Здравствуйте, дорогие мои форумчане!
Перед Вами история создания одного из самых величайших творений в истории рок-музыки, альбома «The Wall».
Всё началось, как обычно, с малого. Инцидента, произошедшего с Роджером Уотерсом на концерте в Монреале. Во время концерта Уотерс, выведенный из себя поведением одного из фанатов, не выдержал и плюнул ему в лицо. Ужаснувшись от содеянного, Уотерс пришел к идее воздвижения стены между собой и аудиторией. Той идее, которая позже будет развита им в альбоме.
Как впоследствии вспоминал сам Уотерс:
«Мы неустанно играли перед толпами почитателей на стадионах и в огромных зрительных залах. И все время нас преследовал вопрос: Кто из них понимает нашу музыку, наши песни, и содержащиеся в ней драматические послания? Сколько из них приходят только дать выход своим чувствам… Магия рухнула под весом масс. Мы стали привыкать к росту популярности. Я ощущал на себе возрастающее отчуждение в атмосфере алчности и эгоизма, вплоть до того вечера на стадионе «Олимпик» в Монреале, когда котел моих разочарований лопнул. Какой-то бешеный фанатичный подросток прорвался за сеть загона для человечьего стада перед сценой, воплем выражая восторг перед полубогами вне его досягаемости. Доведенный его недопониманием и моим собственным попустительством, я выплюнул свою досаду ему в лицо.
Позже, той ночью в отеле, я встал перед выбором. Или не замечать этого привыкания, принимать «уютное оцепенение» и «безмагическое» существование, или взяться за поиск сути, пойти нехоженым путем, отправиться в весьма болезненное путешествие, дабы уяснить, кто я и на что годен… Все чаще казалось нам, что между группой и зрителями вырастает стена, тем более грозная, потому что невидимая. Я пришел к выводу: для того, чтобы разрушить эту стену, надо ее прежде всего показать, сделать осязаемой»
Небольшое отступление от темы. Мой любимый альбом «Wish You Were Here» родился из
ЧЕТЫРЁХ (четырёх, Карл!) нот, приснившихся Дэвиду Гилмору. Если дозрею, напишу как-нить, как создавался «Wish You Were Here». Тоже, интересная история.
Все песни были написаны Роджером Уотерсом, за исключением "Young Lust", "Comfortably Numb" и "Run Like Hell", соавтором которых выступил Дэвид Гилмор, и «The Trial», написанной в соавторстве с Бобом Эзриным .
Первый подход Уотерса к «сценарию» альбома был очень автобиографичным. Из-за финансовых неприятностей новый диск нужно было выпустить как можно скорее, а проект Уотреса был самым масштабным за всю историю группы. Нанятый продюсер Боб Эзрин помог улучшить структуру альбома, избавился от биографичности, и предложил поставить в центр сюжета человека с говорящим именем Пинк Флойд — персонажа, который объединял в себе черты нескольких людей. Каждый момент его биографии (потеря отца, детство, школа, женщины, популярность) становится отдельной картинкой, отдельной психологической травмой, отдельным «кирпичом», из которого вокруг героя строится Стена. Стена отчуждения, изоляции и непонимания, и одновременно — Стена внутренней защищенности, своеобразной бесстрастной маски.
«На самом простейшем уровне, что бы плохое ни случалось, человек все больше замыкается в себе. Символически он добавляет еще один кирпич в свою стену, чтобы защитить себя».
Роджерс Уотерс
Свою Стену Уотерс мыслил изобразить не только аллегорически — планировалось возвести на сцене настоящую преграду между группой и зрителями, постепенно скрывающую их друг от друга. Сперва Уотерс вообще планировал закончить альбом «прощанием с безумным миром» (песня «Good bye Cruel World») и оставить Стену на сцене нерушимой. Но потом Роджера убедили, что слушатели и зрители не воспримут столь гнетущую концовку.
«Да, это было бы СЛИШКОМ круто… слишком похоже на «Да пошли вы все на…!», засмеялся Уотерс и согласился, что Стена должна быть разрушена.
Автором идеи разрушения Стены выступил Боб Эзрин.
На помощь проекту был подключен и старый знакомый группы — аниматор Джеральд Скарф, который в свое время участвовал в создании клипа к песне «Welcome To The Machine» (1975 г.). Кошмарная, впечатляющая, фантасмагорическая мультипликация Скарфа оказалась созвучной последним настроениям Уотерса, и не перестает восхищать даже спустя сорок лет...
