Случайные дети: как депутаты создают атмосферу равнодушия и смерти
https://ruposters.ru/news/19-04-2017/sluchajnye-deti
В Пермском крае власти решили поддержать молодых мам и ввели единовременные выплаты на ребенка. С 1 января родившие могут получить 60 тысяч рублей. Но депутат Заксобрания края Сергей Клепцин внес поправку: матери-одиночки денег не получат. То есть женщины в возрасте от 19 до 24 лет, которые не укажут в свидетельстве о рождении отца, рассчитывать на пособие от государства не смогут. Депутат объяснил, что это случайные дети, которые появляются после корпоративов и дискотек. Платон Беседин отвечает на слова депутата.
Депутаты радуют нас снова и снова. Что ни фраза, то выстрел. В совесть и честь. Клепцин дал поистине эпическое объяснение своему поступку: "Я имею опыт рождения запланированных детей. И желательных. Мы должны понимать, что рождение таких случайных детей происходит после дискотек, каких-то междусобойчиков, корпоративчиков".
В этой фразе на самом деле – целая палитра эмоций. Клепцин не преминул козырнуть своим правильным отцовством. Хотя оно и не научило его тому, что дети не собаки и не рыбки, их не заводят. Рождение, жизнь, как и смерть, лежат за пределами человеческого - и тем более депутатского - понимания. Дети не бывают случайными: это родители либо есть, либо их нет.
Но Клепцин – чиновник, а чиновник у нас живет в башне из слоновой кости, забаррикадировавшись чванством, бланками и мешками с деньгами. Он неустанно, как в антиутопических романах Сорокина, трудится на благо Родины – оптимизирует, реформирует, систематизирует. И когда открывает рот, чтобы изречь очередную бюрократическую мудрость, то выходит нечто такое, что напоминает послание андроида жителям других планет. В нем нет человечности. Ее и не может быть там по определению, потому что между чиновником и людьми – пропасть, такая же глубокая, как и глупость жизни.
И в словах, и в делах таких, как Клепцин, – слишком много мертвой казенщины, истончающей любое, даже самое благое начало. А все эти квасные, заезженные размышления о скрепах и патриотизме, призванные стать клеем, скрепляющим неуверенный словесный раствор, вызывают у слушателей (читай – избирателей) не оскомину даже, а оскал раздражения.
Пока депутаты у нас будут вне народа, как спутники, вышедшие на недосягаемую для простых смертных орбиту, до тех пор и станут продолжаться их бездушные реформы, инициативы, убивающие и человека, и человеческое начало в нем. Сколько ни желай и сколько ни запланируй.
Однако, вынося за скобки вульгарность и человеконенавистничество фразы, можно увидеть и другую ее сторону. Отчасти – в инфернальном зернышке – депутат Клепцин прав. У нас действительно появилась масса девиц – их и дурехами-то, как раньше, не назовешь, – поразительно легко относящихся и к с-су, и к деторождению.
Да, мода на случайный с-с прошла, и теперь он не столько происходит случайно, сколько для того создаются условия. И на соответствующих сайтах, коих, как для страны скреп, стало непростительно много, можно читать бесконечные истории о с-се с незнакомцем в парке или метро. Что уж говорить об этих бесконечных с-свайф и пьяных туалетных историях на корпоративах.
С-с для многих современных девиц стал чем-то вроде похода в супермаркет, где кабачки, огурцы, баклажаны выбираются в спешке, но почти с профессиональным знанием дела. И если ты не в теме, то ты как бы не нашенская, чумная, отставшая от жизни. Потому что с-с – это не только развлечение и универсальный способ коммуникации, но и лучший релакс. А с-с, следуя современной логике, лишь тогда с-с, когда он новый.
