https://postnauka.ru/video/65826
... Она начинается как
социальное движение. Основоположник – двоюродный брат Чарльза Дарвина
Фрэнсис Гальтон. Гальтон исходил из представления о том, что талант и интеллект есть наследуемые признаки, и человечество должно относиться к своему продолжению рода так же внимательно и ответственно, как выводятся новые породы домашних животных или новые виды растений. Предполагалось распространить дарвиновские представления об искусственном отборе на человека. Но при этом Фрэнсис Гальтон прекрасно понимал, что заставить человека принудительно скрещиваться и отбраковывать до 95% поколения, как это происходит при искусственном отборе растений и животных, невозможно. Поэтому он предлагал возвести евгенику в ранг своего рода религии, для того чтобы каждый человек просто верил в то, что выполнение продуктивной функции, то есть рождение детей, должно быть неслучайным.
Такая пропаганда идеи улучшения человеческой природы в целом увенчалась успехом. И в год смерти Гальтона — а умер он в 1911 году — уже во многих странах мира стали создаваться евгенические общества, издаваться евгенические журналы. Учитывая стремление людей к улучшению жизни за счет революционных изменений, станет понятно, почему идея евгеники нашла благодатную социальную почву. Например, в Скандинавских странах или в Советской России.
В нашей стране оформление евгеники произошло в 20-е годы XX века, когда сразу в нескольких городах, а именно в Петрограде, Москве, Киеве, возникли центры, которые поставили перед собой задачу в первую очередь научного исследования наследственности. Надо сказать, что в отечественной евгенике в условиях, когда генетика только проходила этап становления, решали очень интересные научные задачи. Например, исследовали наследственные факторы многих соматических заболеваний: дальтонизма, диабета. Пытались показать, что корни таланта и одаренности есть у выходцев из народа.
К 1925 году евгеника как идея вступила в жесткий конфликт с марксистской традицией, потому что зарождающаяся генетика показывала значимость ненаправленных, случайных мутационных изменений, а марксизм настаивал на том, что социальные изменения, изменения природы человека как следствия социальных процессов возможны. И под влиянием этого идеологического конфликта к 30-м годам XX века евгеника фактически сошла на нет. Она потерпела и человеческие, и институциональные потери.
Чуть позднее, на фоне прихода нацистов к власти, евгеника стала практикой нацистской Германии. Поэтому после Второй мировой войны об этой науке на долгое время, забыли.
Однако современное развитие генетических исследований и появление возможности вмешательства в геном человека, в том числе в череде поколений, а также развитие представлений о влиянии факторов среды на формирование тех или иных признаков заставили вновь обратить внимание на идеи евгеники: для того чтобы после определения генетической предрасположенности у конкретного человека можно было создавать такую среду, в которой, с одной стороны, не проявлялись бы наследственные задатки заболеваний, а с другой стороны, складывались условия для лучшего проявления признака, например одаренности музыкальной, художественной.
Евгенические проекты следует отличать от
медицинской генетики. Медицинская генетика всегда связана с индивидуальным консультированием человека или семьи. О евгенике можно говорить только в том случае, когда изменяется репродуктивная практика всей популяции, когда деторождение становится неслучайным.
Евгеника как наука, конечно, сегодня рассматриваться не может, но как
социальное движение и как
идея – евгеника продолжает существовать.
Например, Сингапур в конце XX века стал единственной страной мира, которая провозгласила на уровне государственной политики евгеническую задачу: улучшить наследственные задатки нации. Причем современный Сингапур использует как негативные методы, предлагая, например, стерилизацию одному из супругов в обмен на денежную компенсацию…, так и позитивные меры, когда страна пытается преодолеть общемировую демографическую тенденцию, согласно которой высокоинтеллектуальные люди, как правило, вступают в брак в более взрослом возрасте, а женщины с высокими баллами IQ, как правило, имеют небольшое количество детей. Сингапур, пытаясь работать в отдельно взятой стране против такой мировой тенденции,
подбирает по особым анкетам интеллектуальных мужчин и женщин, не вступивших до сих пор в брак, и отправляет их за счет государства в так называемые любовные круизы, обещая детям, родившимся в результате этих поездок, места в элитарных школах, а их матерям всяческую поддержку.
Мировая элита тоже отчасти была заинтересована в евгенических проектах, поскольку евгеника изначально провозглашала неравенство людей по отношению к возможностям достижения тех или иных проявлений признаков. Но в начале XX века наблюдалась явная недостаточность объективных научных знаний о том, как связаны проявление признака и генетика. Сегодня очень много известно о генетике, о том, как проявляется признак в среде, поэтому евгенические идеи снова весьма популярны.
