Почему бессмысленно кричать и ругаться на детей? Как добиться ответственного поведения ? Как научить ребенка самостоятельности и не стать его врагом?
Итак, ребёнок сотворил какую-нибудь глупость, которая может иметь неприятные последствия или нарушает границы других людей, поступил некрасиво, безответственно или неэтично. Что делать? Первая импульсивная реакция обычного родителя – отчитать, отругать или пристыдить. Во-первых, свои чувства злости, раздражения или страха хочется куда-то разместить, а виновник вот он, как раз тут рядом. Во-вторых, чтобы ребенок понял, осознал и больше уж никогда так не делал.
Логично? На первый взгляд, кажется, что да. И так многие и делают, воспитывая ребенка через страх отвержения, критики и обесценивания. Все просто, связка «стимул-реакция» работает, прогулял школу – получи три дня маминого игнора и презрения. Только вряд ли ребенок НА САМОМ ДЕЛЕ поймет, почему прогуливать школу – это плохо. Он будет бояться наказания, не более того. Прогулял – будешь наказан. Ребенок станет дрессированным, но ПОНИМАНИЯ не будет. Он не встретиться с естественными последствиями своего поведения, он не увидит связи между прогулами, своей успеваемостью и неуспешностью, не научится замечать важность силы воли в достижении целей, не поймет, что происходит с ним и почему он принял такое решение. Но зато он может научиться врать, изворачиваться и хитрить. Хотя, это тоже ценный навык, не спорю….
Развивать в ребенке осознанность, самостоятельность мышления и принятия решений сложно эмоционально, но довольно просто «технически». Чтобы ребенок понял, что его поведение неприемлемо, он должен спокойно и взвешенно на него посмотреть со стороны, осознать причины и последствия. Ключевое слово здесь «спокойно». Это техническая сторона процесса, его логика. Но «спокойно» возможно только тогда, когда родитель не набрасывается с критикой на самого ребенка, а поддерживает его и сочувствует. Даже если он сам напуган и зол. Да, именно так. Выдыхаем, бьем подушку, делаем десять приседаний и идем поддерживать и сочувствовать. И это очень непросто эмоционально, но «мыжродители».
Наша психика не умеет одновременно фокусироваться на двух процессах, она выбирает самый эмоционально значимый, острый, уводя остальное в фон. Для ребенка конфликт со взрослым – опасность номер один. Как вы думаете, с чем мы столкемся? Ребенок уйдет в оборону, будет оправдываться, огрызаться, пугаться, плакать, обижаться, злиться, но не будет выяснять отношения сам с собой. Фокус его внимания – там, где опасно и остро, где на него нападают, остальное подождет. Он будет захвачен внешним конфликтом, но не внутренним. Стыд, вина или обида не дадут пространства для взвешенной и спокойной рефлексии.
Что делать? Давать место внутреннему конфликту ребенка, избегая внешнего.
Неправильно: « как тебе не стыдно?», « о чем ты думал?», «чтобы больше не смел так делать!», «я не хочу с тобой после этого разговаривать!»
Правильно: «я тебе сочувствую, ты, наверное, напуган и чувствуешь себя виноватым», «твой друг тоже сейчас на тебя обижен», «как жаль, что теперь тебе придется догонять весь класс и заниматься больше из-за твоего прогула», «я волнуюсь за тебя, давай подумаем, почему это произошло и как можно исправить ситуацию».
P.S. Правило, кстати, справедливо и для отношений со взрослыми. Внешняя конфронтация мешает внутренней. Внутренние изменения требуют внешней тишины и поддержки близких.
P.S.S. Ну а кто сказал, что будет легко?))
Ирина Лешкова.
P.S. всегда ее с удовольствием читаю.)))