В Корее есть поговорка: "Несчастная та девушка, которая выйдет замуж за старшего брата в семье". Это значит, что до конца своих дней, на все семейные праздники, она будет не только принимать у себя всех родственников, их детей и внуков, но и готовить для них и обустраивать все празднества в соответствии с древними обычаям.
В Корее детей с малолетства учат исполнять "Большой поклон". Его исполнение обязательно в буддийском храме перед статуей Будды, на свадьбе и во время традиционных семейных торжеств. А делают его следующим образом: вы низко, в пояс, кланяетесь, затем опускаетесь на колени и касаетесь лбом пола. Потом грациозно поднимаетесь. И так много раз. Большой поклон обязательно исполняется всеми детьми и внуками перед старшими семьи во время главных семейных торжеств - праздника урожая Чхусок и лунного Нового года, когда поминают всех предков. Его выполнение также обязательно на свадьбе. Большой поклон, который исполняют жених и невеста во время свадебной церемонии - очень красивое зрелище, которое пробирает до слез, когда видишь, как молодожены, облаченные в традиционные красочные платья ханбок, опускаются на колени, а потом склоняются к самому полу перед своими родителями.
Родители живут не просто в доме (джип - дом), а в жилище (тэг), и слово это какое-то особо уважительное. Вы не можете обратиться к матери или отцу с простым вопросом, например: "Мама, ты уже поела?" Это совершенно неприемлемо. Вы должны сказать примерно следующее: "Наша многоуважаемая матушка, Вы уже откушали?" Даже для слова "еда" есть простое слово, а есть и специальное, которое употребляется только в общении с родителями. Упоминая маму или папу, или свою семью, корейцы обязательно говорят "наша матушка", или "наша семья" (местоимение моя, мой в отношении родителей и семьи неприемлемо). Даже когда жена говорит о муже, недопустимо говорить "мой муж". Корейцы сделали мне замечание, и теперь в разговоре с ними, упоминая моего мужа (это по-русски), говорю, как положено, по-корейски: "Наш многоуважаемый супруг". Надо сказать, что моему мужу это ужасно нравится. А вот корейский мужчина называет свою жену просто анэ (жена), или джип сарам (человек дома). Роль и положение мужчины в семье - это отдельная история. Недавно я работала переводчиком с группой российских моряков из Мурманска. Они приехали в Корею осваивать новое оборудование для нефтяных платформ, которые строит для российского Газфлота Самсунг. Не удивляйтесь, Самсунг производит не только мобильные телефоны и телевизоры, но и строит прекрасные автомобили и лучшие в мире корабли на своих громадных судоверфях на острове Кодже. Считая меня местной, мне задавали множество вопросов обо всем, что удивляло их в Корее. Особенно понравились мои рассказы о семейных традициях, устоях, и об особом статусе мужа - главы семьи. А после того, как я рассказала, как жены здесь обращаются к своим мужьям, многие из ребят подходили ко мне и просили написать "наш многоуважаемый супруг" по-корейски, очень уж это им понравилось.
Родительский авторитет в Корее все еще незыблем. Любая просьба или приказ отца или матери не обсуждаются, а исполняются. Родители всегда держат дистанцию со своими детьми, никакое панибратство недопустимо. "Большой поклон", которому учат всех детей с малолетства, а также основы конфуцианства, формируют основы поведения корейской молодежи.
Конфуцианство, то есть учение, а скорее свод правил о поведении в жизни, добросовестном несении государственной службы, о правильном порядке в семье, пришло в Корею из Китая, её северного соседа, еще до нашей эры и получило здесь свое развитие, а впоследствии стало сводом жизненных норм и правил поведения. Сами китайцы удивлялись приверженности корейцев конфуцианству, той готовности, с которой было принято это учение, и стали называть Корею "Восточной страной учтивости". Основа конфуцианства и его важнейший закон - это культ предков, а главная обязанность человека - это сыновняя почтительность и почитание предков. В сознании корейцев глубоко укоренились основные конфуцианские ценности.
В центральной части Южной Кореи сохранилось много конфуцианских деревень, вернее, маленьких городков, где строго чтят древние обычаи и традиции. Учитель корейского языка и мой большой друг Ли Сорим недавно вышла замуж за парня как раз из той, конфуцианской области. Она много рассказывает нам, ее студентам, о тамошних традициях. То, что ее муж выполняет любую просьбу родителей и мчится в родной городок по первому их зову, это для Кореи скорее норма. Однако Ли Сорим, время от времени навещая родню супруга, иногда и сама удивляется многим вещам. Например, той строгости, в какой воспитываются там дети, точному соблюдению всех древних обрядов, особенно обряду поминовения предков, а также положению женщины в семье, которая, со слов ее свекрови, "...должна быть тенью мужа, вести все хозяйство, никогда не показывать своих эмоций, и даже прикрывать рот, улыбаясь, дабы не смущать взор окружающих". Родня мужа постоянно обвиняет Ли Сорим в том, что она смотрит человеку прямо в глаза, что для женщины недопустимо (скромность прежде всего!). Приходится ей объяснять, что уже много лет она преподает корейский язык иностранцам, поэтому просто не может не смотреть человеку в глаза, это вошло в привычку.
- Плохая привычка. Отвыкать надо, - делает замечание ее свекровь.
- Сильно ты независимая, и кто тебя воспитывал? - удивляется свекор. - Вон, все женщины на кухне, готовят угощения, а ты с детьми играешь. Непорядок.
- Но они меня сами попросили уйти, с меня на кухне толку мало, - оправдывается Ли Сорим, в свои 30 лет уже успевшая защитить диссертацию и получить должность профессора университета, что просто невероятно для молодой женщины ее возраста.
- Вот и я о том же. Толку с тебя - чуть! - не сдается свекор.
Вот такая традиционная конфуцианская семья.
в Корее мужчин больше,чем женщин