загрузка
Главная Форум Наша жизнь Отношения между мужчиной и женщиной Брак и семейная жизнь в России до и в эпоху "Домостроя"
Страницы:
1
2
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
К вашему вниманию небольшой фрагмент статьи "Русская женщина и эпоха "Домостроя": история, культурология и семиотика" из журнала "Сноб".
Кому интересна статья целиком https://snob.ru/profile/29947/blog/108486

Брак и семейная жизнь в России до и в эпоху "Домостроя"

«Домострой» - книга эпохи реформ; ясно, что его автор пытался взять более высокую ноту, чем «средняя температура по больнице»: он желал реформировать и улучшить современную ему реальность в согласии с идеалом. Какова же была эта среднестатистическая реальность?

Жизнь городов, малых посадов и деревень России была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписанные правила, запреты, обычаи. По ним девушка не всегда была во власти отца и семьи: ей предоставлялась некоторая самостоятельность. Законы раннего времени также предусматривали штрафы и кары в случае, если девицу принуждают силой выйти замуж, а она, не желая брака, причинит себе смерть или увечье. Древнерусские княжеские уставы считают виноватыми в этом случае отца и мать.

Упрощенно говоря, в глубокой древности женщина в славянском язычестве понимается не как человек второго сорта, но как совершенно иной человек, лучше сказать, иное существо: самостоятельная таинственная сила. Что оставляло некоторую свободу, ритуальную по своей природе, основанную на магических запретах и страхе. Девичьи праздники, женские обряды были суверенной областью. В ответ мужское сознание испытывало почтение перед неведомой женской силой, нередко переходящие в маниакальные подозрение и неприязнь. В языческой варяжской древности встречались отдельные случаи первобытной «эмансипации» женщин – женщины-богатырки, воительницы, чем-то напоминающие вульгарные представления о валькириях германской мифологии. Их образы запечатлены во многих русских былинах северного цикла. Конечно, ко времени Сильвестра* многое из перечисленного оставалось уже в лучшем случае рудиментом сознания или баснословным преданием.

В семье функции между мужским и женским началами разделялись не только по ролям, но и территориально. Женщине, коротко говоря, принадлежало и приписывалось внутреннее пространство, мужчине – внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Мужчины часто отсутствовали – служба, армия и война, торговые поездки, работы на господина вдали от семьи (по оброку). Женщине не полагалось покидать дом, «кочевой потенциал» в основном — принадлежность мужского населения России. В описанных условиях большуха (жена отца или старшего сына) имела определенную власть не только над всем женским, но и над младшим мужским населением дома. К тому же авторитет женщины обеспечивался связью с печью, очагом (чрезвычайно почитаемыми у славян), едой, влиянием на детей, материнством, изготовлением и украшением одежды и т.п.

Взаимный страх, недоверие и непроницаемость полов были значительны. Для того, чтобы «обезвредить» невесту, в день свадьбы совершалось специальное банное действо: «смывание кр?соты», причем под последней понималась не столько внешняя пригожесть, сколько магическая сила девичества, набранная невестой в девичьих ритуалах. Мужчина и женщина той эпохи имели в высокой степени отличное друг от друга воспитание (в роли юноши и девицы соответственно); а те, в свою очередь, были закономерным продуктом своеобразных малых коллективов: круга юношей и круга девиц, имевших как собственные мифы, так и свой жесткий кодекс поведения. Соответственно, женская/девичья ментальность в сильной степени отличалась от ментальности мужской/юношеской. Степень откровенности и доверия сторон в супружестве была низкой. Судя по материалам, жены боялись, часто ненавидели своих мужей; мужчины боялись жен, ожидая от них лжи, подвохов, измен, отравления. Жены ценились ими мало, но так же мало склонны были ценить своих мужей и женщины. Разумеется, отрыто это не демонстрировалось; кроме того, жизнь знала и редкие исключения. Но в целом браки не совершались по любви, нередка была громадная разница в возрасте, взаимного уважения ждать было трудно.

Отношения полов в семье понимались также (в противовес патриархальной библейской модели долженствования) как вражда двух родов, к которым принадлежали муж и жена до брака. Имеется в виду как вражда полов, так и вражда семей (родов) мужа и жены, что подкреплялось магическими представлениями в символическом ментальном поле. (См.: Левинтон Г. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог). // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб., 1991).

