Вся жизнь — борьба и бесконечный бой! Пробки на дорогах, давка в метро, офисные войны, разборки с домашними… Казалось бы, конфликтов не избежать. Но не будем делать поспешных выводов.
Конфликты бывают разными. Но сегодня мы поговорим о самом распространенном их виде — о межличностном конфликте. Возникнуть он может совершенно неожиданно и на пустом вроде бы месте. Однако, как правило, так считают только те, кто нападает первым. А если спросить «жертву», то она назовет 100 тысяч причин, по которым совершенно спокойно может подать жалобу на обидчика как минимум в Европейский суд по правам человека. А если «жертва» не так интеллигентна, вполне можно обойтись старой доброй руганью и мордобоем.
В человеческом обществе еще задолго до появления лабутенов и сумок Биркин бытовал закон «око за око». И с тех пор, похоже, мало что изменилось, хотя вот уже вторую тысячу лет нас призывают подставлять правую щеку вслед за левой. Как бы не так! Как только намечается мало-мальское посягательство на наши интересы, с большинства из нас вместе с лабутенами моментально слетает всякий лоск. И мы — все те же неандертальцы, с тем же оскалом и теми же намерениями лишить противника зрения.
Комментарий психолога Юлии Самойловой:
«В конфликтных ситуациях люди реагируют совершенно по-разному. Не будем спорить с тем, что реакция во многом зависит не только от воспитания, но и от психологического типа человека. При избегании человек уходит на дно, отворачивается от конфликта без попытки его решить.
Приспособление — это позиция жертвы.
Компромисс — это попытка договориться, однако ваши интересы могут пострадать.
Сотрудничество — это, пожалуй, самый верный выход из ситуации, когда стороны ищут общие интересы. Но, к сожалению, такой исход возможен не всегда, и чаще всего мы наблюдаем ситуацию соперничества, когда интересы одной стороны удовлетворяются за счет другой.
Слово за слово…
В повседневной жизни чаще всего конфликты возникают, что называется, «слово за слово». Кому-то не понравилось, что на него косо посмотрели. Кто-то счел возмутительным замечание в свой адрес. А дальше — по нарастающей. Психологи считают, что больше половины конфликтов возникает помимо желания их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены — слова или действия, которые провоцируют ссору и выяснение отношений.
Нелестный отзыв о кривых ногах коллеги, которая, тем не менее, рискнула прийти в офис в мини и на шпильках, или совет, которого никто у вас не просит, а вы его все равно даете — это конфликтогены превосходства. Если вы кидаетесь на людей по поводу и без, если вас хлебом не корми, только дай посплетничать или нахамить, особенно по телефону — это конфликтоген агрессии. Если вы привыкли выезжать за счет других или, иными словами, загребать жар чужими руками, вы ведете себя как хитроумный эгоист, поэтому будьте готовы получить по полной программе.
Но если хотя бы один из участников конфликта поведет себя грамотно и не отреагирует на агрессию, то взрывоопасная ситуация сойдет на нет. Само собой, причина конфликта никуда не улетучится, и разбираться с ней все равно придется — но уже в куда более спокойном состоянии.
Как избежать конфликта
2500 лет назад китайский военный стратег Сунь-Цзы сказал: «Сто раз сразиться и сто раз победить — не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию не сражаясь». Его трактат «Искусство войны» и сейчас является настольной книгой… дипломатов. Почему именно дипломатов? Потому что в ней отражена тысячелетняя китайская мудрость: «Величие победителя состоит в том, чтобы найти кратчайший путь к цели и при этом свести конфликт к минимуму».
Для этого нужно смело использовать «принцип амортизации», который содержит два «не»: не вступать в спор и не оправдываться. Когда кипят страсти, самым лучшим будет создать иллюзию согласия. Это сведет конфликт на нет, а когда все остынут, можно будет спокойно все обсудить.
Помогут и следующие советы.
Не бойтесь сознательно принизить собственные достоинства, чтобы достичь мира. От этого вы только выиграете.
Помните, что самая благодатная почва для ругани и ссор — это собственное тщеславие и неспособность понять, что мир вертится отнюдь не вокруг вас.
Избегайте слов и поступков, провоцирующих ссору. Если этого не сделать в самом начале, дальше напряжение будет только увеличиваться, и ситуация обязательно выйдет из-под контроля.
Постарайтесь посмотреть на конфликт глазами противника и понять его мотивы и состояние. Это поможет вам правильно сориентироваться в ситуации и правильно ее разрешить.
Даже если самая большая ваша мечта — это вцепиться нахалке в космы, пусть лучше она останется несбыточной. Агрессия спровоцирует агрессию. А вы попробуйте вести себя доброжелательно. Вспомните мультфильм про крошку Енота, который научился улыбаться собственному отражению — и конфликта как не бывало!
Лучший способ спорить — это обсуждать предмет спора. Обязательно дайте оппоненту высказаться и оставайтесь при этом максимально отстраненными. Ваша цель не уступить, а найти компромисс, решение, которое устроит обе стороны.
Отстаивать свои интересы можно и нужно. И все же делать это стоит цивилизованно. Каждый из нас может победить, сохранив мир. Для этого нужно понять одну простую истину — мы обязаны уважать друг друга.
Из инета
Сообщение
отредактировала Сурена, Улан-Батор, Монголия (автор поста) 17.04.2012 18:40