И сколько нам
отпущено жить -
никто не знает...
Но жить все равно придется,
и жить по-человечески,
Вернее по-божески...
Писатель Василий Иванович Белов умер на 81-ом году жизни
Василий Белов один из самых видных представителей деревенской прозы. Он родился в крестьянской семье в Вологодской
области, где прожил последние полвека. В середине восьмидесятых Белов вместе с другими писателями выступил против скандального проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
Номер малотиражного петрозаводского журнала Север в 1966 году, где напечатали повесть Василия Белова
Привычное дело, читала вся страна. Крупные столичные издания по цензурным соображениям от нее отказались. Еще бы. Привычное дело о трагедии русской деревни.
Главный герой Иван Африканович Дрынов добрый, многодетный, безалаберный, не дурак выпить с дружками. Повесть
начинается с веселых историй заканчивается трагедией. Жена Ивана Африкановича Катерина умирает, в могилу ее сводит непосильная работа,причем сразу же после родов.
У повести был эффект разорвавшейся бомбы.
Русский народ обманут. Россия оскорблена и унижена заявлял сам писатель в 1989 году с трибуны II съезда народных депутатов в Москве.
Василий Белов родился в деревне Тимониха на Вологодчине в страшном 1932 году. Крестьян раскулачивают, по
всей стране голод. Он с детства узнал тяжелый крестьянский труд,плотничать выучился у отца. Когда в 1943-м Ивана Белова убили на фронте,Вася с братом достроили родную избу в Тимонихе.
Вот тебе соха, вот тебе земля, ежели к обеду полосу не вспашешь По повести Плотницкие рассказы снят телефильм с Борисом Бабочкиным в главной роли. Василий Белов написал ее в 1968-м. В центре повествования плотник Олеша Смолин, рассказывающий о своей жизни. Просто и мудро. Его собеседник Константин Зорин наделен чертами самого Белова.
Подобно своему герою, Василий Белов сумел вырваться из послевоенной деревни, где колхозники фактически были
крепостными, поступил в фабрично-заводское училище. Потом была служба в армии, возвращение на Вологодчину, где он издал первые стихи.
Затем Литературный институт в Москве,всесоюзная слава. Василий Иванович пишет о деревне, ее людях, и критики
причисляют его к литературному направлению "писателей-деревенщиков. Это Абрамов, Астафьев, Распутин, Шукшин. С Василием Шукшиным он особенно дружил.
Еще одна тема, которая волнует Белова, семья, разводы,пьянство, несчастные дети, которые растут в садиках и интернатах.Все твердят воспитание Будет нормальная жизнь будет и воспитание был убежден писатель.
В 1979 выходит фундаментальный труд Лад, который стал энциклопедией жизни русского Севера.
Повесть Кануны о раскулачивании. Эту тему писатель изучает уже как историк, а в конце 1980-х требует признать геноцид русского народа. Его выступление на II съезде народных депутатов в Москве так и осталось без ответа. Создали несколько комитетов,комиссий и подкомиссий, которые разрабатывали буквально все детали:
сколько винтовок потребуется, сколько охраны, сколько расстрелять потребуется, сколько барж нужно и вагонов для пересылки. Речь идет о геноциде заявлял в 1989 году Василий Белов .
В 80-х деревня умирает, молодежь уезжает в город, пахотные земли зарастают бурьяном. Василий Белов это тяжело
переживает. Еще горше от того, что перестала существовать родная Тимониха, стала безлюдной.Последний удар, который спровоцировал инсульт, свои же, деревенские, разграбили, осквернили деревянную церковь, которую писатель на свои деньги воссоздал из руин.
Церковь, где крестили Василия Ивановича. В последние годы Белов тяжело болел, не давал интервью, не выезжал из Вологды только в Тимониху, без которой тосковал.