Как известно, в Европе и Азии развод до христианства и в первые христианские века практически был возможен. Брачные союзы поначалу заключались не в церкви. Развод «по факту» с разъездом супругов был нередким явлением. При этом женщина обычно возвращалась в дом отца и/или матери. Позже, когда каждый брак стал церковным, и об официальном разводе рядовая женщина не могла и мечтать, у нее оставались, кроме бегства, криминальные и опасные для нее средства избавиться от мужа: убийство, открытая измена с социально значительно более высокопоставленным партнером (муж-крестьянин бессилен перед боярином), а при высоком статусе мужа – донос на него.

Мужьям низших сословий случалось «пропивать» своих жен; весьма часто муж и жена не проживали вместе и годами не видели друг друга. Любовь в русских песнях – всегда любовь на стороне, любовь ворованная. В фольклоре любовник коннотирован положительно, муж и семейная жизнь – отрицательно. Не встречается песен о счастливом замужестве. Иноземцы отмечают частые побои в русских семьях. «Бьет – значит, любит» - давняя, но неправильная русская пословица.

«Иностранцы рассказывают замечательное событие, - пишет Костомаров, - жена одного боярина, по злобе к мужу, который ее бил, доносила, что он умеет лечить подагру, которою царь тогда страдал; и хотя боярин уверял и клялся, что он не знал этого вовсе, его истязали и обещали смертную казнь (…) Жена взяла свое. Но еще случалось, что за свое унижение женщины отмщали обычным своим способом: тайною изменой. Как ни строго запирали русскую женщину [речь, конечно, идет о высших слоях общества – В.И.], она склонна была к тому, чтобы положить мужа под лавку, как выражались в тот век (…) Рабство всегда рождало обман и коварство. Часто женщина напивалась пьяна и тогда, если только представлялся случай, предавалась первому мужчине» (Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М., 1992).

Однако чем глубже в старину, тем больше страха и уважения к женскому началу. В Киевской Руси «…родителям случалось заключать письменный договор с зятем, чтобы он не бил жены», а в крестьянском (не городском) быту женщина «…хотя и находилась под гнетом тяжелых работ (…), но, по крайней мере, ее не держали взаперти. У козаков женщины пользовались сравнительно большею свободою: жены козаков были их помощниками и даже ходили с ними в походы» (Там же).

конец фрагмента

*Считается, что первая редакция русского «Домостроя» составлена в Новгороде Великом в конце XV – начале XVI века. Вторая, значительно переработанная, редакция (которая далее анализируется), собрана и заново отредактирована выходцем из Новгорода попом Сильвестром, влиятельным советником и воспитателем молодого русского царя Ивана Васильевича Грозного.
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Екатерина, Россия, Москва, 41 год
Екатерина, Москва, 41 год.
В отношениях
 
Кааатяяя, ну нельзя вечером в выходной столько букавак girl-cray2_rt_76.gif
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Екатерина, Россия, Москва писала:
Кааатяяя, ну нельзя вечером в выходной столько букавак
girl-haha_rt_70.gif Я ту статью по кусочку за несколько вечеров прочла. Статья о давно свершившемся, некуда спешить smile_rt_40.gif Начинайте в любой удобный день)
Николай, Россия, Москва, 57 лет
Николай, Москва, 57 лет.
 
И как все это прочитать?
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Николай, Россия, Москва писал:
И как все это прочитать?
не спеша.
Всем, кто любит упоминать Домострой, рекомендую к ознакомлению.
Сообщение отредактировала Небес Лазурь, Серендипити (автор поста) 04.11.2021 18:37
Галина, Россия, Воронеж, 45 лет
Галина, Воронеж, 45 лет.
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
не спеша. Всем, кто любит упоминать Домострой, рекомендую к ознакомлению.
Прочитала)
Века идут, а война полов вечна girl-cray2_rt_76.gif
Николай, Россия, Москва, 57 лет
Николай, Москва, 57 лет.
 
Женщина поссорившись с мужем идет в бар и напившись отдается незнакомому мужчине,ничего не меняется. В кино видел.
Сообщение отредактировал Николай, Россия, Москва (автор поста) 04.11.2021 18:41
Александр, Россия, Мытищи, 44 года
Александр, Мытищи, 44 года.
 
Нет, это крайне либеральное и феминисткое толкование Домостроя.
Не признаю такую трактовку nono_rt_50.gif
Поэт, Город Счастья, 48 лет
Поэт, Город Счастья, 48 лет.
Женат
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
К вашему вниманию небольшой фрагмент статьи "Русская женщина и эпоха "Домостроя"
Феодальный "Домострой" отменён товарищем Лениным.
Интересно, а "Домострой" лучше шариата или хуже?
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Николай, Россия, Москва писал:
Женщина поссорившись с мужем идет в бар и напившись отдается незнакомому мужчине,ничего не меняется. В кино видел.
Николай, Россия, Москва, 57 лет
Николай, Москва, 57 лет.
 
Для Небес Лазурь, Серендипити:

cool_rt_40.png
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Александр, Россия, Мытищи писал:
Не признаю такую трактовку
давайте ссылку на трактовку, которую признаёте.
Xoxлyшкa, РТ, Пестрецы, 44 года
Xoxлyшкa, РТ, Пестрецы, 44 года.
Замужем
 
Валерий, США, Нью-Йорк писал:
Это все сказки, написанные немцами Байером, Миллером и Шлецером. Это они написали о норманской теории происхождения славян и о том, какие славяне были дикие, пока их не воспитали немцы и французы.
Почему? Почитали и боялись у славян ведуний. А сколько божеств и духов женских имеется - Макошь, Рожаницы, Лада, Кикимора, Русалки и т.д.
Просто Я., Россия, Уфа, 45 лет
Просто Я., Уфа, 45 лет.
В отношениях
 
Xoxлyшкa, РТ, Пестрецы писала:
Почему? Почитали и боялись у славян ведуний. А сколько божеств и духов женских имеется - Макошь, Рожаницы, Лада, Кикимора, Русалки и т.д.
Так интересно читать про верования крестьян. Такая самобытная смесь христианства и язычества. Особенно годовой календарь.
Александр, Россия, Мытищи, 44 года
Александр, Мытищи, 44 года.
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
давайте ссылку на трактовку, которую признаёте.
У каждого раввина свое токование Торы и Талмуда - у нас в селе свое толкование Домостроя - устное biggrin_rt_40.gif
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Александр, Россия, Мытищи писал:
у нас в селе свое толкование Домостроя - устное
angel2.gif удобно, да?))
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Галина, Россия, Воронеж писала:
Прочитала) Века идут, а война полов вечна
Там что-то о перемириях мелькало, не? girl-haha_rt_70.gif
Xoxлyшкa, РТ, Пестрецы, 44 года
Xoxлyшкa, РТ, Пестрецы, 44 года.
Замужем
 
Просто Я., Россия, Уфа писала:
Так интересно читать про верования крестьян. Такая самобытная смесь христианства и язычества. Особенно годовой календарь.
Двоеверие) Невозможно искоренить одну веру и насадить другую, поэтому двоеверие как вариант.
Галина, Россия, Воронеж, 45 лет
Галина, Воронеж, 45 лет.
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
Там что-то о перемириях мелькало, не?
Завтрак, обед и ужин по расписанию rtfm_rt_52.gif
Перемирие на это же время)
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет
Небес Лазурь, Серендипити, 50 лет.
 
Галина, Россия, Воронеж писала:
Перемирие на это же время)
Лови волну wink_rt_40.gif
Галина, Россия, Воронеж, 45 лет
Галина, Воронеж, 45 лет.
 
Небес Лазурь, Серендипити писала:
Лови волну
Моя твоя понимает)
Но после сытного ужина замуж не тянет и в сон клонит blush_rt_40.gif
Страницы:
1
2

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
У вас в браузере возможно отключены Cookies, по этому вы не сможете авторизоваться на сайте. Пожалуйста включите Cookies в настройках вашего браузера. Инструкция: что такое cookies и как их включить
Логин, email или телефон
Пароль
Закр