И ты моментально становишься спокойным, сосредоточенным и готовым к любым испытаниям, что иногда даже отражается в зачётке. Кстати, некоторым нашим университетским преподавателям из числа заядлых театралов посчастливилось видеть живого Высоцкого на сцене Театра на Таганке, в том числе в ролях, которые никто не догадался зафиксировать для истории на видео. Они рассказывали, как хорош был в исполнении актёра Лопахин из «Вишнёвого сада», а мы завидовали тем, кто успел родиться на двадцать лет раньше.Но время, которое выпало нам, предоставляло совсем другие возможности, о которых раньше невозможно было и мечтать. Где-то с 1988 года день рождения и смерти Высоцкого стали отмечать открыто и на всю катушку.
Телепремьера документального фильма «Владимир Высоцкий. Монолог» казалась невероятной сенсацией – ну не было ещё случая, чтобы на главном телеканале страны в течение часа пел и говорил человек с репутацией скандалиста и вольнодумца. А он пел, шутил, иногда забывал слова или прерывал выступление для того, чтобы перенастроить гитару, но технические накладки лишь усилят эффект присутствия, впечатление, будто всё происходит в прямом эфире.
Затем появится ещё несколько десятков фильмов и программ – плохих и хороших, быстро забытых и ставших классикой документалистики. Последних, к счастью, получилось много – и лучшими из них мне лично кажутся рязановские «Четыре встречи» и трилогия Николая Солдатенкова, в которых даже тема личной жизни и внутрисемейных конфликтов подавалась корректно, без «желтушного» налёта.
В то же самое время на виниле миллионными тиражами начнёт издаваться весь хоть сколько-то поддающийся реставрации архивный аудиоматериал – сборники военных песен, несостоявшийся совместный альбом с Мариной Влади, раритетные концертники и квартирники из частных коллекций…
В течение последующих пяти лет я буду гоняться за каждым новым выпуском серии пластинок «На концертах Владимира Высоцкого», в конечном счёте соберу-таки их полный комплект и пойму, что раньше ничего не знал об этой личности, что помимо всенародно любимых и постоянно цитируемых хитов осталось очень много гениальных песен и стихов, которые просто недооценили.
Один из таких забытых шедевров – «Истома ящерицей ползает в костях…», вещь, прекрасно аранжированная и записанная для одного из французских дисков, но никогда почему-то не звучавшая на концертах. Это одновременно и пронзительная история человеческого одиночества, и жёсткое, беспощадное, детально точное описание состояния депрессии, возможно, связанной и с личным наркотическим опытом автора:
«Я на коне. Толкани – я с коня! Только «не», только «ни» у меня…»
Таким же недопонятым, недослушанным – то ли из-за философской сложности, то ли из-за четко выраженного религиозного подтекста, следует считать и весь цикл песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли». А сколько, если судить по начавшим выходить в 90-х собраниям сочинений, неспетого, недописанного вышло из–под всё того же пера!.. Читаешь, слушаешь – и чувствуешь себя археологом, раскопавшим неизвестную древнюю цивилизацию…
В новой, постсоветской России поначалу даже людям, выросшим на классике авторской песни, казалось, будто сам жанр превращается в ретро. То и дело приходилось сталкиваться с мнениями, будто Высоцкий уже не актуален, ибо это ведь не о нас поётся:
«Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины…» Однако сама действительность доказывала обратное. Да, если воспринимать сатиру сорокалетней давности как зарисовку с натуры, как исторический документ, то к современному Китаю это не имеет никакого отношения.
Но если копнуть глубже – до самой сути, то у каждого времени, у каждой власти свои хунвейбины, и их совсем не китайские физиономии мы можем наблюдать на телеэкранах ежедневно в каждом выпуске новостей.
«А те, кто после нас, уже едят…» – тоже вроде бы чисто совковая зарисовка про очередь у дверей ресторана , но как часто воспринимаешь эту строчку, просматривая в прессе статистические данные о том, как преуспели в экономическом развитии страны, когда-то считавшиеся отстающими от нас по всем показателям!..
А ещё я вспоминаю август 2000 года, когда вся страна в течение недели следила за безуспешными попытками спасти подлодку «Курск». Пока оставалась хоть капля надежды, что кто-нибудь из большого экипажа выжил и снова увидит солнце, в голове у очень многих – не только у меня, крутилось:
«Спасите наши души! Спешите к нам!...»
Высоцкий по-прежнему оставался с нами. Правда, во многом это был уже просто модный бренд, который отлично продавался. Самым верным признаком этого сделалась целая армия подражателей и псевдоучеников, ворвавшаяся в отечественный шоу-бизнес. Каюсь, я как слушатель был к их нашествию не готов, и даже какое-то время мог воспринимать всерьёз позёра и пошляка Никиту Джигурду. В начале карьеры ведь он ещё не давал волю тем понтам, по которым в основном известен сейчас, и демонстрировал недюжинный талант юмориста – недаром же за спетые в прямом эфире едкие частушки про генсека и его супругу однажды даже закрыли популярную молодёжную программу Ленинградского телевидения «Открытая дверь».Увы, двадцать лет спустя уже всем ясно, что Джигурда – не просто не «Высоцкий сегодня», а полная противоположность Высоцкому. Достаточно уже того, что Никита Борисович на радость Андрею Малахову оборудует своё брачное ложе веб-камерами, а Владимир Семёнович насчёт подобного пиара придерживался иного мнения, о чём однажды и сказал в воображаемой пресс-конференции:
"...Я все вопросы освещу сполна –
Как на духу попу в исповедальне!