При этом насколько сильно рвение таких дамочек потешить себя, настолько легко они относятся к побочным эффектам, к коим сами же относят беременность. Всегда можно сделать аборт - и врачи все больше рассказывают о старшеклассницах, у которых к выпуску накапливается их с полдесятка. Однако есть и такие (младше и старше), которые решаются рожать, потому что это прикольно, но они оказываются абсолютно не готовы к материнству. И тогда начинаются нытье, недовольство и перекладывание забот о ребенке на того, кто рядом (чаще всего на родителей). Впрочем, если есть, на кого перекладывать.
Все это – толстенный пласт серьезных проблем, которые нынешним "воспитанием духовности" (то, как это проводят и как понимают) не преодолеть, хотя бы потому, что в основе его звучат фальшивые нотки. Искать и находить пути должны в том числе и такие, как депутат Клепцин. Это тоже их обязанность, а не только бюрократической шашкой махать, разбираясь с последствиями.
Тем более, что заметать всех в кучу, как мусор в совок, изначально неправильно. Достаточно сказать, что 2/3 российских детей растет в неполных семьях. И вот это даже страшнее, чем по сути фашистские ("фашизм – это всегда презрение", Альбер Камю) заявления таких депутатов, как Клепцин, имя которым легион.
В таком отношении к браку, детям, семье, конечно, ни в коем разе нельзя винить только женщин, если в принципе искать виноватых, потому что "в распутстве женщин всегда виноваты мужчины". И это лишь один пласт, потому что у легкого с-са с тяжкими последствиями всегда главная причина – глупость, а у нас, к сожалению, произошла катастрофа не только духовная, но и интеллектуальная.
И роль мужчины тут должна быть ключевой в исправлении ситуации. Он может и помочь, и поддержать, и направить, если уж не способен дать любовь и родство в полной мере. Однако современный мужчина сегодня зачастую слаб, и главная проблема его в том, что он считает себя ничего никому не должным. Хуже того, общество поддерживает в этом его заблуждении. И если раньше не отвечать за свои слова и поступки считалось у мужчин моветоном, то сейчас это убийственная норма.
В результате взрослых игр безответственных, глупых, распутных мужчин и женщин страдают дети. Они действительно оказываются случайными, потому что им не рады, их шпыняют и попрекают, виня за свои, взрослые, пороки и ошибки. И, слава Богу, если такому ненужному собственным родителям – жуть, но распространенная! – ребенку удастся стать достойным человеком.
Особенно, если его в процессе взросления отказалось поддержать государство, которое, будем откровенны, и без мизантропических инициатив таких клепциных не слишком-то заботится о своих детях, а тут еще руками депутатов-плановиков собирается отнять последнее. Выходит, как в песне Гребенщикова: "Бог у тебя – отец, Родина – мать. Приличная семья – с них нечего взять". А взять надо бы.
Потому что в конечном итоге вся эта история сводится к одному ключевому, очень русскому, понятию – состраданию, которое подчас превыше справедливости. И блудницы, и глупцы часто, именно сострадая, возвышаются над собой и над миром, спасаются и спасают других. Сострадание благотворно действует и на сердце, и на душу, и на ум. Оно в принципе свойственно русскому человеку – о том свидетельствует вся наша великая литература. Будь то дьяволица в мехах или убийца с топором, но сострадание к ближнему меняет их, приближает к тому, кого или что люди когда-то, не стесняясь, называли Богом. И, возможно, именно сострадание было тем раствором или, как сказал бы Клепцин и иже с ним, скрепой нашего общества.
Сейчас мы все меньше видим его на улицах. И все чаще ускоряем шаг или отводим глаза, когда замечаем, что человеку плохо. Даже когда речь идет о ребенке. Хотя у нас именно страдание ребенка – та грань, за которую перейти нельзя, и счастье мира не стоит слезинки ребенка. Но мы молчим, свидетельствуем чужую боль и учим наших детей быть такими же остывшими мертвецами, как и мы сами. Чтобы размышлять о планах, желаниях, оптимизации и делать всех людей – не только детей – случайными в этом прекрасном и яростном в своей отчужденности мире.
Какую жизнь мы хотим получить взамен? И кто способен ее дать и помочь в ней, если всюду – наука равнодушия и смерти?