Немного Айвазовского, чтобы разбавить Ваш осенний вечер. Только что из Третьяковки. С удовольствием делюсь. Коротко. 5 фактов, которые вы, признайтесь, ранее о нем не знали. В рамках школьной программы это могло быть и не охвачено. Итак:
1) Иван Константинович Айвазовской имеет армянские корни. Его отец Геворк Гайвазян (Константин Гайвзовский в русской версии) был переселенцем из западной Армении в Феодосию, свободно владел 6 языками, занимался торговлей. Первые свои работы Айвазовский подписывал с буквой "г" (Гайвазовский), а позднее убрал ее и стал известным нам маринистом Иваном Айвазовским.
2) В детстве талант Айвазовского заметил и протежировал городничий Феодосии Казначеев. Именно благодаря ему Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию. Учился Айвазовской всегда старательно и прилежно👍В учёбе получал и серебряные, и золотые медали, и рекомендации в Академию Художеств Санкт-Петербурга, куда и был принят.
3) Конечно все знают, что Айвазовский знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями. Это логично, поскольку он был живописцем Главного морского штаба России. У него более 6000 работ. Бывало, одно полотно он писал всего несколько дней. А известную картину "Сотворение мира", к примеру, написал за 9 часов😳👍И подарил своему брату, священнику армянской епархии. Иногда дома он устраивал что-то вроде развлечения: ставил холст, и пока гости развлекались, он писал. За один-пару вечеров - новая глобальная работа! В его пейзажах не только море. Есть прекрасные зимние снежные пейзажи и этюды из поездок (например, вечер в турецком кафе). На другой "турецкой" картине в моих фотографиях найдите аватар🙈 Кто найдёт - тот молодец😉 Просто Спилберг, вероятно, срисовал образ😂 уж больно похожи!
4) Айвазовский был заядлым путешественником. Так, одну из последних своих поездок он предпринимает с женой в возрасте 75 лет, в США. Благо его статус и состояние позволяли путешествовать: Айвазовский дослужился до звания "тайный советник". Ну что-то вроде советника по делам культуры, как в наши дни дают. Выиграл Евровидение - раз, сразу назначили советником по делам культуры😂 Вот так и Айвазовского наверное.
5) Как по мне, Айвазовский обладал удивительной, просто фотографической памятью. Так, картину о затонувшем у берегов Феодосий турецком флоте он написал 10 дней спустя. По памяти воспроизводя детали увиденного им на берегу моря зрелища. Его техника не пестрит многослойностью (как у Монэ, ван Гога или того же Рафаэля, работы которого сейчас выставлены в Пушкинском). Напротив, несмотря на драму и в общем-то серьёзность и фатализм сюжетов, от картин Айвазовского не веет страхом перед неизбежностью. Даже если в "кадре" все спасаются, ухватившись за мачту, даже если сейчас вот-вот накроет волна, даже если рядом тонет корова и плавают вещи - все равно море изображено легким и, как мне кажется, воздушным. И персиковые тона закатного неба дают надежду на спасение героев. Ещё характерная черта Айвазовского - он, говоря модным современным языком, как-бы "включённый" художник. Изображает море изнутри. Он всегда в гуще событий. Не с берега, не со скалы - Айвазовской словно ведёт смелый репортаж из самого недра водной стихии. Хотя его крымские работы и период итальянского Сорренто отмечены как раз спокойными созерцательными морскими сценами с берега, чаще ночными и непременно с лунной дорожкой.
P.S как сказал Франклин, paintings and fightings are better seen at a distance. Если соберётесь в Третьяковку на Крымском Валу и готовы отстоять, по слухам, в очереди 2-3 часа, попробуйте "поиграть" дистанцией, рассматривая его работы. Издалека морские крымские пейзажи кажутся картинки-картинки, как открытки. Или фотографии. Удивительно правдоподобны! Но если подойти и рассмотреть вблизи, Вы увидите и луну широкими мазками, и лунную дорожку, разложенную на разные оттенки красок. А издалека - да, открытки. Полупрозрачными красками. Потрясающий эффект! И непременно поиграйте радугой на одной из работ, которая висит прямо у входа (так и называется "Радуга"). Она полупрозрачная, едва уловимая невооружённому глазу, и под разным углом рассмотрения картины то видна, то не видна. В общем настоящая морская радуга!
Рекомендация: смотреть непременно! Выставка приурочена к 200-летию художника, которое будем отмечать будущим летом.