Дата:
29.09.2019 (воскресенье)
Город:
Россия, Москва
Место проведения:
Собор Петра и Павла в Старосадском
Время начала:
18:30
Статус:
прошла
Ансамбль HORTUS MUSICUS (Эстония)
Художественный руководитель и дирижер — Андрес МУСТОНЕН
Легендарный эстонский ансамбль Hortus Musicus был одним из первых в СССР, кто познакомил слушателей с потрясающим миром старинной музыки. На фестивале они исполнят «Турнейскую мессу» — уникальный музыкальный памятник Средневековья, первый полный дошедший до нас полифонический ординарий мессы. Концерты ансамбля уникальны тем, что средневековье в них звучит в диалоге с современностью, не станет исключением и эта программа. В нее вошли сочинения Арво Пярта и Валентина Сильвестрова — ключевых фигур постсоветского музыкального пространства, чьи сочинения стали культовыми, а мировозрение и творческие методы повлияли на целые поколения молодых композиторов. Также ансамбль исполнит произведения современных эстонских композиторов Лепо Сумера, Раймо Кангро и Тынис Кауманн.
Анонимная месса, найденная в монастыре бельгийского города Турне, — знаменитый музыкальный памятник Средневековья. Однако она ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов. До сих пор неизвестно, когда, кем и для каких целей она была создана, как и кем исполнялась. Вероятно, Турнейская месса была составлена около 1349 года, когда епископ Жан де Пре учредил дополнительные службы в честь Девы Марии, которые проводились в одной из капелл Кафедрального собора в Турне. Скорее всего, месса представляет собой компиляцию, то есть объединяет части, принадлежащие различным авторам. Так, Kyrie, Sanctus и Agnus Dei похожи на музыку 2-й половины XIII века, Gloria и Credo несут в себе черты Ars Nova и, вероятно, созданы во 2-й четверти XIV века, а Ite missa est написана в форме мотета и содержится во нескольких рукописях. Как исполнялась эта трехголосная полифоническая месса, неизвестно, поэтому каждое современное прочтение — это уникальная авторская интерпретация первоисточника.
Лепо Сумера — знаковая фигура для современной эстонской музыки. Он вышел на большую музыкальную арену в конце 1970-х, года Эстония вновь обретала независимость, и для многих стал символом культурной жизни своей страны, одним из ярких выразителей ее национального самосознания. В 1988-1992 гг. Сумера был министром культуры Эстонии, он также занимал посты председателя Союза композиторов Эстонии и профессора Академии музыки. В своих сочинениях он стремился к синтезу исторических и современных композиторских техник. Его музыка — яркая, драматичная, многозначная — всегда отличается эмоциональностью, изобретательностью и звуковой поэтичностью.
Раймо Кангро считают одним из самых темпераментных среди эстонских композиторов. Подобно Сумере, он появился на эстонской музыкальной сцене в 1970-е годы, своеобразие его музыки определяется влиянием, с одной стороны, неоклассицизма, а с другой — рок-музыки с ее энергетикой и ритмическим драйвом. Не случайно большой успех принесла ему работа в театре. В музыке Кангро удачно сочетаются ритмическая энергия, драматический пафос, лирика и мягкий юмор.
Ансамбль Hortus Musicus был основан в 1972 году и стал одним из первых в СССР коллективов, последовательно пропагандировавший старинную музыку – от позднего ренессанса до мастеров эпохи барокко. Каждый концерт коллектива представляет собой музыкальный спектакль с костюмами соответствующей эпохи и исполнением на оригинальных музыкальных инструментах. Ансамбль побывал с концертами в большинстве стран Европы, в США, Израиле, Японии, участвовал в крупнейших международных фестивалях. Основа репертуараHortusMusicus– произведения западноевропейских авторов VIII-XVIIвв., однако в его репертуаре все большее место занимает музыка современных композиторов, в том числе написанная специально для ансамбля (А. Пярт, Л. Сумеро, Э.-С. Тююр, В. Суслин, А. Рабинович-Бараковский).
В программе:
Арво Пярт (*1935)
«Arbos» (1977)
Раймо Кангро (1949 – 2001)
«Display 12» (1998)
«Турнейская месса»
Kyrie
Gloria
Тынис Кауманн (род. 1971)
«Credo»
«Турнейская месса»
Sanctus
Agnus Dei
Ite missa est
Валентин Сильвестров (*1937)
Три пьесы для скрипки и фортепиано «InmemoriamHelleMustonen» (2005)
Арво Пярт
«Vater Unser» (2005)
Лепо Сумера (1950 – 2000)
«Pantomime» (1981)
На встречу возможно идут: Ната,
Наталья