Всем доброго и мирного вечерочка. Мощное название, да?) Мне тоже нравится. Почему-то в последнее время приходит на ум эта сага о русских людях. Нравится книга и фильм под этим названием. Фильм, как вспомню, так мурашки сразу затевают возню) Считаю, что именно только такая игра актеров, вернее даже не игра, а проживание, приемлема для нас, русских. Чтобы всё от души до звона в воздухе и натянутых нервов. Каждый герой ёмкий, неоднозначный и колоритный.
А теперь вспомним персонажей, прошло более века, если охватывать все события фильма, но мало, что поменялось.
Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.
Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.
История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?
В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.
Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной.
Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро.
Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино. Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске.
И это только несколько отрицательных героев, от которых не отвести глаз. И каждого можно даже оправдать при желании, включая Полипова Петра Петровича, карьериста и приспособленца.
Кстати, по книге его в детстве кликали Триппером. Т.к. три "п"
А сколько же персонажей в фильме, которые имели совсем маленькую роль, не счесть. Но каждый показан изнутри, характерно. Сразу проникаешься, несмотря на вызванные эмоции: отвращение, волнение, симпатии, восторг. Шедеврально, я считаю.
Поликарп Кружилин, Анна Савельева, Иван Савельев, Антон Савельев, Панкрат Назаров, Кирьян Инютин,
Лахновский и т.д.
Помните? Так давайте вспомним! Кто вызывал уважение. А кто отторжение и притяжение одновременно. И почему.
Выборочно взято
отсюда