Спросили: «Является ли плохим другом человек, который готов всегда выслушать, словесно и эмоционально поддержать, сопереживать, который не предает, но который не готов прийти на важные события своего друга (свадьбу, день рождения и так далее), потому что не любит большие компании людей или не готов потратить на дорогу 2 часа? Правильно ли я понимаю, что такому человеку лучше не заводить друзей?»
Давайте сначала договоримся о терминах.
Дружба — это высшая форма доверия. В дружбе мы полностью доверяем человеку — если он говорит, что не может, значит, не может. Если он говорит, что не любит большие компании людей, значит, дело именно в том, что он не любит большие компании людей, и больше ни в чём.
Да, вы всё поняли правильно. Дружба — это вот так: «Ты говоришь, что ты не готов потратить два часа на дорогу? Понимаю, вхожу в твоё положение, раз ты так говоришь, значит, так оно и есть».
Разумеется, здесь, наверное, 99% людей мне возразит, что это не дружба. Я прекрасно понимаю причины таких возражений. Понимаю и призываю не торопиться с выводами.
Конечно, если человек вечно чего-то требует от вас, а для вас ничего сделать не может — это не дружба. Это эксплуатация. В ситуации эксплуатации оставаться очень опасно.
Но у нас-то описана другая ситуация. Из неё следует, что человек может много чего делать для своих друзей, но есть какие-то вопросы с большими компаниями и длительными перемещениями.
Как по мне, очевидно, что эти вопросы возникли не просто так. Может быть, тут состояние здоровья играет роль. Может быть, социально тревожное расстройство или расстройства аутистического спектра — я не знаю. Тут нужно дополнительно собирать информацию.
Однако точно видно, что ни о какой эксплуатации речи не идёт. Человек вполне готов вкладываться в дружбу, просто есть некоторые аспекты, которые он, как сейчас говорят, не вывозит.
Делает ли его это плохим другом? Нет, ни в коем случае.
Можно ли требовать от него везде и всегда чувствовать себя комфортно? Можно, но толку из этого не будет.
Если человек задаёт вопрос мне, значит, его ситуация беспокоит. Если она его беспокоит, значит, он понимает переживания своих друзей. Значит, эти переживания для него что-то значат. И если бы он мог справиться с этой ситуацией сам, он бы уже это сделал.
А раз справиться не может — значит, избегание больших компаний не является прихотью. Значит, тут дело посерьёзнее.
Ну а раз тут дело посерьёзнее, нет никакого смысла требовать от человека с везде и всегда чувствовать себя комфортно. Мы вернулись к тому, с чего начали.
Друг будет доверять и скажет: «Мне было бы приятно видеть тебя на свадьбе, но я понимаю, что тебе трудно это всё, поэтому настаивать не буду».
И — раз уж мы заговорили о дружбе — поделюсь наблюдением, которое в своё время потрясло меня до глубины души.
Я обожаю фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Его называют фильмом о дружбе (как и книгу). Книгу я читал всего два раза, а вот фильм смотрел раз тридцать наверное смотрел.
Только в сорок лет, когда показывал фильм сыну, я увидел то, что всегда проходило мимо меня. Во всей истории Д’Артаньян сделал для друзей ровным счётом ничего.
Они за него постоянно вписывались, рисковали здоровьем и жизнями. Он за них — ни разу. Эпизод с гвардейцами кардинала у аббатства не в счёт — тогда мушкетёры ещё не стали друзьями Д’Артаньяна.
Нигде в фильме оне не показан как друг. Атос, Портос и Арамис делают для него всё. Он для них — ничего.
Это, надо признать, заветная мечта о дружбе для многих людей. Пусть все дружат со мной так, как я этого хочу.
Показательный пример — я встречаю много жалоб о том, что нет хороших друзей, и очень мало жалоб о том, что конкретно жалующийся является плохим другом. Думаю, вы понимаете, почему так.
Так что отвечу на вопросы из письма ещё раз:
1. Нет, такой человек плохим другом не является.
2. Нет, неправильно, такой человек может заводить друзей, если ему это надо. Просто не таких, как Д’Артаньян.
Вот и всё.