НЕ МОЕ, НО НУЖНОЕ
Как сформулировать, что же такое - думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так...
Думать - это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: "А почему это так?". По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы "Какие основания так думать?" Думать - это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями - и принять наилучшее решение... Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать - это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу "потому что", а целями и ценностями, всегда задавая вопрос "Зачем? Для чего? Во имя чего?". Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
Думать - это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко... Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно...
Как понять, думает человек или нет? В первую очередь - по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания - признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы - признак того, что человек думал и умеет думать.
Что мешает думать? На поверхности - эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать
Моя соседка тетя Юля, милейший и любимый мною человек, умеет говорить и делать огромную кучу нужных дел, совершенно при этом не включая мозги. Зачем думать, когда можно просто реагировать?
Думать — то есть знать, что ты хочешь, и делать (говорить) то, что даст нужный результат.
Она приходит в гости — у нее включается речь (некий текст с абсолютно безразличным про что содержанием), руки автоматически готовы включиться например в "помыть посуду", а тело само двигается за другими движущимися телами.
Механичность и неизбежность ее телесности просто впечатляет.
Мышление как способность думать, тем не менее, у нее присутствует, и если ее посадить на табурет, сесть прямо перед ней, взять ее руки в свои и найти фразы, выполняющие роль ключевых, она — может проснуться. Она действительно пробуждается. В глазах появляется осмысленное выражение, тогда она может даже помолчать, а потом сказать нечто неслучайное.
Вы помните, что писал Свифт о клайменоле-хлопальщиках, будящих лапутян? Это свершается.
Некоторое время она думать будет. Позже, однако, она неизбежно устает, снижается, ставится на автопилот и — выключается. Хотя продолжает активно жить и все делать.
Бывают, однако, более тяжелые случаи. Таня, директор крупного детско-юношеского досугово-творческого центра, — симпатичнейший человек, подвижник по работе и при этом просто дура. Она не мыслила никогда, она этого делать категорически не умеет, и ей этого не объяснить, потому что ей нечем понять, что это такое. С ней этого никогда не происходило.
Ей сказали, как проводить зарядку, — она будет проводить ее согласно инструкции, не глядя на настроение занимающихся. Если ей сказать, что она проводит зарядку неправильно, она вначале растеряется, а потом засветится и попросит правильную инструкцию, чтобы ее выучить. Она всегда только воспроизводит то, что ей рассказывали или что она прочитала.
Ее пятилетняя дочь убеждена, что детей находят в капусте. "Мне мама сказала! Я теперь это знаю!"
И глаза — твердые.
Способ познавания мира самой мамой Таней отличается немногим: "Вы знаете, я раньше не знала, что такое Бог, а потом я в очень умной книге прочитала: "Бог — это солнечные лучи". И теперь я это знаю!"
В отличие от тети Юли, маму Таню мне не удалось включить и вывести на думание — ни разу. Повторю, у меня создалось впечатление полного отсутствия у нее этой функции.
Едва ли грамотный психолог увидит в этих простых заметках какую-либо для себя новость: то, что констатирую я, писали и десятки других моих практикующих коллег. Например, на языке транзактного анализа Эрика Берна "думать" — это встать в позицию Взрослого, поднявшегося над живой (в данном случае — бездумной) эмоциональной непосредственностью Ребенка и бездумно усвоенными (и также воспроизводимыми) наставлениями Родителя.
Читали, помните.
Но тогда естественный вопрос: как часто человек встает в позицию Взрослого, как часто человек начинает — думать? Если учесть, что научить человека включать своего Взрослого и есть цель долгой и трудной работы психотерапевта, то ответ ясен: нормальный человек думает редко. Основное время своей жизни он просто живет, выплескивая своего Ребенка и бубня своего Родителя.
Верно?