В блокноты ваши капает слюна –
Вопросы будут, видимо, о спальне…
Да, так и есть! Вот густо покраснел
Интервьюер: «Вы изменяли женам?»
Как будто за портьеру подсмотрел
Иль под кровать залег с магнитофоном…"
Нашёл, кого стыдить! Сорок лет спустя каждый день его рождения и смерти центральные газеты будут отмечать не перечислением заслуг перед искусством, а перечнями жён и любовниц – и поди пойми, что хуже – полное забвение или такая вот "память"!
Параллельно же будет сбываться ещё одно мрачное предсказание поэта-провидца:
«Мой отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет». Какие-то продвинутые ребята додумаются накладывать на песни, записанные под акустическую гитару, современные аранжировки и поставят производство ремиксов на поток. Получится профессионально, гладко и очень банально – но зато в формате радио «Шансон», не пускающего в эфир архаичные и технически несовершенные оригиналы. А затем начнётся эра трибъютов и пафосных мемориальных концертов, от которых станет уж совсем грустно…
Наверное, первым человеком, решившимся перепеть Высоцкого на свой лад, оказался известный московский клавишник, аранжировщик и композитор Алексей Белоносов. Дело было в 1985 году, интерпретаторы чужого материала были не в чести у публики, ждавшей свежих революционных идей, и по-своему любопытный эксперимент прошёл незамеченным. Через десять лет по инициативе Юрия Шевчука, давно уже прозванного «Высоцким в роке», был собран первый настоящий трибъют « Странные скачки» – спорный, неровный, местами просто сырой, но достойный внимания хотя бы из-за Насти Полевой, нежным детским голоском поющей что-то из «Алисы в Стране Чудес».
Потом подключились попсовики, уже почувствовавшие вкус к старым песням о главном и как раз подыскивавшие себе новую жертву. Все – от Наташи Королёвой до Бори Моисеева, гордо говорили в телекамеру, что наконец-то доросли до песен с глубоким смыслом, но, выходя на сцену, доказывали, что не доросли и вряд ли дорастут в ближайшем будущем. Многие из них просто не чувствовали эту музыку, эту поэзию и отрабатывали свои гонорары как умели.
Потом их примеру последовали барды, шансонье, драматические актёры. Теперь телевизионный караоке-бар имени Владимира Семёныча открывается дважды в год одновременно на всех каналах – и хуже этого, по-моему, могут быть только «фанерные» концерты ко Дню Победы с участием бойз-бэндов, томно поющих:
«Первым делом, первым делом самолёты, ну, а девушки, а девушки потом…»
Нет, среди кавер-версий Высоцкого встречаются очень удачные. В этих песнях есть простор для эксперимента, для актёрской импровизации, и если не стараться подражать первоисточнику, не выдавливать из себя противоестественный хрип, может получиться нечто потрясающее. На мой взгляд, самый сильный кавер в своё время сделала группа «Манго-манго» на «Солдат группы Центр». На оригинал это ни капельки не похоже. Но ребята, от которых никто не ждал ничего, кроме кавээновской клоунады, точно угадали в песне брехтовское начало, вообще очень близкое любимовскому театру – и изумительно его обыграли.
Неплохо звучат песни Высоцкого в исполнении московского актёра и барда Алексея Кудрявцева, правда, мешая ему раскрутить не менее яркие собственные сочинения. Даже Григорий Лепс, делающий далеко не всё искренне, в историю войдёт прежде всего как исполнитель «Паруса» и «Куполов» – вещей, идеально подходящих и к его мощному вокалу, и к жёстким, почти хард-роковым аранжировкам.
С выходом на экраны фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой!» начался какой-то новый этап почитания памяти Владимира Семёновича в нашей стране, возможно, этап мифологизации. Всё-таки кино – это фабрика грёз, а не учебник истории, и даже снять такой шедевр, как «Броненосец «Потёмкин» можно было лишь двадцать лет спустя после реальных событий, когда одних из прототипов уже не было в живых, а другие не имели возможности возразить, что всё было совсем не так. Не уверен, что «Живой» станет такой же классикой, но он открыл в отечественном кинематографе жанр, который на Западе процветает уже более полувека – жанр “кинобиографии звёзд».
Предприимчивые товарищи из Голливуда уже давно сняли всё, что могли, про Рэя, Элвиса и Сида с Нэнси, порой не щадя чувств фанатов и не интересуясь мнением наследников знаменитостей. (Чего стоит одно только название – «Голый Джон Леннон»?!) У нас же всё только начинается, и если учесть, что значительная часть современной кинопродукции адресована молодым, может быть, именно сейчас у нас появилась реальная возможность рассказать им, чем мы жили и кого считали героями в годы своей юности. Недаром же после премьеры фильма качать Высоцкого из Интернета стали намного активнее!
А ещё недавно в Интернете я видел ролик, где один отмороженный фюрер, на поклон к которому ездят все нацисты России, процитировав по ходу своей речи строчку из Высоцкого, цедит сквозь зубы:
«Вот жидовский гадёныш!»
Хунвейбины так нервничают потому, что боятся и ненавидят его даже мёртвым. Дитя войны, пацифист, противник любого насилия, он продолжает защищать свою родину. Забронзовевшие монументы так не умеют – в отличие от живых поэтов. Спасибо, что живой!..
«И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых.
Кони – головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок я тебе привезу –
Ты меня и из рая ждала!..»
Не могу судить, что в этих строках слышат типичные поклонники Басты, но думаю, что слышат что-нибудь очень важное. И есть надежда, что жизнь главного поэта нашего поколения продлится как минимум ещё лет на тридцать, как продлилась она для нас. Пятая, посмертная четверть пути, которая, если подумать, всегда самая трудная…