Дата:
15.07.2018 (воскресенье)
Город:
Россия, Москва
Место проведения:
Кафедральный Собор свв. Петра и Павла, Старосадский пер., 7/10, стр. 10
Время начала:
18:20
Статус:
прошла
Популярный цикл блистательного органиста Фёдора Строганова посвящен органным шедеврам Иоганна Себастьяна Баха. В новую программу вошли три большие прелюдии и фуги – ля минор, ми минор и си минор – и избранные хоральные прелюдии из «Органной книжечки». Они давно вошли в золотой органный репертуар: эти сочинения способны полностью погрузить слушателей в мир немецкого мастера и раскрыть все богатство красок исторического органа.
Во всей органной музыке барокко нет ничего совершенней и грандиозней, чем прелюдии и фуги Баха. Мы ничего не знаем об обстоятельствах их создания, но именно поэтому они представляют собой искусство в абсолюте, чистейшие алмазы в музыкальной сокровищнице своей эпохи. Самая ранняя из трех – Прелюдия и фуга ля минор, смелая фантазия еще молодого Баха. Исследователь Альберт Швейцер тонко заметил, что тема фуги рождается из музыки прелюдии подобно тому, как Афродита рождается из пены морской. Это воплощение стихийных сил, где музыкальная мысль стремительно несется вперед, материализуясь в виртуозных пассажах.
Прелюдии и фуги си минор и ми минор созданы в Лейпциге, это поздние органные шедевры мастера. В них смелость фантазии композитора огранена рамками совершенной композиции. Си-минорный цикл, вероятно, был создан для траурной церемонии в память о титулярной королеве Польши Кристиане Бранденбург-Байрейтской, супруге Августа Сильного и крестной матери «арапа Петра Великого». Круг его настроений – от торжественной скорби до отрешенной меланхолии. Цикл ми минор полон композиторских прозрений: в прелюдии слышатся предвестия вагнеровских откровений, а тема фуги, уникальная по тем временам, предвосхищает 12-тоновую технику ХХ века.
На протяжении всей жизни неиссякаемым источником вдохновения для Баха был протестантский хорал. Сопровождая богослужения на органе, Бах прелюдировал на хоральный напев, украшая и расцвечивая его: так рождались хоральные обработки – миниатюрные музыкальные фрески, окрашенные истинной верой их создателя. «Органная книжечка» – самый ранний сборник хоральных обработок, объединенных общим замыслом, композитор работал над ним в Веймаре. Многие прелюдии из этого собрания обрели широкую популярность, 9 прозвучат в концерте.
Фёдор Строганов – известный российский органист, клавесинист, композитор, доцент Московской консерватории, член Союза композиторов России. Лауреат I Международного конкурса органистов им. О. Г. Янченко (2002). Много лет ведет обширную концертную деятельность, исполняя органные произведения композиторов разных эпох, а также собственные сочинения. Стажировался в Парижской национальной консерватории как органист и композитор. Сотрудничает со многими всемирно известными коллективами, постоянный участник фестивалей в России и за рубежом, в том числе «Московская осень», фестиваль Гайдна в Айзенштадте, Моцарта в Вюрцбурге, «Vired Strings» в Сан-Франциско, «Органные вечера в Кусково» и мн. др.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Хоральные прелюдии из «Органной книжечки»
«Nun komm der Heiden Heiland» BWV 599
«Lob sei dem allmchtigen Gott» BWV 602
«Christum wir sollen loben schon» BWV 611
«In dulci jubilo» BWV 608
Прелюдия и фуга ми минор BWV 533
Хоральные обработки из «Органной книжечки»
«Ich ruf’ zu dir, Herr jesu Christ» BWV 639
«Wer nur den lieben Gott lt walten» BWV 642
«O Mensch, bewein dein Snde gross» BWV 622
«Alle Menschen mssen sterben» BWV 643
«Ach wie nichtig, ach wie flchtig» BWV 644
Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Флуд в теме запрещён!!!
На встречу возможно идут: инна,
Юлия