В Европе обсуждают страшный прогноз-рекомендацию от банка Credit Suisse: совсем скоро гражданам запретят есть мясо и ездить по миру, ограничат потребление электричества одним часом в день. За что это Европе? Ответ очевиден – за "зелёный" энергопереход Что решили запретить швейцарские банкиры
Прогноз, который сейчас перепевают на все лады, был опубликован в рамках отчёта банка Credit Suisse. Отчитывались банкиры, как ни странно, не о финансах, а об "ответственном образе жизни". Впрочем, на Западе банки часто становятся не только финансовыми институтами, а главными аналитическими центрами. анкиры снова вспомнили, что образ жизни людей сопровождается выбросами углекислого газа, CO2. Усреднённое домохозяйство в богатой стране (например, в Швейцарии) как-то незаметно производит в год целых 130 тонн СО2 (для сравнения: в самых бедных странах – всего 3 тонны).
Поскольку на Западе принято считать, что углеродный след вызывает изменение климата и пресловутое глобальное потепление, ответственный за климат человек недалёкого будущего должен делать всё, чтобы сократить выбросы CO2. Для этого он должен меньше ездить и путешествовать (чтобы сократить количество выхлопных газов, выбрасываемых транспортными средствами), да и вообще как можно меньше пользоваться всеми удобствами и возможностями, которые есть в богатых странах, – чтобы "углеродить" так, как сегодня получается только в бедных.
Для сохранения климата, сообщили швейцарские банкиры, нужно, чтобы средний европеец производил в год не более 2,5 тонны СО2. Вот шаги к этой благородной цели:
Он вообще не должен есть ни мяса, ни свинины, ни говядины (крупные млекопитающие производят слишком много углекислого газа). Разрешено есть только морепродукты и курицу.
Но совсем немного курицы – не более 100 граммов (!) за раз и не чаще двух раз в неделю.
Сыра можно будет ещё меньше – 25 граммов в неделю. Сыр делают из молока, которое производят, опять же, вредные для климата коровы.
Пиво, кофе и чистое молоко должны быть запрещены.
Шоколада в неделю можно не более 50 граммов. Его производство вредит планете.
Фрукты можно 5 раз в неделю.
Каждый день можно есть только овощи.
Мыться каждый день нельзя – максимум 4 раза в неделю и максимум по 8 минут. Очистка воды – удар по экологии.
Телевизор смотреть можно не более одного часа в день – энергетика всё ещё не "зелёная", да и утилизация техники – дело грязное.
Спортом заниматься – не более 30 минут в неделю. А то вспотеете, и придётся мыться.
Покупать одежду можно очень редко: в год не больше одной пары джинсов и трёх рубашек или футболок.
Это не полный список запретов и рекомендаций швейцарских банкиров. Но их смысл вполне понятен: нужно сделать так, чтобы европеец потреблял как можно меньше электроэнергии, и вообще как можно меньше потреблял. Потому что энергия нужна для любого производства – и продуктов питания, и одежды, и топлива для транспорта. А чем больше вырабатывается энергии – тем больше пресловутый углеродный след – тем больше страдает климат.
Потребление больше не работает
Невооружённым глазом видно, что исполнение, хотя бы частичное, этих рекомендаций будет означать полный крах, конец существующей европейской цивилизации. Закат Европы. Эта самая Европа несколько веков шла к тому, чтобы стать обществом потребления, в котором доминирует средний класс. Класс людей, которые могут себе позволить если не всё самое лучшее, то, во всяком случае, почти всё. Любую одежду и бытовую технику, почти любые путешествия и, уж конечно, почти любую мыслимую кулинарию.
В последние годы всё это благосостояние постепенно сжималось, как шагреневая кожа. Для миллионов в Европе очень многое (причём именно то, что в России воспринимается как неотъемлемая часть жизни даже самых бедных) стало слишком дорого. Прежде всего, слишком дорогим стало отопление. Попытка перехода к "зелёной" энергетике привела к тому, что Европа заставлена ветряными электростанциями, и при этом всё равно критически зависима от ТЭЦ, а те – от русского газа и даже от угля. "Зелёная" энергетика в том виде, как её спроектировали в Евросоюзе, просто не может быть рентабельной: ни один ветряк никогда, сколько бы ни работал, не оправдает цены стали, из которой сделан. Хуже того, не оправдает даже цены коксующегося угля, необходимого для производства этой стали. Именно поэтому Европа сейчас оказалась в такой странной политической позиции по отношению к России. Именно поэтому (прикрываясь "глобальным потеплением") ищет способы сэкономить энергию. Как-то найти баланс между потребностями и реальными возможностями своей экономики.
Всё это не новость – новость в том, что баланс, по-видимому, оказался гораздо дальше от общества потребления, чем казалось раньше. Баланс оказался смещён не на несколько лет или десятилетий – а на несколько веков назад.
Новое средневековье как оно есть
Что порекомендовали европейцам аналитики швейцарского банка? Они предложили вернуться на уровень потребления первой половины XVII века. Да-да, примерно в те времена, когда в России бушевала смута. Францией тогда (до 1610 года) правил Генрих IV – король, переживший Варфоломеевскую ночь. Этот король весьма заботился о благосостоянии своих подданных – и создал, возможно, первую в истории программу экономического развития, ориентированную на рост доходов большинства населения. Во всяком случае, впервые вслух сказал, что хотел бы, чтобы у каждого француза хотя бы один раз в неделю была на столе курица.
Прошло всего-то четыре века, и – вуаля! Каждому французу (а заодно англичанину, немцу и шведу) сказано, что он таки будет есть курицу каждую неделю. Даже два раза в неделВсе остальные рекомендации – поездки не чаще раза в год, мыться горячей водой пореже – родом из того же позднего средневековья. Каждый знает, что русские в XVII веке поражали иностранцев своими банями и привычкой к чистоте – а французские духи тогда нужны были, чтобы аристократки в Лувре не чувствовали запаха собственных давно немытых тел. Не от хорошей жизни – нехватка воды и особенно топлива, чтобы её согреть, были давней бедой европейской цивилизации. И эта беда приходит к европейцам снова – вместе с желанием не зависеть от России.
Европа, на которую мы так долго смотрели как на образец образа жизни, семимильными шагами идёт в Новое Средневековье, во времена страшной бедности и, между прочим, страшного неравенства. Понятно же, что пока большинство будет высчитывать, как бы получить лишние 50 граммов курятины, меньшинство будет объедаться запрещёнными гамбургерами и продолжать летать по миру на бизнес-джетах.
Прогноз швейцарских банкиров вполне может сбыться – для этого всего-то и требуется, чтобы Евросоюз шёл туда, куда идёт сейчас, тем же темпом. С тем же количеством замерзающих в собственных домах, с ограничениями передвижения (тут пандемия очень помогает), ростом безработицы и планами внедрения "базового дохода" – как раз, чтобы денег хватало на час электричества в день и пару новых штанов раз в год.
Европа умирает, точнее – совершает самоубийствою.