Одна из самых впечатляющих сцен мультипликации Скарфа — совокупляющиеся цветы!
И вот в конце 1979 года «Стена» наконец-то была «достроена», «разрушена» и отдана в виде двойного альбома на суд слушателей. Эта квинтэссенция отчаяния и самоанализа стала последним ярким достижением группы Pink Floyd.
Интересно, что критики встретили альбом неоднозначно — кто-то посчитал его слишком китчевым собранием довольно очевидных, но навязчивых идей Уотерса. Тем не менее, слушатели приняли альбом очень хорошо — он продержался в первой строчке чартов 15 недель. Уже в декабре 1979 года альбом стал «платиновым» в Великобритании, а в марте — в США.
В связи со сложностью и большой стоимостью сценических постановок шоу «The Wall» исполнялось только в четырёх городах: Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в феврале 1980 г., Лондоне в августе 1980 г. и Дортмунде в феврале 1981 г. В июне 1981 г. в Лондоне были вновь организованы концерты с целью проведения киносъёмок. Хотя снятые кадры никогда не демонстрировались публично (по крайней мере, официально), но я их нашёл. Есть у меня «The Wall» в постановке 1980 года. Да-да, эта запись существует! Их предполагалось включить в кинофильм в постановке Алана Паркера по сценарию Роджера Уотерса. Кино-постановка стала для всех головной болью, так как Уотерс, Скарф и Паркер постоянно спорили по поводу интерпретации сценария.
По собственному признанию Уотерса, ему было жалко терять полмиллиона фунтов, потраченных на анимацию шоу, и в 1982 году ее адаптируют в кино-формате — художественном фильме «The Wall» режиссёра Алана Паркера. Главного героя Пинка сыграл музыкант Боб Гелдоф, лидер ирландской панк-рок группы «The Boomtown Rats».
В фильме перемешаны игровые и анимационные эпизоды Джеральда Скарфа. В фильме нет диалогов, и смысл аллегорическому видео-ряду придают песни Pink Floyd (многие из которых немного изменили, чтобы они лучше служили этой цели).
Фильм состоит с большого количества образов, визуальных и сюжетных метафор, которые поддерживаются строчками из песен Pink Floyd. Самой известной песней из фильма стала «Another Brick in the Wall, Part II» — в официальный клип вошли некоторые сцены из фильма, а также анимационные вставки (знаменитый марш молотков, учитель и «мясорубка»), правда, в фильме они сопровождали другие музыкальные композиции.
Hammer March
На большом экране «The Wall» ожидал успех. Несмотря на то, что в первый уикенд после релиза (в августе 1982 года) фильм демонстрировался только в одном кинотеатре США, он быстро завоевал популярность, и к 10 сентября занимал третью строчку в чартах после «Инопланетянина» Стивена Спилберга и драмы «Офицер и джентльмен», и в итоге заработал в прокате 22 миллиона долларов.
Несколько фактов.
Американская радиостанция Planet Rock причислила гитарные соло из «Comfortably Numb» к числу величайших соло в истории рок-музыки.
Знаменитое соло начинается на 4:39
Знаменитая, ставшая легендой рок-музыки, «Another Brick in the Wall – Part II» номинировалась на «Грэмми», но не получила награду. Она входит в рейтинг 500 величайших песен всех времен, по оценке Rolling Stone.
Тот же самый «Rolling Stone» поместил «The Wall» на 87-е место в своём списке «500 величайших альбомов всех времён».
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПыСы. Ну, и напоследок. В документальном фильме «Behind The Wall», Дэвид Гилмор признался (не ручаюсь за точность цитаты, но постараюсь передать смысл):
«…всё, что мы хотели сказать --- отражено в альбоме. Альбом получился замечательный! Один из лучших! Шоу было очень хорошее. Мы, действительно, старались. А фильм?... Фильм, вообще, снимать не стоило…»
ПыПыСы. И уж совсем напоследок. Написать весь этот бред, который Вы только что прочли, меня вынудили мысли, схожие с мыслями Уотерса. Мы же, действительно, всю жизнь возводим СТЕНЫ… Всем бобра, спасибо за внимание!