Проповедь, отрывок, Архимандрита Тихона ( Шевкунова), автора книги " Несвятые святые".
http://www.pravoslavie.ru/put/51804.htm
Слово «прощать» происходит от древнерусского слова «проща». Одним из значений его является глагол «исцелять», а другим – «отпускать на свободу».
Как же важен и глубок для нас смысл этих слов! Прощать… исцелять… отпускать на свободу… От чего исцелять? Из какого плена отпускать на свободу? Вспомним слова Спасителя: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Если кто-то из людей жестоко, несправедливо и больно отнесся к нам и по справедливости повинен за это возмездию, то мы, христиане, имеем великое право и власть разрешить его в вечности от заслуженного им наказания, от уз, от мучений, от ада. Господь наделяет нас такой великой властью – прощать.
Этому есть и подтверждение у святых отцов. Вот что пишет преподобный Феофилакт Болгарский в толковании на слова Спасителя: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»: «Если ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе».
Вот как высоко, вот что значит наше прощение! Чего еще большего мы можем сделать для нашего ближнего? Вот почему прощение от всего сердца – самый большой дар нашему ближнему. И Сам Господь Бог именно в прощении ждет увидеть в нас Своих учеников, ждет, чтобы мы вслед за Ним совершили этот милостивый суд над нашими ближними. И простили, отпустив на свободу и исцелив от вечных мук. Конечно, Страшный суд будет вершить Сам Господь, но Промыслом Божиим – как это ни поразительно, как ни ужасающе для нас, людей, даже звучит – и нам дано принять в нем участие.
В прошлое воскресенье мы с вами вспоминали о суде Божием как о суде над нашим милосердием. Помните, Господь говорит, что если вы были милостивы к одному из малых сил, ближних наших: накормили, утешили, посетили в темнице или в болезни, то сделали это Самому Господу Богу. И награда таковым – «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
И напротив, если вы не смогли найти в себе это милосердие, Господь говорит страшные слова: «Отойдите от Меня, проклятые...»
В нашем мире нет никакой другой истинной милостыни, кроме деятельного милосердия. И еще – прощения как высшего проявления милосердия, как «исцеления» и «отпущения на свободу».
В прошлые годы в этот день перед Великим постом мы приводили много высказываний святых отцов о прощении. Но сегодня я вспомню слова двух обычных людей. Одного – православного христианина, а другого – просто очень мудрого человека. Александр Васильевич Суворов, великий воин, давал наказ своим подопечным, своим солдатам. «С юных лет, – говорил он, – приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных».
В этом для нас глубокий и таинственный смысл Великого поста – простить других и не прощать себя. Даже если Сам Господь простил нас. Для нас, грешников, живущих на земле, именно такая мысль, такое расположение духа – и правильно, и справедливо, и полезно.
А вот второе высказывание – уже совсем экзотичного человека. Отто фон Бисмарк. Он тоже был своеобразным христианином, хотя и не православным. Но о прощении сказал удивительные слова, которые были навеяны ему и его молитвой, и опытом, и мудростью, и, как ни удивительно, высоким смирением. Хотя человек он был необычайно жесткий. «Железным канцлером» называли его. Так вот, к концу своей жизни он сказал: «Жизнь научила меня много прощать. Но еще больше – искать прощения».
Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего. Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада.