загрузка
Главная Форум Наша жизнь Кино, книги, журналы, музыка, творчество, стихи Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью
Владимир, Россия, Москва, 54 года
Владимир, Москва, 54 года.
 
Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Девятнадцатый век создал ту идею истории, в которой мы все еще живем. События той эпохи, события французской революции показали европейцам, что у них теперь есть прошлое, что, то безостановочное развитие, то состояние общества, которое казалось вечным, изменяется. После французской революции за пятнадцать лет которой сменилось несколько режимов стало ясно, что прошлое это прошлое. И у прошлого есть свое лицо, специфическое, и у каждого народа есть своя история. Девятнадцатый век усилиями романтиков, которые увидели в прошлом исключительно визуально привлекательное явление, которые видели в прошлом мир гармонии человека и общества, человека и мироздания, усилиями позитивиских историков девятнадцатого века, которые занялись фактами, источниками и стали методично реконструировать события прошлого, пытаясь дать им какое-то непротиворечивое объяснение потом, вот из этих усилий художников, поэтов и ученых родилась та идея истории, которую мы все еще не смотря на постмодернискую эпоху несем.

Девятнадцатый век создал историческую живопись, как мы ее знаем. Не отвлеченные греческие и римские герои, действующие в идеальной обстановке и руководимые идеальными мотивами. История 19 века становится театрально мелодраматичной. Она приближается к человеку, и мы в состоянии теперь сопереживать не великим деяниям, а несчастьям и трагедиям. Например, бестселлерам начала тридцатых годов в Европе стала картина Поля де Лароша Казнь леди Джейн Грей.
Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Она не показывает, как этой прекрасной женщине отрубают голову, но видим наточенный топор, нежную шею, страдающих фрейлин, и мы видим, что она затрагивает людей, таких как мы, нам их жалко и мы переселяемся мысленно туда. Это такая по-хорошему мелкобуржуазная история. Каждая европейская нация создала себе историю в девятнадцатом веке и конструируя историю она в общем создавала свой портрет и планы на будущее. В этом смысле европейскую историческую живопись девятнадцатого века страшно интересно изучать, хотя на мой взгляд она не оставила, почти не оставила по-настоящему великих произведений. И среди этих великих произведений, я вижу одно исключение, которым мы русские можем по праву гордиться. Это утро стрелецкой казни Василия Сурикова.

Эту картину мы все знаем с детства и как любая привычная вещь, она уже не вызывает у нас свежего интереса и требует свежего взгляда. Я постараюсь показать, что в этой картине отличает ее радикально от того, что делалось в Европе в это время.

Если мы посмотрим на историческую живопись девятнадцатого века, мы увидим, что она вся про внешне правдоподобие.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Мушкетеры в таверне, одетые так, как в семнадцатом веке.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Вступление Карла V в Антверпен, написанное так как его написал бы Тициан. В костюмах того времени с пафосом того времени.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Вашингтон, пересекающий реку Делавэр в униформе, которую он скорее всего носил тогда и с солдатами, которые гребут через ледяную речку с тем усилием которое должно было быть приложено, что бы ее пересечь.

Но во всех этих картинах, в которых внешняя достоверность, униформы, портрета, атрибутов превалирует, во всех этих картинах все равно есть один действующий герой. Полководец, генерал, исторический персонаж, он может направлять историю, он может страдать, но все равно историческое событие, это его деяние или его трагедия. В этом отношении Суриковская картина стоит особняком.

1698 год, Москва. В отсутствии Петра, уехавшего за границу, происходит очередной стрелецкий мятеж. Мятеж этот подавлен и еще до возвращения царя в Москву начинаются казни. Некоторые источники говорят, что Петр, вернувшись оттуда сам участвует в экзекуциях и это кровавая часть петровских реформ будет, затем, висеть над ним черной тенью, как в общем многие поступки нашего царя революционера.

Суриков сибиряк, который поехал учиться в академию художеств в Петербург и на своей дороге в столицу остановился в Москве. Тогда он запомнил Красную площадь и как настоящий художник, для него толчком вдохновения были даже не прочитанные исторические книги, а то ощущение истории, сохранившийся в порах стен Кремля, Василия Блаженного, в храмах, в почве площади, о чем он потом говорил. Он понял, что он стоит на том самом месте, где происходили трагические события, где шли вот эти казни. И когда он окончил академию и с облегчением чужой для него Петербург, переселившись в Москву, он начал работать над огромной картиной, которая сейчас находится в Третьяковской галереи и в которую мы как бы можем войти. Она большая, фигуры почти в наш рост, и она создана так, что предполагает наше соприсутствие. Мы находимся практически на уровне этого полотна мы, кажется, можем присоединиться к толпе стрельцов.

На первый взгляд эта картина отличается от других больших картин тем, что она поразительно не организованна. То что мы видим перед собой это толпа, которая занимает пожалуй что четыре пятых картины. Разобраться в том, как это структурированно сложно. Это очень тщательно организованное месиво.

В этой толпе бросаются в глаза несколько фигур стрельцов в белых рубашках, которые обречены на казнь. Они держат умирающие свечи, знак их веры, прощания. Задуваемая свеча – прекращающая жизнь. Белые рубахи, это их очищение перед смертью, как воин надевает белую рубашку перед боем, и их окружает пестрая, очень живописная толпа. Эти вещи, эти ткани, эти одеяния написаны с настоящим вкусом живописца, который знает, что такое венецианская живопись.

Суриков, наверное, наш самый одаренный живописец девятнадцатого века, но дело здесь не в том, что это блестящая живопись. Он не хочет быть здесь навязчиво красивым. Задача его другая. Не явно, но очень настойчиво он выстраивает послание, которое я постараюсь расшифровать. Мне кажется, что эта спутанность большей части композиции совершенно нарочита. Суриков показывает нам живую толпу, в которую вкраплены белые пятна рубах людей, которые сейчас умрут. Мы видим Петра, сидящего на лошади и с каким-то непонятным оцепенением глядящего на толпу. Рядом стоят замершие его советники. Кто в европейском платье, кто в боярском, а позади Петра шеренга солдат, а вот за шеренгой солдат пустые виселицы. Это серое московское утро, утро смерти, не начавшейся еще. Он заставляет нас присутствовать при начале казни, которая еще не началась.

Еще Максимилиан Волошин, написавший отличную книгу о Сурикове, основанную на беседах с ним, обратил внимание, что Василий Блаженный пестрый, яркий, лишенный четкой структуры, стоит за этой клубящийся толпой. Но я добавлю к этому, за Петром, за шеренгой солдат кремлевская стена с мерными зубцами. Смотрите, слева живой народ, часть которого сейчас умрет. Он клубится и двигается, как живая стихийная органическая масса. Справа шеренга солдат, шеренга виселиц, шеренга зубцов. Справа порядок, слева жизнь. Справа государство, слева народ.

Петр, который должен быть мотором этого действия пассивен, словно оцепенел, а толпа жива. Что держит эту композицию вместе. Безусловно это было отмечено уже не раз, это дуэль взглядов рыжебородого стрельца, сжимающего свечу и яростно глядящего на Петра и Петра, который отвечает ему этим взглядом.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много, но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают картину уникальной. Владимир Стасов, пропагандист творчества передвижников, защитник русского реализма, написавший много лишнего про них, про Сурикова сказал очень хорошо. Он назвал картины такого рода хоровыми. Действительно в них отсутствует один герой, в них отсутствует один двигатель. Двигателем становится народ, но в этой картине очень хорошо заметно роль народа. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор. Эту современную трагедию, с которой мы очень хорошо знакомы по истории двадцатого века, мы видим в картине Сурикова.

Девятнадцатый век ничего подобного в исторической живописи не дал, но если мы посмотри на все картины этого художника, мы видим одну странную вещь. История происходит в его полотнах, как бы по мимо воли действующих лиц. Боярыню Морозову, скованную, везут в санях. Стенька Разин, задумчиво лежит в челне. Русские солдаты двигаются через Альпы, даже не поминовению руки Суворова, а словно под властью ньютоновской силы притяжения. Похоже, что у Сурикова какая-то своя идея истории, очень близкая тому, о чем писал Толстой в Войне и Мире, когда не герой становится мотором этой истории, а она происходит силою вещей, и человек и народ оказывается частью этого потока, но не деятелями и не двигателями.

Общество, народ, нация в этой картине кажется разделенными. Государство, символ порядка и смерти, прижато к правому краю полотна и ему оставлена где-то пятая часть, а народ, часть которого сейчас умрет, занимает значительную часть этой картины. Солдат Петра в униформе, которая кажется черной и стрельцы в белом, противопоставлены, как добро и зло.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Но если мы присмотримся к лицам этих людей, и попытаемся мысленно побрить стрельца, то мы увидим, что лицо петровского солдата и лицо стрельца практически неотличимы, как братья. И здесь, мне кажется, очень важным вот какой момент. Что физически соединяет две неравные части композиции. Это стрелец в белой рубашке, которую мы видим со спины, отправляющийся на казнь, делающий первый шаг и солдат в униформе, который поддерживает его за плечо.

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью


Если мы мысленно уберем все, что их окружает, мы не за что в жизни не сможем предположить, что этого человека ведут на казнь. Это два приятеля, которые возвращаются домой. И один поддерживает другого дружески и тепло.

Когда Петруша Гринев в капитанской дочке вешал пугачевцев, они говорили, не бойсь, не бойсь, словно и впрямь хотели подбодрить. Вот это ощущение того, что разделенный волей истории народ в то же время братски един это поразительное качество суриковского полотна, которую тоже больше нигде не знаю. Это то что ставит эту картину в один ряд с капитанской дочкой и войной и миром.
Тема скрыта, т.к. её содержание не нравится большому количеству пользователей. Открыть содержание
Таня, Россия, Москва, 56 лет
Таня, Москва, 56 лет.
 
Замечательно написано!
Спасибо.
lili, Россия, Москва, 47 лет
lili, Москва, 47 лет.
 
У Сурикова есть гораздо более жизнерадостные полотна.
Хотя бы к празднику сменили репертуар.
Эсти, Лесное озеро, 44 года
Эсти, Лесное озеро, 44 года.
Замужем
 
lili, Россия, Москва писала:
У Сурикова есть гораздо более жизнерадостные полотна. Хотя бы к празднику сменили репертуар.
Ну что вы в самом деле! Замечательный художник, потрясающая картина. Лица какие, перед этой картиной стоять хочется долго-долго, вглядываться в каждое лицо, считывать эмоции и мысли. В свое время я ее репродукцию с лупой разглядывала. И написано о ней очень интересно. Не знаю, я с удовольствием и интересом встречаю все темы Владимира.
lili, Россия, Москва, 47 лет
lili, Москва, 47 лет.
 
Эсти, Лесное озеро писала:
Ну что вы в самом деле! Замечательный художник, потрясающая картина. Лица какие, перед этой картиной стоять хочется долго-долго, вглядываться в каждое лицо, считывать эмоции и мысли. В свое время я ее репродукцию с лупой разглядывала. И написано о ней очень интересно. Не знаю, я с удовольствием и интересом встречаю все темы Владимира.
Да это не я в самом деле, а Владимир в самом деле.
Так и хочется сказать "ну что вы, Владимир, в самом-то деле" rofl_rt_56.gif
Художник замечательный, темы, на которые Владимир обращает внимание не замечательные.
Сообщение отредактировала lili, Россия, Москва (автор поста) 28.12.2017 08:25
NyutaУдачливая&, Россия, Москва, 48 лет
NyutaУдачливая&, Москва, 48 лет.
 
Помимо пишется слитно, а по поминовению не употребляется без по - не по поминовению. sarcastic_rt_50.gif sarcastic_rt_50.gif Мне просто интересно: это взгляд на картины просто человека или профессионала-искусствоведа?
Владимир, Россия, Москва, 54 года
Владимир, Москва, 54 года.
 
lili, Россия, Москва писала:
У Сурикова есть гораздо более жизнерадостные полотна
А попробуйте написать про такую картину.
Скорее всего кроме того, что эта картина жизнерадостная сказать по большому счету будет нечего.

Так устроен человек.
Владимир, Россия, Москва, 54 года
Владимир, Москва, 54 года.
 
NyutaУдачливая&, Россия, Москва писала:
Мне просто интересно: это взгляд на картины просто человека или профессионала-искусствоведа?
Это взгляд профессионала-искусствоведа.
От меня тут только то, что я перевел видеолекцию в текст.
lili, Россия, Москва, 47 лет
lili, Москва, 47 лет.
 
Владимир, Россия, Москва писал:
А попробуйте написать про такую картину. Скорее всего кроме того, что эта картина жизнерадостная сказать по большому счету будет нечего. Так устроен человек.
Как вы оригинально устроены... ну очень оригинально t7407.gif
Ирина Алексашина, Россия, Москва, 50 лет
Ирина Алексашина, Москва, 50 лет.
 
Вот никогда не понимала-почему на Лобном месте все фигуры в темных одеждах? Там же казнят стельцов- в белых рубахах они,а на месте казни их нет.
Эсти, Лесное озеро, 44 года
Эсти, Лесное озеро, 44 года.
Замужем
 
Ирина Алексашина, Россия, Москва писала:
Вот никогда не понимала-почему на Лобном месте все фигуры в темных одеждах? Там же казнят стельцов- в белых рубахах они,а на месте казни их нет.
Потому что и не казнили их там, ряды виселиц на картине вдоль кремлевской стены стоят. А на Лобном месте зеваки собрались, залезли повыше, чтобы все углядеть. Вроде бы как и вовсе на Лобном месте не казнили никого, с этого места указы царские объявлялись, да на Вербное воскресенье патриарх вербу раздавал, ну, насколько я знаю.
Сообщение отредактировала Эсти, Лесное озеро (автор поста) 28.12.2017 09:07
Ирина Алексашина, Россия, Москва, 50 лет
Ирина Алексашина, Москва, 50 лет.
 
Эсти, Лесное озеро писала:
Потому что и не казнили их там, ряды виселиц на картине вдоль кремлевской стены стоят. А на Лобном месте зеваки собрались, залезли повыше, чтобы все углядеть. Вроде бы как и вовсе на Лобном месте не казнили никого, с этого места указы царские объявлялись, да на Вербное воскресенье патриарх вербу раздавал, ну, насколько я знаю.
Спасибо, еще одна загадка разрешилась)))
Елена, Россия, Москва, 39 лет
Елена, Москва, 39 лет.
 
Очень интересно smile_rt_40.png спасибо smile_rt_40.png
Юлия, Москва, м. Бунинская аллея, 40 лет
Юлия, Москва, м. Бунинская аллея, 40 лет.
 
Таня, Россия, Москва, 50 лет
Таня, Москва, 50 лет.
 
Владимир, Россия, Москва писал:
Это взгляд профессионала-искусствоведа. От меня тут только то, что я перевел видеолекцию в текст.
Владимир, статья интересная. Спасибо. Только, думаю, что будет справедливо, если вы укажете автора лекции.
Новых ответов пока нет.

Вы не можете ответить, т.к. в данный момент не зарегистрированы или не авторизованы

Регистрация | Напомнить пароль | Или введите e-mail (номер телефона) и пароль в форме "Вход на сайт"

Или Вы можете войти на сайт (создать анкету), используя Войти через Mail.Ru Mail.ru, Войти через Одноклассники OK.ru или Войти через ВКонтакте VK.com Войти через Yandex Yandex

наверх
Вход на сайт
Логин, email или телефон
Пароль
Закр