Есть такое понятие, как эротический компонент отношений. Это то, что формируется между мужчиной и женщиной, и он узконаправленный, то есть он направлен на конкретного человека. Причем это не о с-се. Это как раз о том, что перед ним, вокруг него: я восхищаюсь тобой как женщиной; или ты восхищаешься им как мужчиной – и не просто как человеком, а именно как человеком противоположного пола. То есть тебя восхищает походка, форма носа, форма губ, голос, тембр и так далее, и, грубо говоря, хотела бы ты с ним иметь интимную близость? Возможно, да. И причем важно: с ним, а не с кем-нибудь. Или мужчина: с ней, а не с кем-нибудь, меня с кем-нибудь не устроит. Вот этот эротический компонент является важным компонентом именно того, что мы называем словом «любовь».
Однако этим любовь, конечно, не исчерпывается. И вот очень интересный момент: этот эротической компонент формируется на стадии ухаживания, как раз тот самый букетно-конфетный период, пока мы гуляем, пока мы общаемся, пока мы целуемся. Если отношения стремительно переходят в постельную фазу, как часто сейчас бывает, то возникает такой интересный эффект: на какое-то время формирование эротического компонента приостанавливается. Человека настолько захватывает новый опыт, новое впечатление, новое собственное ощущение, то есть физическое ощущение эмоции, что человеку становится не до того вообще, с кем я имею отношения. И то, что я не успел понять, я себе в голове дорисовываю. И получается: я сплю не с реальным человеком, а с каким-то фантомом, который лишь частично похож на реального человека, а частично это моя фантазия.
Так может пройти года два, за это время люди могут успеть и пожениться, ребёнка родить. И года через два – у кого-то раньше, у кого-то позже, в среднем года через два, – вот эти розовые очки пропадают, и человек начинает видеть, что тот, с кем я сплю, он не такой, как мне казался, или она не такая, как мне казалось. И человек не понимает, что это просто я стал более трезво смотреть, и что он всегда был таким, просто я этого не видел. В самовосприятии человека «он испортился», «она испортилась». Начинаются скандалы, начинаются конфликты, как раз очень часто многие разводятся где-то примерно через год-два совместной жизни по этой причине. Вот за этими конфликтами – не что иное, как наивная попытка надавить и заставить опять стать прежним, опять стать идеальным или идеальной. Человек, разумеется, таким в итоге стать не может, он никогда таким не был – ну, или, по крайней мере, моментально не может стать, и в итоге развод, это частая история.
На самом деле для того, чтобы более или менее эротический компонент сформировался, требуется где-то примерно год. Год просто отношений. Причем до революции, то есть до начала ХХ века, этому способствовало то, что была достаточно развита танцевальная культура. То есть были бальные танцы для дворян; были народные танцы, которые не были похожи на вот это современное, потому что это выпендреж. А там получается именно танцы, где идет некое взаимодействие. И в танце можно почувствовать, каково тебе со мной, каково мне с тобой, мы друг друга без слов понимаем или нет, может ли мужчина вести, или кто ведет, или женщина ведет – в танце так тоже бывает, – а его устраивает это или нет. Вплоть до того, что запах даже. Запах – это достаточно важная вещь, потому что наше тело так или иначе через это дает нам понять, даже генетически: тот человек мне подходит или нет. Это происходит так незаметно, но тем не менее. И какое-то время погуляв, потанцевав, я могу понять, что – ну да, хорошая девушка, классный юноша, но не для меня. А тут получается немножко другая история. Еще раз: танцевальная культура практически исчезла, поэтому два-три раза встретились – уже в постели оказались, и вот начинается то, о чем я говорил, и это одна из причин, почему сейчас так много разводов – среди молодежи, в том числе.