Изначально условия жизни для больных на острове, были просто ужасные. Спиналонга представляла собой трущобы, в полной нищете и убожестве, кладбище с отсрочкой, без малейшей организации, без лекарств, без надежды. Многие умирали от диких болей, обезображенные и всеми забытые…
Кладбище на Спиналонге, времён лепрозория.
Первый врач появляется на острове лишь в 1907г., спустя 4 года после открытия лепрозория. Больше всего меня потрясло здание, приведённое на снимке ниже:
Это больница, времён лепрозория. Вдумайтесь только… Больница! В лепрозории! Сколько же крови и слёз там было пролито…
В центре видна надпись на греческом:
«Здесь находится Голгофа ХХ века»…
«…Гуляя по улицам Спиналонги, остановись, и задержи дыхание. Из какой-нибудь лачуги вокруг, ты услышишь отголосок плача одной из матерей, сестры, или стон мужчины. Оставь две слезы из глаз твоих, и увидишь, как засияют миллионы слёз, пролитых на эту дорогу…»
Эп.Ремундакис
Речь об этом человеке, пойдёт ниже.
Но, несмотря на все трудности, эти люди не только не опустили руки, но и развили самоорганизованное общество, со своими правилами, и ценностями. Каждый день над островом поднимался жёлтый флаг, сигнализируя о том, что на острове находятся инфекционные больные, и приближаться к острову запрещено. В окрестных сёлах находились добровольцы, которые работали на острове, в качестве обслуживающего персонала. Утром на остров их привозил катер, вечером увозил назад.
Больным же, под страхом смерти, было запрещено покидать остров. Так же, законом, (из-за болезни), было запрещено заключать браки. Но, природу, как известно, нельзя запереть в клетку. Заключали браки, рожали детей. Некоторые из них, появлялись на свет здоровыми.
Церковь Святого Пантелеймона на Спиналонге.
На острове, так же, действовала церковь Святого Пантелеймона, выстроенная больными. Службы вёл один смелый священник, который, будучи здоровым, добровольно вызвался разделить свою жизнь с прокажёнными. Открывали кофейни, пекарни, парикмахерские для улучшений своих же условий жизни.
Все предметы покидавшие остров, тщательно стерилизовались вот в такой ёмкости:
Ситуация меняется в 1936 г., когда на остров прибывает Эпаминондас Ремундакис, деятельный студент третьего курса юр.фака, который становится основателем «Братства Больных Спиналонги», и много лет борется за улучшение условий проживания больных.
На Спиналонге меняется жизнь, организуется предприятие по общественной уборке, строится окружная дорога. Не забыты даже слепые и немощные, для которых на дорогах строятся барьеры и места отдыха. Для стоматологической клиники был найден врач, согласившийся переехать на остров, а для медсестер ассоциация добилась прибавки к жалованию. На острове установлен электрический генератор, который был электрифицирован даже раньше, чем окружающие его поселения на материке.
Благодаря Ремундакису, на Спиналонге появляется театр и кинематограф, парикмахерская и кафетерий. Из громкоговорителей на улицах доносятся звуки классической музыки, организуется школа, учителем в которой становится один из пациентов, даже издается юмористический журнал.
Двухэтажные здания на переднем плане общежития, времён лепрозория.
В 1948 г. в Америке открывают лекарство, лечащее вирус лепры, поэтому с 1948 по 1957 г.г., количество больных, резко идёт на убыль. 18 человек спасти не удалось…
Последний больной покинул остров в 1957 г., и Спиналонга приходит в запустение…
Сейчас остров Спиналонга является единственным археологическим объектом Крита, который не охраняется по ночам. Хотя, изначально, охрана была. Потом её сняли. Официальная причина: мол, делать тут по ночам нечего, никто и так не полезет… Но, неофициально, говорят: дело в другом. Может быть, всё это не более, чем туристические байки, но жители посёлка Плака утверждают, что по ночам с острова доносится тихая музыка, голоса, звон колокола… И, кроме того, колокол церкви Святого Пантелеймона иногда даже днём, в совершенно безветренную погоду, начинает звонить. Просто. Сам по себе…
Верить этому, или нет личное дело каждого. Но, охрану, всё же, сняли. А пройдясь по пыльным, тихим улочкам, заглянув в слепые окна домов, видевших столько страданий, слёз и отчаяния, невольно задумаешься --- по ком звонит колокол?...
Окончание следует..