В современной науке появляются новые возможности для технологического изменения признаков человека разными методами. Это и прямое редактирование генома, и возможная оценка признаков еще не рожденного ребенка, например зачатого с помощью экстракорпорального оплодотворения, это и возможности применения ксенотрансплантации, для того чтобы улучшить те или иные признаки человека.
Этическое и правовое регулирование воздействия на взрослого рожденного человека отличается от регулирования работ с биологическим материалом, например, на уровне генов, хромосом, на уровне отдельных клеток. И в будущем перспективы евгеники как идеи и как практики могут быть связаны именно с переходом от отбора и оценивания людей к отбору и оцениванию биологического материала.
На уровне тех же самых идей и лозунгов смещение
объекта оценивания может породить существенные этические и правовые проблемы…
--
https://medium.com/eggheado-science/28eb65226ca6
В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на ceкcуальной почве, предусмотрена возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией. Первый штат, который принял евгенические законы — Индиана (в 1907 году).
Одни из самых жестоких евгенических законов существовали в Северной Каролине. К примеру, стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.
«Уклонистов» безжалостно наказывали: сажали в тюрьму на три года или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали всеми доступными способами: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты…
При таком подходе «негодный человеческий материал» был практически исключен из процесса размножения. Одна беда: «нездоровыми», как правило, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались врачевать «язвы общества» — нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.
В нацистской Германии (1933—1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения. Эта политика проводилась сначала в самой стране, а затем и на сопредельных захваченных территориях:
• Программа эвтаназии Т-4 — уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
• Преследование гомоceкcуальных мужчин.
• Лебенсборн — зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
• «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев).
• План «Ост» — захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе.
«Сейчас евгеника — это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».
Фактически, современные ЭКО-центры это начало негласного осуществления евгенических программ. Огромные деньги вкладываются под это дело.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов.
Главная проблема в том, что лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие)
могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.
--
https://pikabu.ru/story/evgenika__zapreshchyonnaya_nauka_budushchego_4598349
Гальтон рассуждал, что раз для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то и целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, чтобы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает «рождение лучших». Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: «Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также она изучает все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить».
Заметьте! Тут нет ни слова о необходимости выведения «евгенически ценных популяций». И, тем не менее, очень скоро в евгеническом обществе наметился раскол. И вот почему. Любой селекционер знает: чтобы вывести новую, усовершенствованную породу, следует выбраковать порядка 95% «исходного материала» — животных, птиц, семян и т. д. и т. п. Основной постулат любого отбора:
худшие (слабые) не должны участвовать в размножении. Вот на этот-то подводный камень и наткнулась евгеника. Тут-то и
произошло лобовое столкновение новой науки с человеческими этикой и моралью.
… Умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования запросто могли забрать в закрытое заведение. Хотите чадо обратно? Будьте любезны, простерилизуйте его. По той же схеме поступали и со взрослыми. Их просто ставили в известность – дескать, вы больны и потому решено вас того… И деваться таким пациентам, как правило, было некуда. Разумеется, вопрос нездоровья того или иного индивидуума определялся специальной комиссией. Но вот кто входил в ату комиссию? А когда как! Судьбу одних «больных» решали в министерствах здравоохранения, а участь других — обыкновенные врачи, а порой даже и пастор вкупе с представителями органов опеки и/или народного образования. Так что «достоверность» заключений в большинстве случаев, надо полагать, была сомнительной… Но тогда почему-то об этом никто не думал.
… Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации — радиационной, химической, механической и т. д. и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских «исследователей» признали палачами. А на ни в чем не повинную евгенику наложили табу…
… В той же Америке, например, абортируется более 90% зародышей, которым был вынесен страшный вердикт: «синдром Дауна».
—
Вообще,если вдуматься, за этой наукой будущее должно быть...но...разве наше несовершенное общество со своими неизменно деградирующими понятиями о морали, чести...может взять на себя ответственность за принятие выбора...серьезного выбора...большинство представителей его, даже в своей жизни не способны решение принять и уж тем более нести за него ответственность...а что касается будущего человечества в целом...хотелось бы надеятся, что подобные высокие цели, будут достигнуты достойными методами... А для этого, в процессе должны быть задействованы люди высокоморальные...коих оч мало...и при определенных обстоятельствах, к сожалению, и на них можно оказать влияние и давление со стороны... Так, что все было бы оч замечательно, если бы не было так грустно...